Я, мягко говоря, не фанат такого жанра как исекай. Никаких претензий к любителям жанра, наверняка там есть что-то интересное, но вот ничего не могу с собой поделать, сама идея кажется очень уж ленивой, да и вообще, мой идеал истории про попаданцев - это "Человек, который пришёл слишком рано" Пола Андерсона. Но даже я знаю про вот это клише, когда главный герой попадает в другой мир именно после встречи с грузовиком. Так что мне стало интересно разобраться, откуда это пошло и, знаете, я не остался разочарован.
Сама идея-то не то чтобы сложная или какая-то уникальная - вон, ещё Астробой 1963 начинается как раз со сцены, где Тобио погибает в автокатастрофе, и убитый горем отец-учёный создаёт робота с внешностью сына.
Наверняка там и позже можно найти что-то этакое, но мы тут не будем собирать список всех судьбоносных грузовиков в аниме, потому что вот эта исекайная нелепая клишированность берёт своё начало из двух параллельных историй начала восьмидесятых.
Первая из них - это появление такой манги как "Капитан Цубаса". Манга эта вышла в 1981 и обрела легендарный статус, очень сильно популяризировав футбол не только в Японии, но и по всему миру. И в ней история увлечения Цубасы футболом начинается с того, что его, ещё совсем крохотного ребёнка, сбивает грузовик, но ничего страшного не происходит - ведь "вся сила удара пришлась в мяч".
Всё бы ничего - мало ли в манге и аниме странных и нереалистичных моментов, но на этот эпизод обратил внимание Ёсихиро Тогаси, который решил по-доброму обстебать его в своей манге "Отчёт о буйстве духов" (YuYu Hakushu, 1990 год). В ней главный герой, местный хулиган Юсукэ, спасает подозрительно похожего на Цубасу мальчика, который выбежал на красный сигнал светофора за мячом.
После смерти он встречает местного мрачного жнеца - насмешливую девочку, которая признаётся ему, что ни в раю, ни в аду его никто не ждёт, потому что ни одно разумное существо не могло предвидеть, что такой человек как он, совершит такой отважный поступок. Юсуке говорит, что раз мальчик жив, то он ни о чём не жалеет, но в ответ слышит, что, вообще-то, мальчик бы выжил и без его вмешательства.
И всё бы ничего, так и осталась бы эта история любви бездушных автомобилей и обыкновенных японских школьников небольшой авторской пасхалкой, если бы не одно "но".
Имя этому "но" - Минки Момо. Сериал "Принцесса-волшебница Минки Момо" появился на экранах в 1982 году и был, ну, вот прямо максимально типичным сериалом про девочку-волшебницу. Он рассказывал про принцессу страны грёз Минки Момо, которая была отправлена на Землю, чтобы помогать людям сохранять мечты и надежды. С помощью своего волшебного амулета она, маленькая девочка, превращалась во взрослую девушку с разными занятиями - ветеринара, стюардессу, теннисистку, боевого, нахрен, робота... В целом сериал был предназначен для рекламирования игрушек компании "Попи" (Popy; и да, нашумевшая игра Poppy playtime явно с намёком сделана), этим и объясняется серия с роботом-трансформером - именно "Попи" придумала сам концепт трансформирующихся игрушек, а дизайн их роботов позже был выкуплен для создания гоботов, мультсериал про которых мы могли видеть в девяностых по телевизору. "Попи" пользовалась сериалом на все сто, выпуская буквально всё подряд - чашки, автомобили, игрушки, швейные машинки, спортивные игрушки и вообще всё, что угодно.
Впрочем, как нам в своё время не помешала явная реклама игрушек в "Черепашках-ниндзя", так и японцам реклама игрушек не мешала любить Минки Момо и создавать ей высокие рейтинги. И в этом нет ничего плохого, ведь сериал на самом деле помогал маленьким девочкам задуматься о своей будущей профессии и о том, как много дорог перед ними открыто в современном мире.
Но если бы "Попи" была нормальной компанией, то сейчас Майкл Бэй снимал бы фильмы про гоботов, а не про трансформеров - они проигрывали по качеству любому конкуренту, который приходил на их поле, и проигрывали абсолютно во всём - и в качестве игрушек, и в интересности рекламных персонажей, и в разнообразии и детализации. Так что компания медленно-медленно скатывалась, продажи игрушек падали, и в 1983 году они решили внезапно прекратить финансировать аниматоров Минки Момо. Режиссёр сериала, Такеси Сюдо, был в ярости, и подготовил план мести. После нового года вышла одна обычная серия, в которой на Землю падает маленький ангел, случайно теряет свои крылья и грозится нажаловаться папе. Момо боится, что его папа (то есть, бог) уничтожит пару городов в отместку, превращается в хирурга и пытается снять эти крылья у своей приёмной мамы, которая их случайно подобрала. Но в итоге бог оказывается не настолько плохим парнем и просто мирно забирает крылья, отдавая их назад своему сыну. В общем, обычный для сериала уровень дурашливости, ненасилия и всего такого, и в итоге хэппи-энд, все счастливы.
Но вот следующая серия уже выходит явно с намёком от автора - в ней бандиты уничтожают талисман Минки Момо, который позволял ей превращаться во взрослую девушку. Она, конечно, разруливает ситуацию с помощью своих собственных сил, но с учётом ситуации намёк читается максимально ясно: "Раз вы нам не платите, то не ждите от нас ничего взамен".
Ответа не последовало, и в следующем эпизоде аниматоры идут ва-банк. Момо теперь без магии, она пытается жить обычной жизнью и идёт в школу, но всё даётся ей очень непросто. И в середине серии... да, вы угадали, её сбивает грузовик. Да, вот именно так, как это и бывает - без сюжетной причины, без какой-то подготовки зрителя, без какого-то смысла, просто из ниоткуда. Нет, если знаешь историю с финансированием, то замечаешь, что грузовик выглядел, как одна очень знакомая игрушка одной конкретной фирмы, да и сам грузовик в мультфильме перевозит игрушки. Но вот именно внутрисюжетной подготовки нет буквально никакой.
Впрочем, времена "Мадоки", которая напрочь перевернула весь жанр девочек-волшебниц, ещё не наступили (кстати, в самой "Мадоке" тоже есть грузовик, и он - о, чудо - даже спасает Саяку от смерти в сражении, когда увозит её самоцвет души; но правда, ненадолго - страшная грузовиковая природа в итоге всё-таки берёт верх), и серия не закончилась настолько уж плохо - Момо провалила свою миссию и погибла, но она переродилась как обычная девочка, только-только родившаяся у тех же приёмных родителей. Что, впрочем, не отменяет того факта, что эпизод получился просто невероятно мрачный, особенно на фоне того, что было до него.
Дальше компания вернула финансирование (хотя аниматоры в любом случае были обязаны по контракту выпустить ещё несколько эпизодов, как минимум), и Момо продолжили ещё почти на двадцать серий. Но теперь оглядок на игрушки было меньше, в сериале появился сквозной сюжет (Момо ещё младенец, но ей снятся сны о её волшебстве, потому что её гложет вина за невыполненную миссию), сериал стал затрагивать более взрослые и философские темы. Но, видимо, месть режиссёра получилась чересчур эффектной - хотя количество зрителей сильно подскочило (ещё бы, после 46 эпизода зрители, мягко говоря, прифигели, и желали узнать, что же будет дальше), продажи игрушек перестали себя окупать, в итоге компания Popy была куплена своим бывшим основателем Bondai, а сериал завершился. Причём в день его завершения на Японию обрушилось восьмибалльное землетрясение с цунами. А спустя больше десятилетия, в 1995 году, когда сериал вновь транслировали по телевидению, в день показа финального эпизода произошло землетрясение в Кобе, одно из самых разрушительных в истории Японии. Такие дела. Хорошо хоть, что Такеси Сюдо не в политику пошёл, а то знаем мы, что там обиженные художники творить могут.
В общем, аниме про Минки Момо превратилось в городскую легенду, и хотя так и не получило широкого распространения в мире, оказало сильнейшее влияние именно на японскую аниме-культуру, в частности, показав, что даже мультфильмы про девочек-волшебниц с рекламой игрушек могут затрагивать мрачные и серьёзные темы. Ну и закрепив саму идею о том, что встреча с грузовиком в аниме тесно связана с бессмысленным поворотом сюжета и перерождениями.