Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Большой Белый терем и Тайный Красный канал. Кто и зачем построил "Ярославский вокзал" в китайском Суйфэньхэ?

В трёх кварталах от центральной в приграничном Суйфэньхэ площади Коммерции с её "челночными" торговыми центрами, лежит площадь Культуры. В ресторан "Чехов" на ней мы не заходили - достаточно того, что изначально его здание (1910) было путейской больницей:

Сама площадь состоит как бы из трёх ступеней, разнесённых примерно на человеческий рост. Верхнюю отмечает паровоз SY (читается как "Шан-Ю"), самая впечатляющая характеристика которого - "последний в мире серийный": 1772 таких машины были построены в Таньшане и Датуне с 1960 по 1999 (!) год, а последние оставались в строю до 2022 (!!!) года.

Но дело тут было даже и не совсем в отсталости: в основном "Шан-Ю" обслуживали угольные шахты, работая на том же угле. Зато теперь Китай не испытывает дефицита в паровозах-памятниках - этот вот, 1960-х годов постройки, попал сюда с шахты Синхуа:

-2

Но главное, что есть на площади культуры - это Дабайлоу, что переводят в путеводителях как Большой Белоснежный Терем:

-3

Удивительно красивое здание, весь вид которого так и кричит о недовыделенных Дальнему Востоку средствах, оно было построено в 1903 году как отделение связи. Тут, конечно, множество вопросов - вся администрация КВЖД находилась в Харбине, а для локального отделения уж больно шикарный вид. Но дело в том, что речь не столько о технической, сколько о дипломатической связи: по факту это было что-то вроде консульства Цин в полосе отчуждения железной дороги и место встреч чиновников двух стран. В 1913 году оно стало просто администрацией Суйфэньхэ:

-4

И тем страннее абсолютно русский облик - вплоть до уникальной для Китая мозаики с Микулой Селяниновичем:

-5

В раздробленном Эрой Милитаристов республиканском Китае местные коммунисты смогли внедрить в отделение связи свою агентуру, уже в 1919 году наладив с советскими соратниками Тайный Красный канал. Одна из торговых точек в городе скрывала подпольную типографию, а здесь, видимо с подложными документами, вышел натурально коммунистический проходной двор - самым именитым гостем Дабайлоу стал в 1928 году Чжоу Эньлай, возвращавшийся из Советского Союза.

-6

Возможно, знание об этом стало причиной того, что японцы лишили роскошное здание административных функций и передали его путейской гостинице. В 1955-60 в ней жили советские специалисты, в 2005-09 - коммерческие гости, ну а с 2011 это музей Тайного Красного канала. Честно сказать - здание ему явно велико, а тонко размазанная по бесконечным комнатам экспозиция может впечатлить разве что интеллигентного китайца, не потерявшего веры в коммунизм: в основном это фотографии незнакомых нам лиц и документы без перевода.

-7

Но зато - доступны интерьеры:

-8

Из отдельных мест запомнилась реплика ателье, вероятно - прикрывавшего типографию:

-9

Спальня и рабочий кабинет, где, видимо, и гостил Эньлай:

-10

И, натурально, красный уголок, где экскурсия могла заканчивать лекцией о диктатуре пролетариата и построении коммунизм под доносящиеся с улицы крики зазывал и торговцев. Тем не менее, "красный туризм" в Китае целое направление, весьма популярное и, - вот ирония!, - неплохо коммерциализированное.

-11