Имя командира U-160 Георга Лассена как-то не попадалось мне до сих пор на глаза. Меж тем, он был обладателем Рыцарского креста с Дубовыми листьями и значка подводника с бриллиантами, которого удостоились всего 29 человек, включая адмирала Дёница
Он таки пережил войну, но как большинство таких, скорее потому, что перешёл на береговые должности до наступления чёрных дней немецкого подводного флота.
Сохранились журналы боевых действий его U-160. Давайте полистаем последний, его четвёртого боевого похода, когда в пределах пяти часов он отправил на дно или повредил 6 судов противника. В этот патруль он отправился 6 января 1943 года уже будучи кавалером Рыцарского креста и имея на своём счету 22 потопленных судна.
Надо заметить, что в разных источниках эти цифры немного отличаются, тут надо сделать скидку на то, что иногда командиры подлодок не имели возможность пронаблюдать, действительно ли потонуло атакованное судно, ибо конвои не дремали - но были уверены что повреждения нанесены смертельные. А оно возьми, да и выживи!
На что я обратил внимание - практически каждый день один раз, а то и два раза отрабатывались действия команды по срочному погружению. Помните, в фильме "Дас Боот" нагловатый рыжий второй вахтенный офицер истошно орёт в люк: "Алярм!"
И ведь никто не знает внизу - учебная или фактическая тревога, поэтому кидаются по своим местам иногда даже с голой задницей. Тут вспоминается один эксперимент - учёные, доценты с кандидатами, посадили группы мышей в две клетки. В одной мышки жили мирно и спокойно, а к другой постоянно подносили кота и эти мыши в ужасе метались по клетке, пытаясь спастись. В результате при прочих равных условиях они прожили заметно меньше контрольной группы и страдали от разных заболеваний из-за стресса.
Вот я и подумал - а каково было подводникам, после объявления срочного погружения сознавать, что возможно, через несколько секунд в борт их лодки ударит авиационная торпеда или накроют глубинные бомбы? И так каждый день...
В том походе Лансен должен был действовать в районе Южной Африки. 4-5 февраля в районе острова Святой Елены, где окончил свои дни Наполеон, его лодка прияла 108 м³ топлива и другие припасы от "дойной коровы" U-459 под командованием одного из самых пожилых командиров подлодок капитан-лейтенанта Георга фон Виламовиц-Мёллендорфа, на тот момент ему было 48 лет. Через полгода она была поражена авиацией противника. Командир приказал своим людям покинуть лодку, отдал им честь с рубки , затем спустился внутрь и ушёл ко дну вместе со своим кораблём.
7 февраля под вечер произошла наконец встреча с первым американским судном типа "либерти" Roger B. Taney. Оно шло со скоростью 13-14 узлов, совершая резкие зигзаги. Выстрел электроторпедой с дистанции 1000 метров оказался неудачным. Но Лассен не собирался отпускать жертву. Через час погони вторая торпеда угодила прямо в центр транспорта. Американцы ответили пятью выстрелами из пушки в направлении лодки, но видеть её в темноте не могли. Команда начала покидать судно.
Через час, устав ждать затопления, Лассен стреляет очередной раз. Эта торпеда была слегка повреждена при перегрузке, её приберегали для добивания, но и этого она не смогла сделать. И только третья поставила окончательную точку.
Немцы допросили американцев на плотах и убыли. Часть выживших была подобрана через три недели, а другая почти через месяц с половиной.
До 3 марта встретились ещё несколько судов, но атаковать не было возможности. И вот наступило 3 марта южнее Дурбана на побережье Индийского океана. Конвой из 10 транспортов и три конвойных корабля.
21:22-21:23. Выпущено три торпеды по одному судну. Все три попали, команда начало покидать его через 11 минут. Harvey W. Scott вёз 8250 тонн взрывчатых веществ, бензина и генеральных грузов.
Запись в журнале: "23:10. Вышел на огневую позицию по двум грузовым судам, снова преследуя с тыла. Выстрел из аппарата I: торпеда G 7a, глубина 3 метра, скорость цели = 8 узлов, угол цели = 80°, дальность = 1500 метров. Попадание в середину судна произошло через 82 секунды (1640 метров).
23:11. Выстрел из аппарата IV: G 7a, глубина 3 метра, скорость цели = 8 узлов, угол цели = 80°, дальность = 1500 метров. Попадание в середину судна через 74 секунды после начала движения (1480 метров). Оба грузовых судна тонут. Предполагаемый размер 5000 и 6000 GRT. Одно уже исчезло после того, как дым от взрыва рассеялся, второе медленно тонет через корму. Последнее наблюдение через 20 минут, носовая часть поднята и опущена."
А вот тут Лассен ошибся. Третье судно, голландский танкер Tibia
остался таки на плаву, т.к. был в балласте, с пустыми танками, и добрался до Дурбана на следующий день.
4 марта с 01:13 до 01:46 выпущено ещё 4 торпеды. На этот раз случилась ошибка в другую сторону. Лассен считает, что произошло 2 промаха и 2 попадания. Действительно, на месте остаются 2 судна, одно из которых тонет самостоятельно, а второе приходится добивать ещё одной торпедой. Но на самом деле кроме этих двух было повреждено третье, Sheaf Crown
Его удалось отбуксировать и отремонтировать.
7 марта Лассен был награждён Дубовыми листьями к своему Рыцарскому кресту, а уже 8 марта U-160 встретила Джеймса Б. Стивенса типа "либерти", который в одиночестве вёз 1086 тонн бутылок, лекарств, пропеллеров и личных вещей. Две торпеды отправили его на дно.
А 11 марта в 20:17 поражено двумя торпедами американское судно Aelybryn. Однако оно упорно не хотело тонуть и пришлось потратить ещё одну.
U-160 вернулась в Бордо 10 мая 1943 года. Лассен был переведён на береговые должности.
Дожил до 96 лет. Ему приходилось начинать с нуля, становиться бизнесменом и продвигаться по карьерной лестнице до должности уполномоченного представителя крупной компании. Он выживает в серьезной дорожно-транспортном происшествии, в результате которого теряет руку, и учится жить с инвалидностью. Он теряет жену, которая умирает после 55 лет брака, и ему приходится в одиночку справляться со своей старостью. Лассен никогда не жалуется и не обсуждает болезни с другими жильцами дома престарелых «Эль Кастельот» (Маленький замок) на юго-западе Майорки — дом престарелых для немцев с необычным прошлым.
Он никогда не расставался с портретом гросс-адмирала Дёница с личной дарственной подписью. Чтобы навсегда оставаться с морем, Лассен завещал развеять свой прах над заливом Санта-Понса.
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4