Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Жизнь перед страхом смерти

Перманентное чтение книг известного психотерапевта Ирвина Ялома привело меня к его воспоминаниям. Из них стало понятно почему свой терапевтический опыт он описывает не академическим языком, а художественным в виде рассказов.

Как оказалось И. Ялом всю жизнь питал довольно сильную страсть к литературе. Он изучал философию и литературу параллельно медицине и находил в них ответы на вопросы, которые не мог найти в психиатрии.

Рассказывая терапевтические истории, автор делится своими переживаниями, чувствами, сомнениями, которые он испытывает во время терапевтического процесса.

Отдельный интерес Ялом проявлял к творчеству экзистенциальных писателей таких, как Ф. Достоевскоий, Л. Толстой, С. Беккет, М. Кундера, Г. Гессе, А. Мутис, К. Гамсун (именно в этом порядке он их и называет). Ценность этих литературных титанов он видел в том, что они «пытались отыскать смысл в бессмысленном мире, открыто противостояли неизбежной смерти и непреодолимой изоляции».

Но это предыстория к тому главному, о чем хотелось бы написать в этой статье. Меня впечатляет активное исследование Яломом страха смерти. Описание подобного опыта основано на практических исследованиях этого экзистенциального страха у смертельно больных людей.

Ялом пишет, что был поражен той колоссальной изоляцией, которая сопровождает встречу человека с неизлечимой болезнью, когда он осознает, что остается с ней один на один. Ему не с кем обсудить то, что он чувствует, как справляется с болью и переживает мысль от неизбежной смерти. Человек старается не обсуждать свои ужасные, пугающие мысли с родственниками и друзьями, чтобы не погрузить их в депрессию.

С другой стороны, близкие больного стараются не обсуждать с ним его болезнь и самочувствие, чтобы еще сильнее не травмировать его.

Ялом всегда был поклонником групповой терапии. Имея за плечами многолетний опыт ведения групп, он создает одну из них для раковых больных. Группа быстро сплачивается. Когда кто-то из участников умирал, Ялом вводил новых. И так на протяжении десяти лет.

Задача группы была облегчить изоляцию смертельно больных людей и дать им хоть какое-то утешение. Измученные неизлечимой болезнью пациенты учились с ней жить. Мысль о смерти помогала им приходить к осознанию, что «поскольку жизнь у нас всего одна, нам следует жить в полную силу и завершить ее с как можно меньшим количеством сожалений».

Ялом признается, что эта группа многому научила его. Работа со смертельно больными людьми и побудила его ставить здоровых пациентов перед фактом их смертности, что мотивировало их менять свою жизнь.

Приведу здесь очень наглядное упражнение автора, которое вызывает глубокое осознание мимолетности своей жизни.

Проведите на листе бумаги черту. Один ее конец символизирует ваше рождение, а другой- вашу смерть. Поставьте на этой линии отметку, определяющую, где вы сейчас и поразмыслите над этим.

Несмотря на ценность опыта, которые мэтр получал от групповой терапии, была и обратная сторона этого опыта, так называемая плата за него. Обострился его собственный страх смерти. Часто после групповых встреч психотерапевтом овладевала острая тревога, и он размышлял о собственной смерти. Его мучила бессонница и преследовали кошмары.

Чтобы как-то справляться со трахом смерти и продолжать работу с обреченными на смерть пациентами, Ялом решил пройти личную терапию. В то время ему было сорок с небольшим лет. Его терапевтом стал Ролло Мэй, которому было под семьдесят. В силу возраста страх смерти был более актуален для терапевта, нежели для пациента. Ялом вспоминает, что зачастую сеансы причиняли его терапевту дискомфорт, «но он ни разу не отшатнулся и не отказался сопровождать меня в поисках ответа на самые мрачные вопросы о смертности". Никаких инсайтов не случилось, но со временем Ялом стал ощущать себя спокойнее и мог продолжать работать с умирающими пациентами.

Не было, да, пожалуй, и нет четких рекомендаций как должна проходить личная терапия с таким запросом. Ролло признавался впоследствии своему пациенту: «Я знал, что тебе что-то нужно от меня в терапии, но не представлял, что это такое и как тебе это дать».

И все же он помог Ялому. Несмотря на то, что сам механизм помощи остался для обоих тайной, пациент все же назвал то главное, что позволило ему укротить свой страх смерти: Ролло давал ему свое присутствие. Он без колебаний сопровождал его в темные области его сознания и дарил отеческую заботу, в которой тот так нуждался.

Не так много нужно человеку, охваченному страхом смерти: поддержка в виде присутствия, внимания и эмпатии. Однако не так уж это и мало.

P.S. Записаться ко мне на консультацию можно в личном сообщении на сайте или через WhatsApp по тел. 8 (906) 497-76-65, мой Телеграм - канал https://t.me/podskazki_natali

Автор: Кытманова Наталья Мирославовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru