Найти в Дзене

Мир японских сэйю: манящий и жестокий

Оглавление

Если вы много смотрите аниме или увлекаетесь японскими играми, то наверняка у вас есть любимые сэйю — актёры озвучивания. В современной Японии это целая индустрия: энтузиасты со всей страны поступают в специализированные академии, надеясь стать востребованными сэйю и подарить свои голоса популярным персонажам, и даже иностранцы задаются вопросом, возможно ли пробиться в этой сфере. Но в мире сэйю царят свои законы, и порой — довольно жёсткие.

Слово 声優 сэйю: («актёр голоса») — это японский термин для обозначения специалистов, которые занимаются озвучиванием. Обычные актёры могут использовать в представлении жесты, мимику, свою внешность, в конце концов, но в распоряжении «актёров голоса» есть только один инструмент. И через него необходимо передать и радость, и грусть, и удивление, и гнев, поэтому сэйю смело можно назвать отдельной профессией со своей спецификой. Сила голоса, высота тона, мельчайшие оттенки настроения, для передачи которых необходим невероятный контроль, могут определить успех сэйю и персонажей, которых они озвучивают.

Краткая история сэйю

Появление сэйю как профессии было связано с популярностью радио в 1920-х. До этого в специалистах по озвучиванию просто не было нужды. Похожей деятельностью тогда занимались бэнси — рассказчики, зачитывающие реплики во время показов немного кино, однако это всё равно была совсем другая работа.

В период с 20-х по 70-е годы, до того, как телевидение стало доступным массам, радио было самым популярным досугом японцев. В 1920-е первые сэйю занимались озвучиванием радиоспектаклей. Этот формат быстро стал одним из самых распространённых и любимых народом развлечений, и в 1941 году NHK даже открыла программу обучения актёров радиодрам. Это стало важным событием в развитии профессии, и именно в тот период начали использовать термин 声優 сэйю:.

В 1960-1970-е, с выходом первых аниме, «актёры голоса» стали очень востребованы. Перенос манги в анимацию подразумевал и масштабную работу с аудио-составляющей. На актёров озвучивания ложилась крайне ответственная задача: оживить персонажей уже известных произведений и дать им голоса. Поначалу даже создание звуковых эффектов для шоу было обязанностью сэйю.

До этого озвучанием в основном занимались театральные актёры и ветераны индустрии, давно работавшие на телевидении. Для многих из них работа сэйю была скорее хобби или подработкой, и многим не нравилось, что их перестают воспринимать непосредственно как актёров. Но со временем специфика работы «актёров голоса» становилась всё более очевидной, и между двумя профессиями появилась понятная граница. Вместе с этим в Японии росла и востребованность актёров озвучивания, появлялось всё больше специализированных курсов и заведений, а сэйю стали приближаться к статусу знаменитостей. Постепенно многие люди, вовлечённые в эту сферу, начали с гордостью называть себя «сэйю».

Где можно услышать сэйю

Популярность аниме сыграла большую роль в становлении индустрии сэйю, и до сих пор для многих профессионалов эта область деятельности остаётся основной.

При записи голосов для аниме обычно используется один из двух способов: либо реплики записывают до того, как будет готова анимация, либо после, когда уже есть завершённая анимация или её набросок. Второй способ по-японски называется «афурэко» (японизированное сокращение от after-recording), и именно он наиболее распространён в стране. Во время записи реплик для аниме группа сэйю собирается на студии, где они по очереди читают реплики из сценария, глядя на экран с анимацией.

Кадр из документального фильма от NHK, который посвящён Камии Хироси и его работе сэйю, 「プロフェッショナル 仕事の流儀声優・神谷浩史の仕事答えを求めて、声を探す」
Кадр из документального фильма от NHK, который посвящён Камии Хироси и его работе сэйю, 「プロフェッショナル 仕事の流儀声優・神谷浩史の仕事答えを求めて、声を探す」

Другой источник дохода сэйю — это дубляж иностранных фильмов, мультфильмов, игр и так далее. Во время дубляжа сэйю внимательно вслушиваются в голоса оригинальных актёров озвучивания, и у такой работы тоже есть свои особенности. Возможно даже разделить сэйю на две группы: тех, которые в основном работают над аниме, и тех, кто в первую очередь сосредотачивается на дубляже. Однако одно другого, разумеется, не исключает.

Японский дубляж сериала «Шерлок» от BBC. В роли Шерлока Холмса — Миками Сатоси, в роли Джона Ватсона — Морикава Тосиюки.

Ещё один тип работ, которым занимаются сэйю, — это зачитывание текстов для телевизионных программ, рекламных роликов, объявлений и так далее. Обычно за такую работу неплохо платят, поэтому нет ничего удивительного в том, что в знаменитого сэйю можно услышать в какой-нибудь рекламе.

Реклама водички с Сакураем Такахиро (Сасори в Naruto, Томиока Гию в Kimetsu no Yaiba, Макисима Сёго в Psycho-Pass)

Традиционно странная японская реклама, в которой участвовали сэйю Сугита Томокадзу (Гинтоки в Gintama, Джозеф Джостар в JoJo’s Bizarre Adventure: Battle Tendency, Кён в франшизе о Судзумии Харухи) и Умэхара Юитиро (Убийца Гоблинов в Goblin Slayer, Марс в Black Clover). Сэйю отпугнут всех насекомых от вашего дома.

В качестве дополнительного дохода известные сэйю занимаются и созданием так называемых аудиопьес. Аудиопсьесы, или ドラマCD (CD-драмы), — это постановки в аудио-формате, распространяемые на дисках. Они могут представлять как совершенно оригинальные истории, так и небольшие спин-оффы к визуальным новеллам, аниме и так далее. Обычно к их созданию привлекают популярных сэйю, поскольку малоизвестные актёры и сэйю-новички не помогут продажам, а громкое имя на обложке гарантирует проданные копии.

Встретить сэйю возможно и на сцене театра. В Японии уже долгое время популярны так называемые «2.5D мюзиклы» — адаптации аниме в формате музыкального театра. В некоторых постановках оригинальный актёрский состав из аниме возвращается к своим ролям, что поклонники очень ценят.

Впрочем, поют сэйю не только в музыкальном театре. Профессии сэйю и певца в целом становятся ближе друг к другу: певцы-идолы приходят попробовать себя в качестве актёров озвучивания и остаются в индустрии, а многие сэйю занимаются и сольной певческой карьерой. Концерты, запись дисков с тематическими песнями от лица персонажей аниме, исполнение опенингов и эндингов — часто сэйю занимаются и всем этим тоже.

-2

Очень успешная музыкальная карьера сложилась у сэйю Мияно Мамору (Ягами Лайт в Death Note, Окабэ Ринтаро в Steins;Gate, Кида Масаоми в Durarara!!). В 2013 году он стал первым сэйю-мужчиной, выступившим в Будокане с сольным концертом.

Радио, изначально подарившее жизнь профессии, до сих пор остаётся для некоторых сэйю важным медиа. Выступая в качестве радиоведущих, сэйю не нужно зачитывать подготовленный текст или вживаться в роль персонажа. Потому самое ценное в радиопередачах, которые ведут сэйю, — возможность узнать о них самих побольше, ведь здесь они выступают в роли самих себя. Одной из таких передач является проект DearGirl〜Stories〜, который ведут сэйю Камия Хироси (Леви в Shingeki no Kyoujin, Арараги Коёми в Monogatari Series, Орихара Идзая в Durarara!!) и Оно Дайскэ (Эрвин в Shingeki no Kyoujin, Себастьян в Kuroshitsuji, Кудзё Дзётаро в JoJo’s Bizarre Adventure). Он начинался как радиопередача, а потом разросся до франшизы, в которую входят даже манга-адаптации и фильмы. Вещание начали в 2007 году, но вот на дворе уже 2024, а сэйю, кажется, даже не собираются останавливаться, продолжая выпускать еженедельные эпизоды.

Когда я вырасту, я хочу стать сэйю

Как мы выяснили, работы у сэйю много. Но как в эту индустрию попасть?

В настоящее время в Японии существуют школы, специализирующиеся на обучении мастерству актёров озвучивания. Одной из таких школ является Amusement Media Academy (или AMG), филиалы которой находятся в Токио и Осаке. Выпускниками школы являются сэйю Какихара Тэцуя (Нацу Драгнил в Fairytale, Амаймон в Blue Exorcist, Симон в Tengen Toppa Gurren Lagann) и Ито Канаэ (Хинамори Аму в Shugo Chara, Юи в Sword Art Online). Те, кто хотят стать сэйю, здесь в течение 2-3 лет учатся контролировать свой голос, петь и танцевать. Помимо этого они посещают уроки актёрского мастерства. Во время них будущие сэйю оттачивают свои телодвижения и мимику, а не только силу и тембр голоса.

Занятия в Amusement Media Academy, которое ведёт ветеран индустрии Юки Хиро (кадр из материала SoraNews — Japanese Voice Actor's Class)
Занятия в Amusement Media Academy, которое ведёт ветеран индустрии Юки Хиро (кадр из материала SoraNews — Japanese Voice Actor's Class)

После такого всестороннего обучения перед новоиспечёнными актёрами встаёт следующая задача: найти агентство, которое согласится взять их под крыло и заняться их продвижением (а взамен заберёт часть заработанных ими денег). Контракт с агентством — это необязательно, но оно помогает найти работу и узнать о текущих прослушиваниях, а связи в индустрии развлечений очень важны. Далее остаётся пройти кастинг и… начать работать! Обычно на прослушивании присутствуют режиссёр, кастинг-директор, продюсер, а иногда и автор оригинального произведения, если речь идёт об адаптации. Успешное прослушивание означает, что, пока сериал выходит, у сэйю будет доход.

Иногда, впрочем, студии проводят открытые прослушивания, на которые может попасть кто угодно. Один из известных примеров — открытое прослушивание, которое в 2014 году провела Studio Nue во время работы над аниме-сериалом Macross Delta. Студия искала талантливую девушку, способную занять роль «дивы» айдол-группы Walküre, существующей в рамках вселенной Macross. Участницам нужно было просто прийти в караоке, спонсирующее мероприятие, спеть свою любимую песню из франшизы и отправить видеозапись в студию. На самом деле даже ходить куда-то было необязательно: можно было просто отправить электронную заявку. Прослушав 8000 выступлений и проведя собеседования, организаторы остановили свой выбор на 18-летней Судзуки Минори, на тот момент не имевшей опыта работы в индустрии.

Нарезка песен с концерта айдол-группы Walküre. Она была создана из сэйю, озвучивших героинь в Macross Delta. 2018 год.

Хотя такой шанс выпадает немногим, способов монетизировать свой талант, как мы выяснили, у сэйю предостаточно. Однако можно ли назвать эту работу прибыльной? Сейчас разберёмся, из чего складывается зарплата рядового актёра и достаточно ли её для жизни в современных японских реалиях.

Зарабатывать голосом

Индустрия сэйю привлекает людей со всего мира. Купаться в любви миллионов зрителей, перевоплощаться в крутых персонажей и при этом неплохо зарабатывать — такой кажется работа сэйю тем, кто ни разу не сталкивался с этой жёстким миром. Но самый важный нюанс, который многие упускают из вида, это даже не постоянная конкуренция, а сложная система дохода.

Дело в том, что для японских актёров озвучивания действует специфическая система рангов, установленная Японской ассоциацией актёров (Nippairen). Самый низкий ранг, 15-й, присваивается новичкам, далее идёт 16-й и так далее. Молодым сэйю придётся три года пробыть в 15 ранге, прежде чем они смогут повысить его. Почему отсчёт начинается с 15 ранга, а не с 1-го? Потому что ранг означает минимальную зарплату для сэйю: для «новичкового» 15-го она будет составлять 15 000 иен (~8500 рублей), для более опытных сэйю 24 ранга — 24 000 иен (~13 550 рублей), а для высшей категории, 45 ранга, — 45 000 иен (~25 400 рублей). Другой вариант разделения сэйю на ранги предлагает категории от F до A, где F — cамый низкий рангов. Впрочем, если не считать названий, то эти системы идентичны.

Cэйю Нодзава Масако (Сон Гоку в Dragon Ball, Дораэмон в Doraemon) объясняет систему рангов в японской телепередаче.
Cэйю Нодзава Масако (Сон Гоку в Dragon Ball, Дораэмон в Doraemon) объясняет систему рангов в японской телепередаче.

На вершине Олимпа мира сэйю находятся сэйю «без ранга». Их часто зовут в проекты без прослушиваний, и они имеют право договариваться о своей зарплате. Вопреки распространённому мнению, достижение вершины в системе рангов зависит не только от того, насколько долго сэйю работает в индустрии. Здесь важно сочетание опыта, популярности и разнообразия ролей за плечами.

Но вернёмся к низу пирамиды рангов. Грустная новость состоит в том, что зарплаты сэйю не фиксированные. Они получают деньги только после того, как вся работа над ролью была выполнена, и то не сразу. Другими словами, заветная сумма не падает на банковский счёт сэйю 15 ранга каждую неделю или месяц. Эти деньги он зарабатывает за одну сессию записи, и, если его ежедневник не переполнен встречами с жаждущими его таланта студиями, то на этом его доход на ближайшее время может закончиться. Потому от сэйю требуется постоянно проявлять инициативу, а не ждать, что кто-то заметит их и даст работу.

Ещё один разочаровывающий фактор в работе японских актёров озвучивания — отсутствие связи между размером роли и гонораром. Неважно, находится сэйю в студии один час или шесть, произносит одну реплику или озвучивает главного героя — его гонорар будет ограничен его рангом.

Стандартный аниме-сериал состоит из 12 или 24 эпизодов. Если каждый из них расценивается как одна сессия записи, несложно прикинуть, сколько зарабатывают сэйю разных рангов. И для дорогого Токио, где и проходит большинство записей, эти суммы невелики.

Многие состоявшиеся ныне сэйю рассказывают о том, как несладко им приходилось в начале карьеры. Кадзи Юки (Эрен в Shingeki no Kyoujin, Тодороки Сёто в My Hero Academia) говорил, что в молодости его заметно выручал Сакурай Такахиро. Будучи более опытным сэйю, он часто одалживал Кадзи одежду, угощал его и всегда был готов помочь советом. Камия Хироси рассказывал, что в свой первый год работы едва удавалось найти один-два проекта в месяц — и те обычно ограничивались парой строчек. «С тех пор, как я начал свою карьеру, в ней не было ни одного момента стабильности», — признавался актёр.

-5

В очень опасной ситуации оказались сэйю во время пандемии. Представьте картину: ваш основной источник дохода — запись реплик на студии в компании ещё нескольких сэйю, встречи с фанатами и живые выступления. И тут все мероприятия отменяются, а в Токио, где сосредоточен весь рынок сэйю, объявляют чрезвычайное положение. Для актёров озвучивания, как и для остальных представителей индустрии развлечений, это было очень непростое время, даже по сравнению с их обычной неспокойной жизнью.

Ранговая система ярко иллюстрирует всю нестабильность профессии сэйю. Отсутствие фиксированной зарплаты приводит к вечной тревоге о своём будущем и борьбе за каждое прослушивание. Даже самые популярные сэйю не могут чувствовать себя в абсолютной безопасности, ведь рано или поздно их заменит новое поколение молодых и перспективных актёров.

Стоит сказать, что сейчас в индустрии сэйю происходят изменения. Некоторые агентства и студии начали отказываться от системы рангов и вместо этого платят фиксированную ежемесячную плату. Такой подход обнадёживает: он кажется более справедливым и позволяет новичкам получать стабильный доход независимо от ситуации на рынке. Для индустрии, известной своей непостоянностью, это очень важный шаг.

Кстати, работа в аниме, вопреки популярному мнению, является одной из самых низкооплачиваемых для сэйю. Ранговая система применима ко всем форматам работы актёров, однако ставка меняется в зависимости от типа работы. До 2020 года самой высокооплачиваемой деятельностью для сэйю была запись голоса для игровых автоматов патинко. Работой в патинко, например, известны сэйю Курода Такая (Кирю Кадзума в играх Yakuza) и уже упоминавшийся Какихара Тэцуя. С 2020 год данные несколько изменились: самой оплачиваемой сферой теперь считается озвучивание игр. В то же время эта отрасль считается сравнительно доступной: с работы над мобильными играми и визуальными новеллами сейчас начинают многие молодые сэйю.

Начало сольной карьеры и регулярное поведение на телевидении может помочь сэйю скорее продвинуться по системе рангов и открыть новые перспективы. Потому сэйю так часто участвуют в мероприятиях и программах — в случае успеха их доход может возрасти в несколько раз. Но чтобы добиться успеха, актёрам буквально приходится постоянно продавать себя.

Борьба за поддержание имиджа

К сожалению, конкуренция и низкий доход — не единственные проблемы, с которыми сталкиваются представители этой профессии.

Нынешняя индустрию сэйю всё больше напоминает индустрию айдолов. Популярные актёры — такие же знаменитости, как и айдолы, и они приковывают к себе пристальное внимание зрителей. В таких условиях важными становятся не только их голоса и талант, но и внешность, а ещё — репутация. Если открыть список популярных сэйю, то окажется, что все актёры, находящиеся на верхушке, умеют петь и танцевать, проводят сольные концерты да и просто замечательно выглядят. Это вовсе не укор в их адрес: они отвечают на меняющиеся запросы, но одновременно с этим поднимают планку для других «актёров голоса».

В надежде повысить свою популярность, а вместе с тем увеличить количество контрактов, многие сэйю, даже начинающие, стараются устроить и свою музыкальную карьеру. Не всем это нравится: те, кто давно наблюдают за индустрией, говорят, что сегодня сэйю всё меньше похожи на сэйю, и голос уже давно не является главным в этой профессии.

Заметным примером этой тенденции является популярность айдол-групп, сформированных из сэйю.

Сегодня сэйю участвуют в огромном количестве мероприятий, чтобы прорекламировать сериал или игру, в создании которой они участвовали, и повысить свой престиж. Билеты на встречи с ними стоят недёшево, но не беда — если не получилось сходить посмотреть на них вживую, можно купить запись мероприятия на диске. Выпускаются даже специализированные журналы с фото и интервью с сэйю, причём приличными тиражами (к примеру, тираж ежемесячного журнала 声優グランプリ Сэйю: гуранпури составляет около 20 тысяч экземпляров).

Обложки с Минасэ Инори (слева), Симоно Хиро и Кадзи Юки (посередине) и Уэсакой Сумирэ (справа)
Обложки с Минасэ Инори (слева), Симоно Хиро и Кадзи Юки (посередине) и Уэсакой Сумирэ (справа)

Отношение к сэйю и со стороны поклонников, и со стороны их агентов мало чем отличается от отношения к айдолам. От них ожидают, что они будут поддерживать «чистый», «невинный» образ, а вовлечённость в какой-нибудь скандал, на который в других странах, возможно, даже не обратили бы внимание, может плохо отразится на актёре.

Одним из самых громких скандалов с участием сэйю является происшествие с Миямурой Юко, наиболее известной ролью Аски в «Евангелионе». С запуском «Евангелиона» в 1995 году Миямура прославилась. Персонаж Аски полюбился очень многим, и благодаря этому Миямура стала не просто человеком за микрофоном — она стала звездой. Так было до 1997 года, пока кто-то не обнаружил порнофильм, в котором, как предполагается, снялась Миямура, тогда ещё совсем юная. Не так важно, действительно ли девушка на видео была Миямурой. В Японии любой публичный человек, вовлечённый в скандал, рискует поплатиться репутацией. В тот же приод Миямура вышла замуж и почти сразу развелась, и совокупность этих факторов довольно сильно повлияла на отношение к ней в тот период.

Миямура Юко за работой, кадр из докуменатльного фильма NHK『プロフェッショナル 仕事の流儀 ~庵野秀明スペシャル~』2021 года о работе Анно Хидэаки над «Евангелионом»
Миямура Юко за работой, кадр из докуменатльного фильма NHK『プロフェッショナル 仕事の流儀 ~庵野秀明スペシャル~』2021 года о работе Анно Хидэаки над «Евангелионом»

Не менее насущная проблема в мире сэйю — это их уязвимое положение, особенно в случае с актёрами-новичками. Большая часть сэйю — это женщины, причём довольно молодые, и их позиция бывает крайне незащищённой. Нередко они сталкиваются с издевательствами — как со стороны конкурентов и коллег, так и со стороны начальников и режиссёров. Агентства не всегда хотят и могут их защитить. К сожалению, известны случаи, когда сэйю сталкивались с несправедливостью и потребительским отношением, и эти истории получили огласку лишь спустя долгое время.

В 2018 году Эномото Ацуко (Миядзава Юкино в Kareshi Kanojo no Jijou, Мисё Маи в Futari wa Pretty Cure Splash Star) рассказала о том, что она сталкивалась с сексуальными домогательствами и злоупотреблением властью во время работы в индустрии. По словам Эномото, в начале карьеры ей никто не помогал, и она даже уйти из-за случая харрасмента, о котором не могла никому рассказать. «Это замечательная отрасль, где все старательно и смиренно выполняют свою работу. Но я считаю, что в ней такой же уровень харассмента, как и в других сферах», — писала сэйю в своём Твиттере.

К сожалению, немногие решаются рассказать о своём опыте, как Эномото. Предавая огласке неприятные случаи в индустрии, сэйю очень рискуют: за свои слова они могут поплатиться контрактами.

Если вы думаете, что сложнее обстановка в индустрии сэйю стать не может, то самое время перейти к ещё одной проблеме, которая сильно ограничивает возможности японских актёров голоса. Это фаворитизм. Сэйю может быть действительно талантливым и иметь за плечами большой опыт, но если режиссёр выбирает его на какую-то роль в новом проекте не за его талант, а из-за личных связей, то это тревожный звоночек. Выбор любимчиков и их продвижение в новых шоу отбирает шанс у других сэйю проявить себя, создавая застой в индустрии, а также влияет на атмосферу на рынке: появляются слухи, неприязнь друг к другу, напряжение.

Впрочем, некоторые режиссёры ограждают себя от этих проблем и проводят так называемые слепые прослушивания. Во время таких проб режиссёры не ставят перед участниками почти никаких ограничений. Количество указаний минимально, и сэйю предстоит создать своё видение персонажа непосредственно во время прослушивания, опираясь лишь на собственное восприятие. Более того, никто из оценивающих не знает, кто именно придёт к ним. Они лишь слушают голоса претендентов, и такой подход позволяет избежать фаворитизма.

Одним из режиссёров, прибегающих к такому методу отбора актёров, является Ватанабэ Синъитиро, известный по Cowboy Bebop, Sakamichi no Apollon и Zankyo no Terror. Во время выхода аниме-сериала Zankyo no Terror в 2014 году многие удивлялись, что главные роли были отданы малоизвестным актёрам. В то время Исикава Кайто (Генос в One Punch Man, Кагэяма Тобио в Haikyuu!!) и Сайто Сома (Тацуми в Akame ga Kill, Уилльям Мориарти в Yuukoku no Moriarty, Чун Юнь в Genshin Impact) были почти что новичками, но после Zankyo no Terror им стало поступать множество предложений.

Ватанабэ Синъитиро, кажется, в целом не очень любит «традиционные» прослушивания. Во время работы над аниме-сериалом Carole & Tuesday 2018 года, режиссёром которого был Ватанабэ, было запущено открытое прослушивание, причём в масштабах не одной Японии, а целого мира. В итоге выбрали трёх вокалисток из разных стран, которые спели за героинь сериала и смогли показали миру свои таланты.

Но это всё же редкость, и индустрия сэйю — не райское местечко, каким её представляют себе энтузиасты. В неё сложно попасть, в ней сложно выжить, и одного таланта подчас бывает недостаточно. Подводных камней очень много, но знание о них позволяет нам по достоинству оценить труд тех людей, которые говорят голосами наших любимых персонажей.