Часть 1
Екатерина Александровна сердито смотрела на сына. Неделю назад она вернулась из столицы и практически сразу поругалась с ним из-за его прислуги.
- Значит, ты пропустил мимо своих ушей мои слова?
- Да, матушка. Сейчас не ко времени мне жениться. Дело в том, что мои труды заметил профессор Шляпников и мы приступили к совместной работе.
- Значит так, сын, - шурша юбками и расхаживая по гостиной Платона Сергеевича, женщина говорила тоном, не терпящим возражения. - Ты женишься на дочери Гаврилова. Уверяю тебя - Наталья Степановна необычайной красоты девушка. Приданое за ней дают хорошее, но не это даже самое главное. Главное то, что она из многодетной семьи, а следовательно, сама может произвести многочисленное здоровое потомство. Никто не мешает тебе заниматься твоими трудами и науками, возможно, ты со временем откроешь свой лекарский дом, но на это, как ты понимаешь, средства нужны. А коли ты не женишься на Наталье Степановне, то даже этого дома у тебя не будет.
- Это условие, матушка? - Платон был удивлён.
- Это условие. За эту неделю я смирилась с тем, что в твоем доме прибирается привлекательная молодая девица, но не могу смириться с тем, что ты в свои двадцать пять лет до сих пор не женат. Я внуков хочу. Ты мой единственный сын, так уж вышло по моей судьбе. Так порадуй меня многочисленными внуками. Как только родится первенец, ты с супругой перейдешь жить в мой особняк, а я переберусь в этот дом.
- Напомню вам, матушка, что я бы давно женился, не разорви Вы мою помолвку и одобри хоть одну кандидатуру, которую я выбрал. - справедливо заметил Платон.
- Потому что я хочу для тебя только лучшего. И в столице мы много говорили с купцом Гавриловым и поняли, что нам просто необходимо породниться, чтобы объединить часть своих капиталов. Наталья - лучшая кандидатура, уверяю тебя.
- Я не желаю... - но не успел он договорить, как мать перебила его:
- Подумай хорошо сын. Может быть лучше жить в своем доме с женой, чем с матерью в особняке? Ты ведь от меня убежал, тесно тебе было со мной, дышать я тебе не давала свободно....Но я смирилась, купила тебе этот дом. Но теперь не буду потакать твоим желаниям. Да еще в случае отказа ты будешь сам себя содержать и о моих деньгах можешь позабыть. Думаешь, я не знаю, сколько денег уходит на твои научные работы? А сколько составляет твоё жалование врача? Смех просто..
Платон хлопнул дверью и ушел из гостиной, а Екатерина Александровна победно улыбнулась и пошла к карете. Она знала, что Платон никуда не денется и возьмет в жены старшую дочь Гаврилова. Может быть тогда он выставит вон за порог эту Соньку. О том, что они близки, женщина знала, ей донесла об этом повариха Марья. От её зоркого взгляда ничего не могло укрыться.
Хватит уже потакать мальчишке. Она смирилась с тем, что он решил стать врачом, что не хочет пойти по её стопам. Но надеялась, что у неё будет внук, которому Екатерина Александровна сможет всё передать. А пока она и сама неплохо справляется с делами. И сил у неё хватает, ведь женщине всего сорок три года, она полна энергии и характер такой, которому любой мужчина позавидует.
****
Через неделю Платон Сергеевич и Екатерина Александровна уехали свататься к Гавриловым. Соня прорыдала всю ночь. Как бы не утешал её Платон, что он женится по настоянию матушки, легче ей не было.
- Зачем, зачем я совершила глупость и отдала ему свою девичью честь? - шептала, глядя на себя в зеркало Соня. - Глупышка, деревенская девчушка, что же я о себе возомнила? Намечтала себе что-то, напридумывала. Вот и пожинаю теперь плоды своей неосмотрительности.
Сердце и душа её болели от этой горькой любви. Она понимала, что они с Платоном грешат, что не должны они вместе быть в одной койке, но ничего поделать с собой не могли, влекло их друг к другу. Но в то же время Платон понимал - его будущее зависит от его властной матери.
А Соня понимала, что их связь обречена на погибель - слишком разделенные у них миры.
- Есть кто в доме? - услышала она мужской голос и поспешила вниз. Увидев молодого человека лет двадцати, Соня поздоровалась и сказала, что Платон Сергеевич отбыл со своей матушкой свататься к дочери Гавриловых.
- Значит, женится мой братец, - усмехнулся молодой человек. - А вы, стало быть, прислуга в его доме? Н-да... Как же Катерина Санна такое позволила, чтобы столь молодое очаровательное создание полы в доме Платона Сергеича намывала?
- А вы, позвольте спросить, кто такой будете?
- Позвольте представиться, двоюродный брат Платона Сергеевича, Иван Прохоров.
- Ни разу не видала вас в этом доме.
- Так и я тут не частый гость. Чаю не нальёте?
- Да, конечно...
Соня проводила гостя до столовой и пошла за чаем с печеньем. По дороге она вспомнила, что Платон ей рассказывал о своем брате Иване, который на фабрике Екатерины Александровны наладчиком работал. Она тогда удивилась, отчего вдруг тетушка позволила племяннику работать как простолюдину, но Платон пояснил, что Иван - сын её сестры, обедневшей купчихи Анны. Разбойники напали на их карету, думали, что там есть чем поживиться. Но что в карманах, что в сундуках было пусто, лишь некоторые вещи, да купчая на дом, который они продали. Деньги все отдали за долги и держали путь к Екатерине Александровне, которая обещала пригреть под своей крышей семью сестры.
От злости разбойники убили Анну с мужем, не тронули только ребенка. Видимо, рука не поднялась.
Екатерина Александровна горько рыдала на похоронах, прижимая к себе десятилетнего племянника. Когда он вырос, стало понятно, что быть учёным или торговцем ему не по силам. Тогда он обучился и стал наладчиком. Живет в доме у одной старушки, платя ей копейки за жильё. Платон сказал, что Иван с юности был самостоятельным и сам принял решение работать на фабрике и жить отдельно. Соня тогда усомнилась в его словах, но это было не её дело...
И вот теперь Иван здесь.
- А я брата увидеть хотел. Он же лекарь, а хозяйка дома, в котором я живу, захворала. Вот и думал его позвать. Он часто помогает Марфе Ильиничне.
- Уехали они... - наливая чай, произнесла Соня. - Обещали к следующему четвергу прибыть.
- Садись, выпей со мной чаю и давай познакомимся. Кто ты и откуда? - спросил Иван, помешивая сахар в чашке с чаем.
- Я Соня Егорова, из Лыскова. Там мама осталась и братья с сестрами. Отец умер, мы скатились в нищету, вот я и подалась в город работать.
- Хорошо платит Платон Сергеевич? - спросил Иван.
- Не жалуюсь. Я все деньги отсылаю матери. Мне же ничего не надо - платья у меня есть, еще при жизни батюшки ткани на них покупала. Никуда не выхожу, так что красоваться не перед кем. Кушать тоже здесь дозволено. Мне жаловаться не на что.
- Вижу, хорошая ты девочка. И даже жаль тебя, потому что новая хозяйка дома не потерпит такую красоту рядом с собой.
По печальным глазам Сони и её дрожащим рукам, по вспыхнувшему румянцу на щеках, Иван понял - между ней и Платоном что-то было, а возможно, до сих пор и есть.
- Ну ладно, бывай, красавица. Передай Платону, что я заходил. К субботе загляну опять.
****
Наталья Степановна была очень и очень красива в своем подвенечном наряде. Соня едва сдерживалась, чтобы не убежать и не зарыдать. Свадьбу играли в особняке Екатерины Александровны и ей было велено прийти на помощь прислужницам. Но самое горькое было в том, что Платон Сергеевич смотрел на свою жену восхищенным взглядом. Соню терзала ревность, она понимала, что Наталья Степановна во всём её превосходит - в красоте, в положении, в образованности. А она кто? Простолюдинка из деревни.
Когда Платон Сергеевич вернулся из поездки, она сразу почувствовала, что он не остался равнодушен к своей невесте.
Через три месяца состоялась свадьба, которая сидела глубокой раной в сердце девушки, хотя она понимала, что это неизбежно, но всё ждала какого-то чуда.
Только чуда не случилось...
****
- Соня, поди сюда, - поманила её пальцем Екатерина Александровна, когда спустя неделю после свадьбы прибыла в дом сына.
- Слушаю вас, - Соня слегка поклонилась.
- Пока мой сын со своей женой прогуливаются в сквере, я хочу с тобой поговорить. И разговор у нас будет серьезный, и говорить мы с тобой об этом будем всего один раз.
- О чём пойдет речь? - удивилась Соня.
- О тебе. Садись и слушай меня, вразумляй, что я тебе говорить буду. Наталья Степановна, твоя хозяйка новая, просила меня разрешить вопрос с тобой. Она не желает, чтобы ты больше здесь убиралась.
- Но почему она сама меня не рассчитает? - Соня вздрогнула, она со дня на день ждала, когда Наталья Степановна выставит её за дверь, но та будто её не замечала.
А Платон Сергеевич теперь говорил нежно "милый друг" только в отсутствии жены. Его устраивала работница, менять он ничего не хотел.
Он вдруг полюбил свою жену, но и от Сони, к которой был привязан, тоже не собирался отказываться. О последствиях Платон думать не собирался.
- Она слишком воспитанная, - ответила женщина. - А мое воспитание, как ты уже могла заметить - хромает. Но по-другому в мир власти и денег не влезть. Послушай, что я тебе предлагаю - ты сегодня же скажешь сама Платону Сергеевичу о том, что уходишь из его дома.
- Позвольте мне хотя бы на несколько дней здесь остаться, я найду другую службу, - со слезами на глазах произнесла Соня. - Я не могу вернуться в деревню. Без денег, которые я посылаю семье, мои родные с голода помрут.
- Я не зверь, и не такая жестокая, как ты думаешь, - вдруг ласково произнесла Екатерина Александровна. - Ты пойдешь работать ко мне на фабрику, я заплачу тебе 30 рублей и ты отошлешь эти деньги своим родным. Это за то, чтобы ты не упрашивала моего сына остаться в этом доме. Знаю, он благоволит тебе и в этом вопросе меня не слушает. Я хочу, чтобы ты без всяких сантиментов покинула этот дом. А дальше будешь каждый месяц получать по 27 рублей, это даже больше, чем ты получаешь сейчас.
- А где я буду жить?
- На фабрике есть общежитие, там у тебя будет койко-место.
****
В тот же день Соня дрожащим голосом говорила Платону Сергеевичу о том, что уходит от него. Без сантиментов не вышло.
- Соня, милый мой друг, отчего же? Я прошу тебя остаться... Ты из-за жены? Но ведь мы не раз говорили об этом. Если она вдруг заговорит... Я не позволю тебя рассчитать. А хочешь, я сниму тебе дом и буду тебя навещать?
- Платон Сергеевич, я не хочу быть третьей лишней. Сердце моё не каменное. Отпустите меня. Не держите.
- Платон, Платон, где же ты? - он услышал голос жены и отпустил руку Сони. - Выйди во двор, там маменька твоя жеребца красивого привела, говорит, что подарок на именины.
- Да, Наталья, сейчас.
- А что происходит? - молодая хозяйка вошла и недовольно окинула взглядом Соню.
- Она покидает нас. Надо матушке сказать, чтобы новую работницу в дом нашла, - расстроенно ответил Платон.
- Не стоит беспокоить Екатерину Александровну этими пустяками, - махнула рукой Наталья Степановна. - Я сама этим займусь. А вы, Соня, ступайте за мной, получите расчет.
- Не требуется, мне вчера Платон Сергеевич заплатил за отработанный месяц.
- Ну что же, хорошо...
Вечером, когда Соня прощалась с конюхом Егором, Наталья Степановна, вышедшая на крыльцо, раздраженно простонала:
- Господи, когда же вы наконец уйдете?
Соня ничего не ответила, она устремилась по тропинке к выходу из участка и со слезами на глазах пошла в сторону фабрики.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Часть 1
Екатерина Александровна сердито смотрела на сына. Неделю назад она вернулась из столицы и практически сразу поругалась с ним из-за его прислуги.
- Значит, ты пропустил мимо своих ушей мои слова?
- Да, матушка. Сейчас не ко времени мне жениться. Дело в том, что мои труды заметил профессор Шляпников и мы приступили к совместной работе.
- Значит так, сын, - шурша юбками и расхаживая по гостиной Платона Сергеевича, женщина говорила тоном, не терпящим возражения. - Ты женишься на дочери Гаврилова. Уверяю тебя - Наталья Степановна необычайной красоты девушка. Приданое за ней дают хорошее, но не это даже самое главное. Главное то, что она из многодетной семьи, а следовательно, сама может произвести многочисленное здоровое потомство. Никто не мешает тебе заниматься твоими трудами и науками, возможно, ты со временем откроешь свой лекарский дом, но на это, как ты понимаешь, средства нужны. А коли ты не женишься на Наталье Степановне, то даже этого дома у тебя не будет.
- Это условие,