Имя молодого юноши, комсомольца Юрия Михайловича Иванова - партизана, погибшего от рук немецко-фашистских захватчиков знает каждый в Дедовичах Псковской области. О его жизни, боевом пути и смерти написаны книги, по которым выросло несколько поколений. Все они были опубликованы после смерти героя. Однако имеются материалы, которые были созданы при его жизни, написаны с его слов и т.д и т.п. Я говорю о боевых листках отряда «Буденновец», первый номер которых вышел в канун нового 1942 года, и в котором как раз и говорилось о награждении медалями «За отвагу» трёх партизан этого отряда: Иванова Юрия Михайловича, Петрова Николая Яковлевича и Николаева Егора Дмитриевича.
В последующих номерах боевого листка рассказывалось о боевом опыте молодого партизана, действия которого ставились в пример остальным бойцам подразделения.
Перед тем, как начать повествование о молодом герое, хочется отметить, что оно имеет некоторые отличия от официальной версии, как и год его рождения. Дело в том, что в списках личного состава отряда «Буденновец» годом рождения Юрия Иванова значится 1923 год. И в своей речи на момент награждения его медалью «За отвагу» Юрий также указывает свой возраст. Это первое замечание, второе касается его речи на награждении, и третье - смерти, вернее обстоятельств предательства и событий приведших к этому. Они в разных источниках разняться.
Итак:
Говорят награждённые
Речь Юры Иванова
«Товарищи! Я глубоко взволнован наградой, которую сегодня получаю и сердечно благодарю партию и правительство. Эта награда ещё больше вдохновляет меня на борьбу с немецкими захватчиками. Я ещё молод - 18 лет, воспитанник ленинско-сталинского комсомола. Прямо со школьной скамьи пошёл в партизанский отряд. И сейчас чувствую себя бодрым и здоровым и заверяю наше командование, что буду бить врага ещё сильнее и больше. Я буду защищать свой народ, свою родину не жалея сил, а если потребуется и жизни.
(Боевой листок № 2 подразделения «Буденновец». ЦГАИПД СПб ф.Р-116л оп.1-2 д.1399 л.2)
Люди нашего отряда
Рассказываем о боевом опыте Ю. Иванова
1. В разведку
Был июльский день. Большое жаркое солнце осыпало зноем. Цвели луга, пели жаворонки. И только дрожащий рёв самолётов напоминал о войне. То там, то здесь слышались немецкие голоса. Это напоминало о фашистском тыле.
Юра Иванов и Лёша Нестеров шли в разведку. Они знали - недалеко от деревни К. расположился немецкий отряд. Но где? - это оставалось недостоверным. Приказ командира прост и ясен: узнать местоположение отряда и его численность. Срок исполнения 2 дня. Разведчики спешили. Наконец-то, вот и деревня К. В полукилометре от построек повстречали пожилого мужчину. Он шёл с косой за плечами. Спросили: «Немцев в деревне нет?» - «Как же, вот только приехали, видимо невидимо». Ребят это не остановило. Не затем они шли 50 км, чтобы узнать неопределённое деревенское «видимо - невидимо». Двинулись дальше.
Поднялись на пригорок, поравнялись с первой постройкой... Да, действительно, за деревней, на зелёном лугу, множество немецких фургонов. Разведчики подошли совсем близко, находу считая машины. Но рисковать было незачем. Ребята скрылись в густой жёлтой ржи. Так они дошли до ближайшего леса. И оттуда из-за куста снова повели наблюдение. Они насчитали до полка немецкой пехоты и хотели уже двигаться обратно, как вдруг два мотоциклиста отделились от отряда и понеслись прямо в лес. Они заметили разведчиков. Бросок в сторону, в куст... Стрелой промчались мотоциклисты, задев за ветки куста, укрывавшего смельчаков.
В соседней деревне, куда выбрались разведчики, немцев не оказалось. Зашли в дом. Надо же было узнать: зачем прибыли немцы, откуда приехали, как вооружены. Но здесь нашёлся предатель, который донёс немцам о партизанах. Только они вышли из дому, как сюда же подкатило две легковые машины. Но было уже поздно. Разведчики благополучно вернулись в отряд.
(Боевой листок № 3 подразделения «Буденновец». ЦГАИПД СПб ф.Р-116л оп.1-2 д.1399 л.3)
2. Разгром станции
Опустилась густая осенняя ночь. Часы показывали три. Впереди вырисовываются очертания зданий. Это железнодорожная станция Судома. Партизанский отряд притаился. В кустах, в густой траве, а то и прямо на вспаханном поле лежали бойцы, ждали намеченного часа. Осталось 7 минут. Вдруг резкая автоматная стрельба заставила всех поднять головы. Оказывается немецкие патрули заметили пулемётчиков и обстреляли их. Это и явилось началом штурма станции Судома.
Взвод, в котором находился Юра Иванов, должен был идти в атаку. Сигнал - очередь из автомата. И как только эта очередь раздалась, бойцы с криками «Ура» бросились вперёд.
Немцы строчили из пулемётов, установленных на крышах домов. Четыре бойца вырвались к зданиям станции. Среди них был Юра Иванов. В разбитые окна полетели гранаты.
Восемь глухих взрывов прорезали винтовочную трель. Немного отошли назад и снова мощное «Ура» заглушило выстрелы. Четвёрка смельчаков опять очутилась впереди всех, выбивала немцев из палисадников.
Юра перелез через плетень и бросился в окно. Он увидел дуло пистолета. Раненый офицер целился прямо в него. Юра шмыгнул вниз. Раздалось четыре выстрела. А пятый прикончил офицера.
Операция прошла удачно. Юра Иванов не слышал на этот раз визга пуль. Но когда вышел из боя увидел в двух местах простреленный вещевой мешок.
За эту операцию Юра получил от командира четвёртую по счёту благодарность.
(Боевой листок № 4 подразделения «Буденновец». ЦГАИПД СПб ф.Р-116л оп.1-2 д.1399 л.4)
3. Боевая операция
Их было четверо. Они получили боевое задание. Это было за два дня до великого всенародного праздника - 7-го ноября.
Ехали на лошади. Местность безлесная на 15 км, нет даже кустов. В пяти километрах от железной дороги остановились в школе. В окружающих четырёх деревнях, как выяснилось, живут немцы. Население быстро узнало, что в школе находится группа партизан. Но никто об этом не сказал слова. Когда партизаны оставили школу её было не узнать. На стенах крупными буквами были выведены октябрьские лозунги: «Да здравствует великий Сталин!». эти слова можно было прочитать на русском и немецком языках.
Сгустились сумерки. Ребята направились к железной дороге. За плечами был груз - 30 кг толу. Подошли тихо. Заложили в двух местах мины, а в третьем, посередине, подготовили взрыв. Юра поджёг 60-ти сантиметровый шнур и только успели отойти от насыпи, как послышался знакомый пронзительный гудок. Шёл поезд. Он уже был виден, большой гружёный состав. Ребята обрадовались и разбежались в стороны.
Сначала ударил яркий свет, озарил их и прижал к земле. Затем раздался оглушительный взрыв. Осколки рельс, накалённые до красна, с визгом поднялись в воздух. Паровоз дал тормоз. Но было уже поздно. Взорвались мины и тяжёлая чугунная машина, вместе с гружёными вагонами, медленно, как бы нехотя, повалилась под откос.
Партизаны спешили обратно. Они прошли не больше километра, как с левой стороны послышались глухие взрывы. Это наши советские самолёты бомбили соседнюю станцию. Получилось очень удачно.
Несколько дней было прекращено движение поездов из-за ремонта моста, взорванного этой же группой партизан. Пошёл первый поезд и тот слетел под откос. Снова разрушена железная дорога, разбита станция. Снова на этом участке дороги парализовано движение. Таков был предоктябрьский подарок врагу от молодого партизана и группы его товарищей.
(Боевой листок № 5 подразделения «Буденновец». ЦГАИПД СПб ф.Р-116л оп.1-2 д.1399 л.5)
4. Мост взорван
Мы получили задание взорвать мост на железной дороге. Выполнить эту задачу надо было в ночь на 1-е января. Руководил операцией начальник штаба тов. Ефремов. Разработали план и приступили к делу. В восьми километрах от железной дороги оставили тыловое охранение - взвод Глушкова с пулемётом. 7 километров спустя оставили ещё взвод Теплякова. По сторонам дороги тоже выставили засады. Основную работу выполняли награждённые медалями Иванов и Николаев, вместе с взводным командиром Дорофеевым. Здесь же участвовал и командир 1-й роты Синильников.
Мы знали, что в одном километре от нас, как в сторону Плотовца, так и в сторону Судомы находятся немцы. Часовых не заметили. Если они и были, то вероятно сбежали. В первом часу ночи подрывники заложили 20 кг толу. Мы видели, как они чиркнули спичкой, а затем раздался оглушительный взрыв. Высоко поднялось белое пламя. Мост взлетел в воздух.
Следует сказать, что недалеко от нас мы увидели кем-то взорванный мост. Это нас подбодрило. Вообще операция прошла удачно.
Политрук 1-й роты Е. Журавлёв
(Боевой листок № 6 подразделения «Буденновец», от 12.01.1942 года. ЦГАИПД СПб ф.Р-116л оп.1-2 д.1399 л.6)
В 11 номере Боевого листка подразделения «Буденновец» от 12 февраля 1942 года было сообщение о смерти Юры Иванова и Кипровского, несколькими днями ранее, в № 9 сообщалось о смерти Егора Николаева.
Народная месть
Людей, продавшихся врагу, ждёт жестокая народная месть. Не уйти предателям и изменникам от народного гнева.
На днях бойцы 4-й роты рассчитались с ярыми бандитами из деревни Подосье. Эти изверги признались во всём. После взрыва мины у Яссок, раненый Юра Иванов добрался до деревни Подосье. Он попросил лошадь, ему отказали. Юра пошёл дальше. Но не успел он отойти и 500 метров, как его нагнал бандит. Он схватил беспомощного партизана и отправил его в Дедовичи к немцам.
За тяжкое преступление предатель поплатился жизнью. Партизаны окружили, а затем сожгли его дом, расстреляли бандита вместе с сыном.
Такая участь ждёт всех изменников и предателей родины.
/Сергеев/
(Боевой листок № 12 подразделения «Буденновец» от 14.02.1942 года. ЦГАИПД СПб ф.Р-116л оп.1-2 д.1399 л.12)
Геннадий Синицкий, по материалам фонда Ленинградского штаба партизанского движения.