Найти в Дзене
Ляоляо

Китай и любовь :)

В пятницу был День святого Валентина.
День, когда, типа, признаются в любви. Что ж, с опозданием, я готова это сделать - и признаться в любви к китайскому языку и китайской культуре. Но я - не фанат(ка). Я не из тех, для кого свет клином сошелся на объекте любви.
Разумеется, сперва и прежде всего я люблю наш, русский язык - и нашу, русскую-российскую, а также мировую культуру.
Однако в китайской культуре, а значит, картине мира и языке для меня нашлось то, что особенно ценно. И это то, что на мой взгляд, китайская культура основана на любви.
(сразу договоримся, что в статье речь идет о любви как высшем бескорыстном чувстве, в христианском даже, я бы сказала, смысле слова). Многие, наверное, удивятся. Скажут, ну китайцы же материалисты! У них земное, материальное на первом месте. Ну ок, еще всякие правила, ритуалы, почтительность к начальству и к старшим. Это разве про любовь? ТЕМА БОЛЬШАЯ и сложная (в смысле complicated, 复杂 - а не difficult, но можно сказать и 难说 / 难解释 - трудно (

В пятницу был День святого Валентина.
День, когда, типа, признаются в любви.

Что ж, с опозданием, я готова это сделать - и признаться в любви к китайскому языку и китайской культуре.

Изображение в авторском варианте
Изображение в авторском варианте

Но я - не фанат(ка). Я не из тех, для кого свет клином сошелся на объекте любви.
Разумеется, сперва и прежде всего я люблю наш, русский язык - и нашу, русскую-российскую, а также мировую культуру.

Однако в китайской культуре, а значит, картине мира и языке для меня нашлось то, что особенно ценно.

И это то, что на мой взгляд, китайская культура основана на любви.
(сразу договоримся, что в статье речь идет о любви как высшем бескорыстном чувстве, в христианском даже, я бы сказала, смысле слова).

Многие, наверное, удивятся. Скажут, ну китайцы же материалисты! У них земное, материальное на первом месте. Ну ок, еще всякие правила, ритуалы, почтительность к начальству и к старшим. Это разве про любовь?

ТЕМА БОЛЬШАЯ и сложная (в смысле complicated, 复杂 - а не difficult, но можно сказать и 难说 / 难解释 - трудно (рас)сказать, труднообъяснимая). Но я попробую.

В качестве преамбулы же замечу, что есть в науке компаративистские исследования, которые показывают параллели между китайской философией ДАОСИЗМА, в которой Дао - это начало всего и в то же время процесс, а также соединение несоединимого - бытия и отсутствия, всех противоположностей, которые в Дао словно дают ноль, как известные "плюс на минус" -

и онтологией и учением ХРИСТИАНСТВА.

Углубляться не буду, это так, пища для размышлений.

Кстати, в китайской культуре ценностью является ПРОСТОТА и СМИРЕНИЕ. И это очень важно. Именно эти два качества и делают возможным проявление высшего чувства - ЛЮБВИ, которая по сути своей - выражение ЕДИНСТВА.

Китайцы не очень любят оперировать словом "любовь". Потому что слово это в других языках уж очень затаскано. И в этом тоже что-то есть. "Слово высказанное - есть ложь".

Так вот, именно в простоте, смирении (качества, которые описывал как присущие ему сам Лао-цзы) и можно быть больше себя самого, в этом заключается способность выйти за свои рамки (можно сказать современным языком: "рамки своего эго").

И опять вернемся к ДАО. В современном китайском языке это слово применяется к разным направлениям деятельности, требующим подчинения ума и природы универсальному закону ДАО. Тогда говорят о ПУТИ (одно из значение этого слова - 道): Путь Воина (bushido, он же 武士道 wu3shi4dao4); Путь Чая - 茶道, Путь Каллиграфии (яп. сёдо 书道), Путь Правды (справедливости) - 公道...

В двух словах, следование определенному Пути - это очищение себя от "я" и полное погружение в саму деятельность с возможностью постичь ее совершенство через очищение себя самого от всего лишнего и вредного.

И я бы сказала, что все это и есть путь любви. Путь растворения себя и своего эго в чем-то большем.

Да, у китайцев это разные маленькие пути. Это путь мастерства.

Но не этого ли нам очень не хватает сегодня? Разве не было бы чудесно, если бы вокруг были люди, занимающиеся любимым делом, с полной самоотдачей и достигшие в этом деле совершенства? Ведь человек, который любит свое дело, он любит и тех, для кого он делает это дело. Сапожник любит сапоги и тех, кто будет их носить. Калачник - калачи и тех, кто будет их есть. Врач - медицину и тех, кому его искусство поможет.


С воинами чуть сложнее. Наверное, они любят не само искусство убивать, но технику, а также тех, под чьи знамена встают? Сложно, сложно. Потому что это не мирное занятие. И те, кто работали на якудза с помощью боевых искусств, тоже ведь считали себя следующими пути Воина...

(окончание следует).