Предлагаю вам провести простой эксперимент. Спросите ваших родственников, знакомых, коллег: кто из них помнит, ну, скажем, формулу решения квадратного уравнения? А кто может вывести эту формулу? А теорему косинусов, синусов и т. д.?
В общем, почти как у Высоцкого: «Открой учебник на любой странице...»
Нет, до конца читать не надо, просто спросите у окружающих по теме этой страницы из школьного учебника.
И если это будет не учебник из начальной школы, и вы не пытаетесь спрашивать среди работников профильного научного института (ну, может быть, еще среди самих школьников), результат будет обескураживающим: 99% не смогут правильно написать формулы, не подглядывая в интернет или справочник, не говоря уже о выводе этих формул.
Может быть, чуть лучше дело будет обстоять с литературой, историей и обществознанием. Исторические факты часто упоминаются в книгах и фильмах, а обществознание соотносится с устройством окружающего общества. К тому же по книгам из школьной программы снимаются фильмы, и их могут перечитывать во взрослом возрасте.
Кому нужно ЭТО школьное образование?
То есть, в реальности большинство знаний, полученных в школе, большинству населения не нужны, не востребованы и так далее.
🔴 Даже среди научных работников, которых в стране всего 0,2% от всего населения, непрофильные школьные знания не востребованы и забыты.
Между тем государство тратит наши ресурсы на попытку вдолбить в головы учеников знания, которые им совершенно не будут нужны и благополучно забудутся.
Сами школьники портят свое счастливое детство этой зубрежкой.
Не знаю, насколько это правда, но пишут, что некоторым из них это стоит жизни, в прямом смысле этого слова.
Школьное образование нужно властям.
Идея всеобщего школьного образования культивировалась советскими властями.
С одной стороны, в попытке «воспитать человека-творца и хозяина своей жизни», светлого и свободного, а не темного и забитого, как при царизме.
С другой стороны, как противопоставление советского строя капиталистической системе.
🔴 Но, как показала история, природу человека нельзя изменить никакими знаниями. Человек, в подавляющей своей массе, все тот же древний римлянин, который хочет хлеба и зрелищ, а не думает о всеобщем благе в ущерб себе любимому.
Да и вообще... человека от зверя все так же отделяют три приема горячей пищи.
🔴 А с третьей стороны, само по себе школьное образование, каким бы хорошим оно ни было, без применения его в народном хозяйстве, не давало никаких экономических эффектов.
И даже когда СССР построил лучшую систему школьного образования, что признали даже американцы и стали перенимать советский опыт, власти тут же попытались реформировать эту самую лучшую систему образования в попытке «укрепления связи школы с жизнью...» (с), когда вместе с аттестатом об окончании школы выпускники получали бы и специальность.
Но хотели как лучше, а получилось как всегда (с). Реформа провалилась.
🔴 И, как вы уже поняли из вашего эксперимента с проверкой школьных знаний, школа как не давала актуальных знаний и навыков, так и не дает!
Образование — это то, что остается в голове после сдачи экзамена.
Так может, стоит радикально перестроить систему школьного образования?
Провести исследование на предмет того, какими знаниями обладают широкие массы населения. Причем это должны быть знания не из предметной области, в которой работает человек.
У врачей не спрашивайте анатомию и химию, у инженеров — математику и физику, у историков — историю и т. д.
🔴 Сформировать на основе этого некий объем знаний, который считать базовым для населения и который, хотя бы, не будет забыт основной массой.
У меня есть предположение по результатам такого исследования:
🔴 Не считая истории, обществознания и литературы, все сведется к уровню 4-го класса начальной школы с их природоведением, по вышеозвученным причинам.
🔴 Ценность знаний по литературе, истории и обществознанию для экономического развития страны, лично для меня, сомнительна. Но хотя бы не будет зря потрачено время, и что-то останется в голове.
Но литературу можно исключить вообще по несколько другим соображениям или заменить список произведений.
Ведь очень часто, наверное, в подавляющем большинстве случаев, литература для школьников остается не понятой.
И пока сами школьники не дорастут, не столкнутся с теми проблемами, которые проживают герои литературных произведений, она и будет оставаться непонятой.
Я в детстве читал просто запоем. Иногда с фонариком под одеялом, когда родители уже загоняли меня спать, а книга была очень интересна.
Но «внезапно» это были вовсе не те произведения, которые изучались на литературе.
Алло, мы ищем таланты! (с)
То есть знания нужно давать в объеме начальной школы.
А вот дальше 4-го класса должна быть очень жесткая специализация. С очень жестким контролем результатов, с переводными экзаменами из класса в класс.
Специализация не на всю жизнь.
Если вдруг ребенок или его родители поняли, что лучше заниматься чем-то другим, за лето подтягиваются знания, сдаются экзамены, и если успешно — учись! Можно даже организовывать специальные летние курсы по смене специализации.
Наверное, стоит немного подвинуть возрастные рамки начала обучения в школе.
Должны быть вступительные экзамены. Ребенок должен быть готов к школе.
Самая большая проблема — решить, что делать с детьми, которым ничего не интересно, которые не хотят ничем заниматься и так далее. И только срывают уроки, мешая заниматься другим.
Прежде всего, часто такие дети готовы, могут и успешно занимаются спортом. Значит, пусть занимаются спортом вместо учебы, и не два раза в неделю, а две тренировки в день. Конечно, секции должны быть бесплатны, как сейчас школа.
Может, хоть тогда отечественные футболисты появятся. А то отечественный футбол — это просто какой-то национальный позор с легионерами!
Если ребенку вообще ничего не интересно — пусть идет учиться на рабочую специальность. Пара лет — и в «подмастерья». Причем это реально только навыки по специальности, а не некая школьная программа, разбавленная уроками труда.
И не надо бояться, что ему всего 12 лет.
У меня племянник в деревне живет. В 12 лет водит трактор, машину. Что-то там в моторе может починить и так далее.
🔴 Ну а если родители считают, что их чадо «достойно большего» — нет проблем! Домашнее обучение, репетиторы, частная школа. В общем, любой каприз, но за их деньги и, самое главное, не в ущерб остальным школьникам
Как результат — получим классы с высокой мотивацией в изучении данного направления, с отсутствием проблем с дисциплиной и так далее.
Кстати, проблемы с дисциплиной могут возникать не из-за того, что школьник весь из себя плохой, а потому, что ему не интересно на уроках, он не понимает и от этого бесится.
Вы представьте себя на его месте.
Вы сидите в окружении людей, которые слушают непонятные вам вещи, например, просто на китайском языке, которого вы не знаете. Никакого действия, только иногда обсуждение чего-то и писанина непонятными знаками. И так изо дня в день на протяжении, как минимум, 9 лет по несколько часов в день!
🔴 Вы бы не взбесились?
И в результате, с большей вероятностью, мы получим, например, врачей, может быть, не с широкими знаниями «вообще», а с глубокими знаниями именно по медицине.
А сейчас в школе продолжают пытаться вырастить «разносторонне развитых людей», «царей природы», преподавая пение в 7-м классе, при том, что у кого есть задатки и желание, занимаются этим в музыкальных школах.
С рисованием — то же самое.
При том, что пением и рисованием дети начинают заниматься лет с трех, еще в садике, и к моменту окончания начальной школы у них уже 7 лет обучения за спиной, и с ними уже все понятно!
🔴 А ведь это та самая нагрузка, с которой власти призывают бороться. Сами призывают и сами палки в колеса вставляют.
Я попытался договориться об отмене пения и рисования для 7-го класса, заменив их дополнительной математикой или русским. Ответ — «не имеем права»!
🔴 И нам надо не к советской системе образования возвращаться, а к американской.
🔴 Становиться теми самыми «ну тупыми американцами» (с), но которые, в итоге, значительно лучше знают область, которую они изучали и которой теперь профессионально занимаются.
Ведь, почему-то, наша элита лечиться ездит к этим самым «ну тупым американцам». А не наоборот. И это ведь только вершина айсберга.
Американские врачи, какими бы профессиональными они ни были, ничто без медицинского оборудования, которое делают американские инженеры, которые все те же самые «тупые американцы».
ps
Да, я знаю, что в американской медицине существуют проблемы. Но это проблемы скорее административного характера, а не кадрового или инженерно-научного.