Найти в Дзене
Автотранспорт.

Пожарная автолестница со светофором АЛ-30 (131) Л21.

🚩 АЛ-30 (131) Л21 - это знаковая автолестница для советской пожарной охраны! 

🥇Первая в СССР серийная 30-метровая АЛ с гидравлическим приводом. 

🥇Первая АЛ на новом шасси ЗИЛ-131.

🥇Самая массовая АЛ своего времени. 1701 выпущенный экземпляр позволили снизить критическую нехватку автолестниц в советских городах.

🥇Первая серийная АЛ, на которой водитель наконец-то мог сесть за пульт, а не стоять у рычагов и барашков. 

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.

⚙️ Начну с того, что главное отличие АЛ-30 (131) Л21 от своей серийной предшественницы АЛМ-30 (157) ЛР заключалось не только в шасси ЗИЛ-131 вместо ЗИЛ-157, но и в гидроприводе работы лестницы вместо механики. Т.е не двигатель крутил систему карданов и шестерён, приводя лестницу в движение, как раньше, а гидронасос качал масло к гидроцилиндрам и гидромоторам.

🔎 Стартовала эта история в начале 1960-х, когда советские специалисты изучили зарубежную технику и пришли к выводу, что автомеханические лестницы устарели.

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21.

🏭 ОКБ-7 в городе Торжке (что в нынешней Тверской области) приступило к разработке 30-метровых гидравлических АЛ. И в 1962 г. Новоторжский завод ППО выпустил экспериментальную АЛГ-30 (157) ЛФ, на которой испытывали новый тип привода. 

✅ Испытания подтвердили правильность курса на «огидравличивание»: 

— конструкция весила меньше, что позволило не перегружать шасси,

— центр тяжести ниже,

— работа лестницы быстрее,

— движения более плавные,

— управление удобнее. 

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.

📌 Но делать новую установку на устаревающем ЗИЛ-157 не стали. 

Ждали выхода ЗИЛ-131. Поэтому в ОКБ-7 заранее разрабатывали гидравлическую АЛГ-30 (131) Л20 на новом шасси.

🏭 Опытную модель Л20 Торжокский машиностроительный завод выпустил в 1965 г. И снова на ЗИЛ-157... Потому что производство ЗИЛ-131 официально началось только через год. А потом Завод им. Лихачёва срывал поставки новых шасси. В 1968-м ТМЗ произвёл всего 5 АЛГ-30 (157К) Л20, опять на 157-м. 

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.

😕 Обратите внимание на интервалы между датами. На заводе были трудные времена. Текучка и нехватка рабочих; тяжёлые условия; слабое оснащение; недостаточное финансирование; подчинение то одной инстанции, то другой. Отсюда страдало качество сборки, срывались планы производства серийной техники. Куда уж там новым моделям.

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.

📌 Наконец в 1966 г. разрабатывается долгожданная АЛ-30 (131) Л21! Но ведь под ЗИЛ-131 проектировали модель АЛГ-30 (131) Л20? Ну, наверное, в проекте Л21 окончательно поженили установку с новой базой. 

В 1968 г. рождается опытный образец и проводятся успешные испытания. 

🏭 Серийное производство АЛ-30 (131) Л21 началось на Торжокском машиностроительном заводе в 1970 г. и длилось до 1983 г. 

🧮 Всего была выпущена 1701 единица!

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 29 г. Изюма Харьковской области.

📌 В 1970-х - начале 1980-х г. г. советские пожарные с нетерпением ждали АЛ-30 (131) Л21. Города росли как на дрожжах. А автолестниц для многоэтажной застройки очень не хватало. Мирились даже с изначальными неисправностями типа текущей гидравлики. Своими силами меняли слабые места и скорее вводили новые АЛ в расчёт. После чего они работали по 30 и более лет. Что доказывает простоту и надёжность конструкции. 

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.

🪜 Конструкция пакета колен с изменениями перекочевала с автомехлестницы АЛМ-30 (157) ЛР. Т.к. была удачной и простой.

📏 Интересно, что лестницу модели Л21 нельзя застопорить на любой длине. Потому что при достижении нужной отметки каждое колено фиксируется двумя замыкателями на нижележащем колене, чтобы закрепить всю конструкцию и разгрузить канаты. А возможно это только тогда, когда все ступени совмещены. 

🪜 Бывает, что лестница уже поставлена на замыкатели, а до окна ещё остаётся расстояние. Для его преодоления модель Л21 оснащена 5-м небольшим коленом, выдвигаемым вручную.

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.

🚦Характерной особенностью АЛ-30 (131) Л21 является световой транспарант, или, как его называют, - «светофор», находящийся с левой стороны четвёртого колена. Он нужен, чтобы сигнализировать о следующем:

🔴 - столкновении первого колена со зданием; 

🟢 - нормальной работе; 

🟢+🟡 - подходе к границе рабочего поля; 

⚪️ - переходе через ступень.

🦶Ещё одна особенность - это педаль присутствия, на которую нужно нажимать ногой при работе. Если бросить, то давление в гидросистеме упадёт и движение лестницы прекратится. 

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 28 г. Изюма Харьковской области.

🎙️Для связи между водителем за пультом и пожарным на краю лестницы присутствует переговорное устройство. 

💦 Для подачи воды машина укомплектована лафетным стволом, который можно установить на вершину лестницы. Управляется только вертикально с помощью верёвок, что уже в то время считалось не очень удобным. 

🏗️ Предусмотрена возможность поднимать грузы до 500 кг в качестве подъёмного крана. При условии сложенного пакета колен.

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 2 г. Харькова. Работа на пожаре в ТЦ «Барабашово».
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 2 г. Харькова. Работа на пожаре в ТЦ «Барабашово».

📌 Автолестницы модели Л21 даже сегодня можно встретить во многих городах СНГ. Правда, совсем не в том количестве, как повсеместные АЛ-30 (131) ПМ-506. Думаю, в ближайшие годы АЛ-30 (131) Л21 совсем исчезнут из пожарных частей некогда большой и дружной страны.

Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 2 г. Харькова. Работа на пожаре в ТЦ «Барабашово».
Автолестница пожарная АЛ-30 (131) Л21 из ГПСЧ 2 г. Харькова. Работа на пожаре в ТЦ «Барабашово».

📌 По информации на 2021-й год в гарнизоне Харькова сохранились 8 описываемых нами АЛ. Лесенка из 2-й ГПСЧ до недавнего  времени светилась на городских пожарах. Большая же часть машин находится в областных городах. Видимо, раньше они служили в первой столице УССР. А после насыщения Харькова новыми ПМ-506, старенькие Л21 ушли в область. Известная практика.

📔В статье использована информация из книги А. В. Карпова «Пожарный спецназ. Том 1. Лестница в небо».

📷 Фото - Егор Явников.

🏢 г. Харьков.