Многие российские автомобилисты находятся в трепетном ожидании появления нового отечественного автомобиля Lada Iskra. Через несколько месяцев начнутся его продажи в салонах официальных дилеров. Таким образом, с начала старта серийного производства и продаж автомобиля на платформе Renault CMF-B-LS закончится колоссальный объем работ по созданию новой импортозамещенной и антисанкционной модели российского АвтоВАЗа.
В свою очередь, иранский автопроизводитель Saipa до сих пор не может приступить к серийному выпуску импортозамещенного варианта автомобиля Renault Logan первого поколения. Хотя ранее было объявлено о том, что иранский аналог создан и успешно проходит испытания. Автомобиль после ухода французского автопроизводителя начали разрабатывать, а точнее перерабатывать и импортозамещать с 2020 года. Он претерпел серьезный фейслифтинг, коснувшийся его экстерьера, а также его технические характеристики и составляющие.
Напомним, что эта история ведется еще с первой каденции президента Трампа, который ввел против Ирана жесткие санкции в 2018 году. В результате которых западные, прежде всего, европейские автопроизводители (Renault, PSA, VW, Scania и др.) были вынуждены покинуть рынок этой страны.
С 2007 года первое поколение «логана» выпускали на автозаводе Saipa под именем Renault Tondar 90. В 2018 году после ухода французского партнера выпуск автомобиля был прекращен. Не правда ли, чем-то напоминает недавний российский сюжет? Однако спустя некоторое время было объявлено, что силами иранских инженеров и специалистов на свет появился автомобиль Saipa Cadilla P90, то есть импортозамещенная версия первого «логана».
И действительно, иранский «логан» удивил дизайнерскими изысками в чисто восточном стиле. Вдобавок, вместо привычного двигателя Renault K4M в моторный отсек был поставлен локализованный в Иране 1,6-литровый бензиновый двигатель Peugeot EC5 развивающий 115 л.с. агрегатированный с пятиступенчатой механической коробкой иранского производства, либо шестиступенчатым китайским «автоматом» компании DAE.
Где-то в первой половине 2023 года появились даже сообщения о том, что этот простенький автомобиль может начать поставляться в Россию и стать конкурентом Lada Granta. Но с той поры прошло много времени, а серийное производство автомобиля так и не стартовало. Недавно, чтобы не огорчать местных иранских автомобилистов были продемонстрированы кадры этого автомобиля с испытаний в высокогорной местности.
И здесь даже будет уместно сравнение, причем оно будет в пользу российского автопрома. Как известно, аналогичный уход французской группы Renault из России произошел в мае 2022 года.
По разным оценкам, готовность проекта XJO или Гранта-2, или Lada Iskra составлял 90%. Как известно, было принято решение довести проект до серийного выпуска нового семейства автомобилей. Уже известна дата – апрель 2025 года, когда стартует серийный выпуск. Кстати, дата знаменательная, 19 апреля 1970 года были выпущены первые «Жигули» на Волжском автозаводе.
Как недавно в интервью заявил директор автосборочных производств АвтоВАЗа Юрий Агошков, данная модель разработана собственными силами, «без участия наших бывших коллег». Однако АвтоВАЗ высоко ценит вклад Renault в создание новой линейки Lada Iskra.
То есть российские инженеры и специалисты за 2 с небольшим года смогли «довести до ума» незаконченный проект и сделать автомобиль антисанкционными подготовить конвейер для серийного производства. А вот их иранским коллегам это пока не удается.
И последнее, как сообщает ресурс charkhan.com, автопроизводитель Saipa переименует автомобиль Cadilla P90 и выведет его на иранский рынок под именем Pars Noa.
Напомним, Иран в свое время сделал ставку на привлечение зарубежных автопроизводителей и создание совместных предприятий. Однако после того, как страна начала развивать ядерную программу, и стала довольно близка к обладанию ядерным оружием, отношение к ней, и, прежде всего США изменилось, что выразилось в жестком санкционном давлении в 2018 году, приведшем к экономическому кризису и уходу западных инвесторов.
Между тем, иранский автомобильный рынок достаточно емкий и занимает 17 строчку по итогам прошлого 2024 года. В стране с 90-миллионным населением продается порядка 1 млн легковых автомобилей.
В марочном рейтинге первое место занимает Saipa. На втором месте импортозамещенный Peugeot. Замыкает первую тройку лидеров Iran Khodro. На четвертом месте местный бренд Zamyad, и, наконец, пятое место у китайского бренда Haima.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz