Найти в Дзене
Православный чтец.

ИИСУС ХРИСТОС. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. СЕРДЦЕ ОТЦА.

Оглавление

Путь человека к истинной вере долог, как и путь Христа в Иерусалим. Это связано с тем, что на этом пути Он открывает людям знания, которые они должны осознать, запомнить и принять в своё сердце, чтобы следовать им на протяжении всей жизни.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Каждый из нас сам решает, как поступить, это вопрос совести, вопрос выбора и свободы. Иногда выбор бывает трудным, но, следуя путём Господа нашего Иисуса Христа, мы все в конце концов приходим к истине.

Господь говорил, что каждый человек ценен для Него, поэтому мытари и грешники стремились слушать Христа, вызывая недовольство фарисеев и книжников. Христос рассказал им притчу: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девять в пустыне и не пойдёт за пропавшей, пока не найдёт её? А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью и, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: радуйтесь со мной, я нашёл мою пропавшую овцу. Говорю вам, что на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не нуждающихся в покаянии».

Про грешника здесь все понятно, его принимают с покаянием. Бог принимает его.

коллаж автора
коллаж автора

Иногда можно встретить рассуждения о том, что грешный человек неизбежно обречён на вечные муки в аду, а мы должны радоваться справедливому наказанию. Однако Бог не испытывает радости, а сатана, наоборот, ликует.

Так на чьей же вы стороне? И что же ждёт каждого из нас по справедливости? И кто здесь праведник, не нуждающийся в покаянии? Я не чувствую себя праведником. Может быть, ты, читатель, считаешь себя таковым? Но ведь праведник — это скорее исключение из человеческой природы.

ПОКАЯНИЕ

Важно помнить, что для Бога любой человек ценен, и на небесах каждому будут рады. Что же касается требования покаяния, то не стоит рассматривать его как воспитательную или принудительную меру. В последнее время стала популярной идея о том, что человек должен каяться в том, в чём мы его обвиняем, публично, перед всеми нами, и тогда мы, возможно, простим его. Но кто же тогда будет судить? Получается, что для Бога места не остаётся.

Мы не имеем права осуждать человека, это может делать только Всевышний. Ему нужно наше покаяние, и это в наших же интересах. Без покаяния грешник не сможет взглянуть Богу в глаза — он будет немедленно уничтожен.

И это нам хорошо известно, об этом подробно говорится в последовании ко Святому Причащению: «Тело и Кровь Господа — это огонь, попаляющий недостойное, очищающий от скверны. Покаяние и причащение очищают нашу духовную природу, дают благодать, делают для нас возможным богообщение и вхождение в Царство Небесное...»

Надолго ли? Это уж кто как сможет.

Христос рассказывает нам притчу, которая прошла через века и до сих пор остаётся актуальной. Это великая история о грехе и воздаянии, о любви и милости, о скрытых мотивах и самовозвеличивании — притча о блудном сыне. Она готовит нас к будущей жизни и должна сопровождать нас на протяжении всего пути. Нет необходимости читать эту притчу заново, но нужно обдумывать каждую строку снова и снова.

В Евангелии от Луки она находится в 15-й главе.

Обращая внимание на разные детали, мы можем лучше понять её смысл. Так наше сознание приходит в гармонию со Словом Божьим. И дело не в том, чтобы стать лучше (хотя стремление к познанию истины, как учил нас Спаситель, не считается грехом), а в том, чтобы научиться видеть себя перед лицом Бога.

Давайте применим эту историю к нашей жизни и посмотрим, как часто мы сталкиваемся с подобными ситуациями, независимо от времени и места.

ПРИТЧА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

У одного человека было два сына. Младший из них обратился к отцу с просьбой: «Отче! Дай мне часть имения моего, которая мне полагается». Отец разделил между ними наследство.

Стоит отметить, что молодой человек не просто проявил алчность и показал, что ему нужно имущество отца — их больше ничего не связывало. Он продемонстрировал подсознательное желание смерти отца.

Хотя никто не выгонял его из дома, он хотел получить материальные блага и скрыться от глаз отца, чтобы не испытывать стыда.

МЛАДШИЙ СЫН - БЛУДНЫЙ

Через некоторое время младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в дальнюю сторону. Там он начал тратить своё наследство, ведя распутный образ жизни. Когда он всё потратил, и в стране наступил голод, он начал нуждаться. Он пошёл работником к одному из жителей страны и стал пасти свиней. Он был рад есть рожки, которыми кормили свиней, но никто не давал их ему.

Многие проповедники описывали душераздирающую картину молодого человека из хорошей семьи, который вынужден питаться свиным кормом. Но это не так.

коллаж автора
коллаж автора

Рожки — это плоды дерева семейства бобовых, например, акации. Говорят, они довольно вкусные. Однако для сюжета блудного сына это не имеет значения, потому что чистые и питательные рожки давали свиньям, а свинарю, вероятно, давали что-то похуже.

Кроме того, понятно, что несчастный оказался вне общины, где свинина была запрещена.

В этот момент произошло горькое осознание.
«Придя в себя, он сказал: «Сколько работников у моего отца имеют достаточно еды, а я умираю от голода! Я пойду к отцу и скажу ему: «Отец, я согрешил против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном. Возьми меня к себе в работники». Он встал и пошёл к отцу».

Не стоит осуждать этого человека за его «низменные» желания. Давайте же отбросим привычку всех подозревать, презирать и осуждать и посмотрим, как блудный сын преодолевает свою гордость и страшное искушение утверждаться в собственной силе, в том, что «мне от вас ничего не нужно»...

На самом деле, всем нам что-то нужно друг от друга: любовь, тепло, сочувствие, участие, понимание. И всем нам нужно многое от Бога: общение с Ним, Его благодать, Его спасение. А Ему нужно наше обращение к Нему, наша любовь к Нему и к ближним.

Если же мы будем стремиться к самостоятельности, мир может разрушиться. И это уже происходит.

Итак, сын, осознав свою вину, решился пойти к отцу, чтобы признаться в содеянном и принять любое наказание. Но он не мог представить, что его ждёт.

Ещё издалека отец увидел его и, преисполненный сочувствием, побежал навстречу. Обняв и поцеловав сына, он услышал слова: «Отец, я согрешил перед тобой и перед небом, я больше не достоин называться твоим сыном». В ответ, отец велел слугам принести лучшую одежду, одеть сына, надеть ему на руку перстень и обуть его. Затем он распорядился заколоть откормленного телёнка. Они начали трапезу, наполненную радостью и весельем, ведь сын, который, казалось, был потерян, снова обрёл жизнь.

В тексте апостола Луки мы находим жизненные подробности, которые согревают душу и делают это событие ещё более потрясающим.

коллаж автора
коллаж автора

Сын видит бегущего к нему отца, который уже обнял и поцеловал его. Юноша понимает, что прощён и принят, но это не освобождает его от долга покаяния. Он должен произнести заранее приготовленные слова раскаяния не для того, чтобы что-то получить, а чтобы очистить свою душу. Он искренне считает себя недостойным восстановления в качестве сына, но именно это и происходит — не по его заслугам, а по милости отца.

Это яркий пример смирения, которое заключается в сотворчестве с Богом.

Любовь и радость отца раскрываются в его безграничной щедрости и доброте. В честь возвращения блудного сына устраивается пир, где он утопает в роскоши и почёте. Как говорится, Бог даёт «просто и без упрёков» (Иак 1:5).

Также стоит отметить, что в своём подсознательном желании смерти отца, о котором мы уже упоминали, сын сам стал мёртвым, и это было одним из источников боли, которую испытывал отец.

Но дальше все гораздо хуже. Блудному сыну хорошо: поддался своим низменным страстям, совершил опрометчивые поступки и оказался в окружении, где сам стал хуже, чем животное. Однако он осознал свою ошибку и раскаялся.

А вот со старшим сыном всё гораздо сложнее.

СТАРШИЙ СЫН - ДОБРОПОРЯДОЧНЫЙ

Старший сын этого человека трудился в поле. Когда он возвращался домой, то услышал радостные крики и пение. Он позвал слугу и поинтересовался, что происходит. Слуга сообщил ему, что его брат вернулся, и отец зарезал откормленного телёнка, поскольку тот был здоров.

Этот человек был старшим сыном и много времени посвящал работе по хозяйству. Он являлся прямым наследником всего, что осталось после того, как его брату была выделена его доля. Однако не стоит думать, что он усердно трудился на отца — это было не так. Он работал на себя.

Когда он услышал радостные крики в доме, то не испытал восторга и не поспешил туда. Он был насторожен и подозрителен к этой радости. Он был серьёзным и положительным человеком, каких было немало. Он был осторожен и сначала решил расспросить слугу.

Он подозревал отца в каких-то замыслах, не доверял ему и опасался некоторых его поступков. У него не было ни доверия, ни любви к отцу. Он видел лишь свой долг: отец должен был передать ему имущество, а он должен был сохранить его. И это всё, что он знал.

В словах слуги, который, по-видимому, был человеком искренним и простым, мы слышим нечто важное: он полагает, что отец заколол телёнка, радуясь благополучию сына и его возвращению домой. Телёнок, по его мнению, является своего рода благодарственной жертвой.

коллаж автора
коллаж автора

Однако старший сын не разделяет эту радость и не чувствует благодарности. Более того, мысль о том, что отец испытывает счастье, приводит его в ярость, настолько, что он даже не может войти в дом.

Отец же, выйдя навстречу, пытался позвать его, но тот ответил: «Я много лет служу тебе и никогда не нарушал твоих приказов, но ты никогда не давал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. А когда этот твой сын, который растратил своё имущество с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка».

ЛЮБЯЩИЙ ОТЕЦ

Мы видим, что любящий и заботливый отец поступает с этим сыном так же, как и с блудным: он выходит навстречу, не испытывая ни гордости, ни гнева. Он хотел бы, чтобы его сыновья жили вместе с ним в любви и радости, чтобы они любили его и друг друга.

Но «добропорядочный» сын не проявляет любви ни к отцу, ни к тому, кого он даже не может назвать братом, говоря «этот твой сын». Он упрекает отца в своих заслугах, и он говорит о том, что они не были достойно вознаграждены. Поминается и порочное прошлое «этого сына». В общем, всё, что полагается, когда за порядочным поведением скрывается гордость, корысть, чёрствость и самовозвеличивание, выливается в ненависть к ближнему и в протест против Бога.. (..который, не делает различий между работниками первого и одиннадцатого часа..) (см. Мф 20:1-16)

Однако отец не отвечает злом на зло. «Он сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё — твоё. Но ты должен был радоваться и веселиться о том, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашелся».

Здесь противопоставляются два обращения: «этот твой сын» — с оттенком брезгливости, и «брат твой» — тёплое и примирительное.

коллаж автора
коллаж автора

Дорогие друзья, очень важно более спокойно относиться к своим духовным, и жизненным достижениям, не переоценивая их и не расстраиваясь из-за того, что не успели дочитать весь канон. Вместо этого стоит хотя бы мысленно обратиться к тем, кого мы обычно считаем недостойными, со словами «брат мой» и вспомнить их с теплотой и уважением. Господь учит нас смирению и любви к ближнему.

«Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Такой, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и старанием, а не помощью Божией.» (Преподобный Авва Дорофей)

Слава тебе, Господи, и спасибо за всё..

Друзья, мой канал не оплачивается, поэтому если было полезно и понравилось, оцените пожалуйста, поставьте ЛАЙК, он является моим стимулом для создания новых статей. Будьте добры.

Оставляйте комментарии и, и пишите, что вас интересует..

Все статьи канала здесь - Православный чтец.

Жмите на канал, и подписывайтесь, что бы не пропустить новые статьи.

Благодарю.