Удивительно, но это так. Потому что в современных реалиях пути иномарок в Россию неисповедимы… И в прошлом году неожиданно вырос поток автомобилей, ввозимых в Сибирский федеральный округ из Монголии и Китая.
В Иркутской таможне не назвали точной цифры, но обозначили рамки: за 2024 год ими оформлено порядка 900 машин, импортированных физическими лицами в Иркутскую область из Китая и Монголии. И это количество ввезенных авто в разы больше, чем годом ранее.
Причем, по словам таможенников, из Китая импортируются машины китайского производства, а из Монголии – японского и корейского автопрома.
- Мы понимаем, что в отношении России действуют определенные санкции по ввозу автомобилей, в том числе из Японии, стран Евросоюза и из Америки, - пояснил начальник Иркутской таможни Сергей Сабанцев. – Соответственно, наши граждане переориентировались и в настоящее время возят автомобили из стран-соседей, с которыми у нас партнерские отношения. Что касается Монголии, в этом государстве разрешен ввоз машин из других стран, в том числе из Японии, Кореи. Россияне, прибывая в Монголию, могут спокойно купить автомобиль, который, соответственно, там уже оформлен, и привезти его сюда беспрепятственно.
А в Сибирском таможенном управлении (СТУ) уточнили объемы ввоза.
В восемь раз выросли поставки легковых автомобилей
в регионы Сибирского федерального округа (СФО) за 2024 год. И к основным названным выше странам-импортерам здесь добавили еще и Грузию.
Если в 2023 году в СФО ввезли только 530 автомобилей, то за прошлый год – свыше четырех тысяч.
По словам главы СТУ Дмитрия Колыханова, количество автотранспортных средств резко возросло. Этот рост может быть связан с тем, что поскольку в конце прошлого года в России увеличился утилизационный сбор, граждане до этого в течение 2024 года завозили автомобили по комфортной стоимости. Лидерами по ввозу среди сибирских регионов стали Новосибирская и Иркутская области.
Таможенник уточнил также, что
Грузия и Монголия в этой категории поставок выступают как транзитные страны.
С одной стороны, появление Монголии в списке стран – поставщиков автомобилей в Россию – конечно, неожиданность. С другой, такой зигзаг в поставках как по параллельному импорту, так и автомобилей с японских аукционов вполне логичен.
В Монголии автомобильная сфера достаточно развита и в значительной степени ориентирована на японский автопром.
В столице страны сегодня зарегистрировано 756 тысяч машин, то есть один автомобиль на двух жителей. А про улан-баторские пробки впору писать ужастики. Я прошлым летом в центре монгольской столицы
расстояние в пять километров по проспекту сумел преодолеть лишь за ТРИ часа
– на автобусе по выделенной полосе и на такси. Просто в четверг вечером.
Ну то есть монгольским коллегам наших автобизнесменов тема сильно знакома. А тут и спрос появился.
Только насколько стоимость автомобиля, привезенного таким путем, сегодня «комфортна» для наших граждан?
Я вижу здесь лишь один плюс: через Монголию действительно можно привезти любой автомобиль из японского санкционного списка. Если хочется. Но придется переплатить. Так как к цене японского аукциона добавляются монгольские услуги, а затем все равно и российские таможенные платежи.
Поскольку на купленном автомобиле вы все равно будете пересекать границу в Кяхте, посмотрим, что на этот счет говорят в Бурятской таможне.
Порядок ввоза автомобилей из Монголии
Для выпуска автомобиля, ввезенного в Россию из Монголии, в свободное обращение необходимо растаможить машину и уплатить необходимые платежи и сборы.
✔️ При ввозе автомобиля в Россию на границе необходимо заполнить таможенную декларацию, предоставить подтверждающие документы, оплатить таможенные платежи и утилизационный сбор.
✔️ Таможенную декларацию можно заполнить как самому при личном ввозе автомобиля, так и воспользоваться услугами таможенного представителя.
✔️ При необходимости автомобиль можно поместить под процедуру таможенного транзита для доставки автомобиля по адресу проживания лица. Для этого дополнительно необходимо внести денежный депозит на счет Бурятской таможни в качестве обеспечения по уплате таможенных платежей.
✔️ Более подробная информация размещена на сайте ФТС России в разделе «Физическим лицам – Правила перемещения товаров – Транспортные средства».
Можно, конечно, и не платить. Но тогда надо оформлять временный ввоз. Согласно которому на таком авто можно будет ездить по России только полгода. Если машина зарегистрирована на иностранца, то – год.
Глянем примерную переплату за машину, привезенную через Монголию.
В конце прошлого года по улан-баторскому авторынку гуляла известная автоблогер Настя Туман. Возьмем увиденный ею ценник на один из самых популярных в Монголии автомобилей.
Итак, «Тойота Приус» 2017 года (на фото) стоит в Улан-Баторе 42 млн тугриков. Или по-нашему курсу, который сегодня стал уж очень невыгодным, это 1,62 млн рублей. Далее рассчитываем все таможенные сборы и платежи. Их выходит на 614 740 рублей. Итого конечная стоимость этого «Приуса» 2017 года в России будет почти 2,24 млн рублей.
➡️ Если сравнивать с российскими предложениями на «Дроме», то за такую цену там более свежие «Приусы» - начиная с 2019 года.
Так что главное для нас достоинство покупки авто через Монголию: можно привезти любой японский автомобиль из «запрещенного» списка. И скорее всего это направление будет и далее расширяться.