Найти в Дзене
Италия PRO

"Сикстинская Мадонна" — величие и человечность

Оглавление
 Рафаэль Санти. "Сивиллы и ангелы". Санта-Мария-делла-Паче. 1514 г.
Рафаэль Санти. "Сивиллы и ангелы". Санта-Мария-делла-Паче. 1514 г.

Образ мадонны — центральный в искусстве Рафаэля (1483-1520 гг.), к нему мастер обращался на всех этапах своего творчества. Высшей точкой развития этой темы явилась "Сикстинская Мадонна", в которой Рафаэль превзошел не только других художников Италии, но и самого себя. "Сикстинская Мадонна" считается не только лучшим произведением Рафаэля, но и принадлежит к числу высших достижений мирового искусства. В каждой из своих мадонн Рафаэль стремился подняться на более высокую ступень в выражении полной меры человеческого совершенства. В "Сикстинской мадонне", одном из последних рафаэлевских изображений Девы Марии, мастер достиг цели своих устремлений, наметившихся с первых шагов в искусстве, — воплощения общечеловеческого идеала женской красоты, самой "идеи красоты".

Что же делает ее такой великой? Почему духовные проблемы, затронутые в картине, не теряют своей актуальности, а художественное исполнение поражает высшей степенью своего совершенства? Рассуждаем в этой статье.

Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. Галерея старых мастеров, Дрезден. 1512-1513 г.
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. Галерея старых мастеров, Дрезден. 1512-1513 г.

Для более комфортного прочтения прилагаем небольшой словарик с терминами и именами. Напоминаем, что полезные материалы по теме можно найти в конце статьи.

Мини-словарик:

1. Алтарь — священное место в церкви, где совершаются религиозные обряды. "Сикстинская Мадонна" создавалась как алтарное произведение.

2. Высокое Возрождение — высшая стадия эпохи Возрождения, связанная с творчеством Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.

3. Галерея старых мастеров — музей в Дрездене (Германия), где сегодня хранится «Сикстинская Мадонна».

4. Понтифик — другое название папы римского или высокопоставленного церковного деятеля, обозначающее его духовный авторитет.

5. Форнарина — предполагаемая возлюбленная Рафаэля, которая могла послужить моделью для некоторых его картин.

Чудесное видение, или образ, пришедший свыше

Общность типа некоторых рафаэлевских женских образов римского периода породила предположение, что художнику служила моделью одна и та же женщина, его возлюбленная, прозванная "Форнарина", что значит булочница. Эта римлянка с ясными благородными чертами лица, удостоившаяся любви вельможнейшего из живописцев, была дочерью пекаря. Быть может, образ ее и вдохновлял Рафаэля, однако этот образ, по-видимому, все же не был единственным. Вот, что мы читаем в одном из писем Рафаэля к Кастильоне (1478-1529 гг.): " Я скажу Вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть много красавиц... Но в виду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Я не знаю, имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть".

Мадонна с младенцем. Фрагмент.
Мадонна с младенцем. Фрагмент.

Посмотрим же на эту идею, которая пришла на ум Рафаэлю, идею, которую он, очевидно долго вынашивал, перед тем, как воплотил ее в полном своем величии. "Сикстинская Мадонна" написана по заказу монахов-бенедиктинцев для алтаря церкви Св. Сикста в городе Пьяченце, построенной на деньги, пожертвованные папой Юлием Вторым (1503-1513 гг.) еще в бытность свою кардиналом, поскольку святой Сикст считался небесным покровителем семейства делла Ровере. Известно, что Рафаэль был блестящим рисовальщиком и всегда уделял большое внимание подготовительному этапу работы, разрабатывая тему будущего произведения в предварительных рисунках. Однако к "Сикстинской мадонне" не сохранилось ни одного наброска или эскиза. Возможно готовый замысел возник сразу в воображении художника и он, работая над картиной, еще не утратил остроты чувства, под влиянием которого она родилась. Существует предание, что "Сикстинскую мадонну" Рафаэль увидел во сне. Этот образ возник как видение, как чудо, и художник сумел передать то состояние, которое он пережил сам.

Занавес раздвинулась, и тайна небес открылась глазам человека

Картина поражает своей неожиданностью и повергает зрителя в состояние глубокого эмоционального потрясения. Мария величественной поступью идет по облакам, неся своего ребенка. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречают ее, преклонив колени, епископ Рима Сикст Второй (257-258 гг.), облаченный в парчу; Святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют вверх мечтательно-задумчивый взор.

Два задумчивых ангелочка. Фрагмент.
Два задумчивых ангелочка. Фрагмент.

Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе. Ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода.

Варбара из Никомедии. Фрагмент.
Варбара из Никомедии. Фрагмент.

Художник изображает Мадонну в полный рост, и потому ее величественная фигура, внушительность которой увеличивается за счет тяжелых складок массивного одеяния, раздуваемого могучим порывом ветра, царит над всеми. Красота и женственность Девы Марии подчеркиваются сопоставлением с престарелым понтификом, а сравнение со святой Варварой, тоже юной и прекрасной, движения которой полны благородства и грации, выявляет исключительность Мадонны. Величие Девы Марии удивительным образом соединяются с хрупкостью и беззащитностью.

Мадонна с младенцем. Фрагмент.
Мадонна с младенцем. Фрагмент.

В "Сикстинской мадонне нет гармонии и покоя. В ее лице прочитывается душевное смятение. Она смотрит на зрителя, но не видит его. Это скорбное выражение как бы отражается на не по-детски серьезном лице Христа, усиливая предчувствие трагедии. Изумление, которое испытывает папа Сикст Второй, упавший перед Мадонной на колени, свидетельствует о божественности происходящего.

Портрет Папы Сикста II. Фрагмент.
Портрет Папы Сикста II. Фрагмент.

Мы видим эту сцену глазами понтифика, словно рассказ о чуде ведется от его лица. Он осуществляет связь между персонажами картины и зрителем, тем самым подключая его к сопереживанию. Жестом обращаясь к зрителю, папа как бы призывает его тоже встать на колени и преклониться перед девой Марией, ибо она совершает подвиг самопожертвования — она несет людям своего единственного сына, зная о той судьбе, которая его ожидает.

Это не реальность, а зрелище. Зрелище, преображающее реальность в ее величии, возвышающее душу в своей абсолютной гармонии, покоряющее и облагораживающее нас. Это то самое зрелище, которого ждала Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире.

Образ великий и вечный

Дрезденская галерея.
Дрезденская галерея.

И зрелище это волнует и по сей день. И сколько прекрасных и верных слов о "Сикстинской мадонне" было сказано уже во всем мире, и, в частности в России. Как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден, посмотреть на великое чудо! Послушаем их суждения. Брюллов (1799-1852 гг.): ...Чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражением грации, соединена со строжайшим стилем...". Герцен (1812-1870 гг.): "Внутренний мир ее разрушен, ее уверили, что ее сын сын божий, что она богородица; она смотрит с какой-то нервной восторженностью, с материнским ясновидением, она как будто говорит: "Возьмите его, он мой". Но в то же время прижимает его к себе так, что, если б можно, она убежала бы с ним куда-нибудь вдаль и стала бы просто ласкать, кормить грудью не спасителя мира, а своего сына". Достоевский (1821-1881 гг.) видел в "Сикстинской мадонне" высшую степень человеческого благородства. Поленов (1844-1927 гг.) писал, что "Сикстинская Мадонна" уже давно составляет для европейцев" такой же культ, как для араба черный камень в Мекке". И зрелище это волнует нас по сей день. Сколько восторгов, душевных порывов, даже слез вызывает "Мадонна" у каждого, кому посчастливилось полюбоваться на это великое произведение воочию! И сколько еще миллионов глаз будут созерцать этот непревзойденный по своему духовному великолепию образ!

Полезные материалы:

1. Данилова И. Русские писатели и художники XIX века о Дрезденской галерее. Старые мастера в Дрезденской галерее (1959).

2. Любимов Л. Д. Небо не слишком высоко (1978).

3. Морозова О. В, Яйленко Е. В., Геташвили Н. В. Леонардо, Рафаэль, Тициан (2015).

4. Художественная словесность: теория, методология исследования, история. Коллективная монография, посвященная 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Минералова. (2018).

5. Arzamas. Виктория Маркова. Лекции. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Почему Рафаэль считается величайшим художником эпохи Возрождения, в чем разница между ним, Леонардо и Микеланджело, почему его так любил Достоевский, и других важных вещах.

Рафаэль: как подготовиться к выставке

6. Arzamas. Давид Крашовец. Статья: "Было ли Возрождение?". Почему слово «Возрождение» вводит в заблуждение — и почему от него тем не менее никто не отказывается

Было ли Возрождение?