После Галатского моста наша группа неугомонных путешественников направилась знакомиться с всемирно известным вокзалом Сиркеджи.
Погода портилась, начался сильный дождь. Нужно было прятаться под крышу.
Мне было известно, что в здании вокзала работает бесплатный музей, так что, мы поспешили туда.
Стамбульская чайка профессионально позировала, она знала, что её покажут многочисленным зрителям, старалась для вас. А мы приближались к зданию вокзала Сиркеджи.
Вот и он, таинственный и манящий, безмолвный и эффектный:
Вокзал был открыт в 1890 году. Служил конечной станцией знаменитого Восточного экспресса, который связывал Париж с Константинополем. Я специально перед полётом в Стамбул посмотрела фильм по произведению Агаты Кристи, была очень довольна и с нетерпением шла рассматривать то, что показывали в "Убийстве в Восточном экспрессе".
В Стамбуле я всегда уделяла внимание вот таким табличкам, в них содержалась информация о том, что находилось перед нами, это весьма полезно и познавательно, такая забота о любознательных туристах похвальна.
Автором здания был немецкий архитектор и инженер Август Яхмунд. Яхмунд окончил Университет Берлина, приехал в Стамбул для изучения восточного зодчества, завоевал доверие султана Абдулхамита II и стал его советником по архитектуре.
Август Ясмунд в своём творчестве ценил детали и умело сочетал европейские стили в архитектуре с местными. Конкретно в этой достопримечательности мы видим неоклассицизм и османские мотивы, это произведение - встреча разных культур в гармоничном воплощении.
На фасадах использовались гранит, мрамор и камни, привезенные из Марселя и Адена. В залах ожидания были установлены большие изразцовые печи, произведенные в Австрии (одну из таких печей я рассмотрела в музее). Освещение здания обеспечивалось 300 газовыми фонарями, размещенными в разных местах. В те годы море было гораздо ближе к зданию, и были террасы, спускавшиеся к воде.
Зашли внутрь отдохнуть и погреться.
Кошки в Турции уважаемы и любимы. Одна из них отдыхала в зале.
А мы прошагали в музей.
В зале было немноголюдно. Я неторопливо изучала экспонаты.
Вот и изразцовая печь из Австрии 1890 года. Пассажиры грелись в залах ожидания от тепла этих печей. Изразцы обладают высокой теплоемкостью, это позволяло печи долго сохранять тепло после того, как огонь угасал. Воздух они не сушили. Были экологичными и энергоэффективными. Печь нагревалась постепенно и температура помещений всегда была комфортной.
При взгляде на печь, я подумала, как же здесь было прекрасно, когда вокзал только-только открыли. Даже рисунок плиток печи повторял оконный и витражный дизайн, всё в единой концепции. В те времена путешествие по железной дороге было событием в жизни, а не рутиной.
В музее видное место занимали экспонаты, посвященные Восточному экспрессу.
Этот легендарный поезд дальнего следования стал символом роскоши, романтики и приключений. Он был одним из самых известных поездов в истории, соединяющим Западную Европу с Востоком.
Последний рейс из Парижа в Стамбул состоялся 19 мая 1977 года.
Мне стало любопытно, сколько же стоила поездка Париж – Стамбул в 1890.
В первом классе стоимость была около 300–400 франков за билет в одну сторон. За второй класс нужно было отдать 200–250 франков. Третьего класса в Восточном экспрессе не существовало.
Для сравнения, 300 франков в 1890 году были значительной суммой, эквивалентной нескольким месяцам заработка среднего рабочего. Поездка в Восточном экспрессе была доступна только богатым путешественникам.
Дождь закончился и мы поспешили продолжить нашу прогулку. Следующая наша цель - осмотреть цистерну в парке Гюльхане.
Парк Гюльхане - душевное место. Здесь было необыкновенно хорошо. Природа. Красота. Умиротворение.
Название «Гюльхане» переводится как «Дом роз», что указывает на его изначальное предназначение как места для выращивания цветов и отдыха.
Мы видели попугаев и журавлей и были от этого зрелища в восторге.
Цвели нарциссы.
Мы пришли к цистерне.
Было интересно!
Цистерна парка Гюльхане была построена в VII веке и, вероятно, являлась частью водопроводной системы, созданной во времена Византийской империи.
Некоторые исследователи предполагают, что она могла быть частью первого водопровода Стамбула, построенного императором Адрианом (117–138 гг. н.э.).
В османский период подземное водохранилище, по-видимому, не использовалось и оставалось под землей. Оно была обнаружено только в 1913 году в ходе археологических раскопок.
В период с 1954 по 2001 год цистерна использовалась как часть зоопарка Гюльхане, где размещались аквариумы с экзотическими рыбами. После закрытия зоопарка цистерна была заброшена.
В 2023 году она была отреставрирована и открыта для публики как культурно-художественное пространство под названием "Гюльхане Искусство".
Нам очень понравилось окунуться в прошлое. Мы были довольными и уставшими. После осмотра парка Гюльхане мы пошли отдыхать.
Второй день в Стамбуле шёл к завершению. На следующий день мы уже придумали новые планы.
Предыдущие статьи можно обнаружить по ссылкам: