В этом году дому моды Fendi исполнилось сто лет. Кто придумал знаменитый логотип с двумя F? Где был открыт первый бутик? И как воровство сумочки сделало легендарным такой простой аксессуар? В нашем историческом эссе мы расскажем все секреты модного дома Fendi.
Будем честны: история марки началась немного раньше — в 1918 году. В тот год молодой итальянец Эдуардо начал собственное дело по производству кожгалантереи и выделке меха. Однако тогда это было скорее ремесленное производство. Но когда Эдуардо встретил спутницу жизни Адель — сошлись все звёзды. В 1925 году он взял ее в жёны, и он сказала, что бренд должен носить в качестве названия фамилию Фенди. В тот год родился их первый «ребёнок» — бренд Fendi.
Магазин, который они открыли, кстати, находился в Риме, что было нехарактерно для Италии. Все молодые дизайнеры, как и сейчас, стремились в Милан, ведь именно этот город считается столицей моды. Но молодая пара ломала стереотипы. Они сразу же сделали ставку на создание роскошных и дорогих вещей высочайшего качества, произведённых вручную. И не прогадали. Их изделия отличались изяществом и быстро привлекли внимание итальянской буржуазии. Однако началась война, положившая конец многим планам.
Но молодая семья не отчаивалась: им удалось благополучно пережить войну. За это время у Эдуардо и Адель родились пять прекрасных дочерей. Вскоре пять сестёр взяли на себя обязанности в семейном бизнесе: Паола стала экспертом по выделке меха, Анна — дизайнером, Франка взяла на себя ответственность за пиар и связи с общественностью, Карла занималась текущими делами компании, Альда получила должность коммерческого директора.
Совместными усилиями семья смогла выстоять в трудные послевоенные годы и вернулась на рынок предметов роскоши. Довольно быстро бренд Fendi прославился во всей Италии и даже за её пределами. Марка славилась передовыми технологиями и высоким качеством изделий. Теперь поездка в бутик Fendi в Рим считалась престижным мероприятием, которое могла себе позволить лишь истинная элита.
В 1952 году сёстры Фенди приняли одно из ключевых и, возможно, лучших решений, пригласив на должность ведущего дизайнера тогда ещё молодого Карла Лагерфельда. Это была беспроигрышная комбинация для всех: семья получила талантливого и смелого новатора, а молодой Лагерфельд — билет в жизнь. По-видимому, семья доверяла Карлу безоговорочно, ведь дала карт-бланш на любые эксперименты. А нужно помнить, что в те годы мех — предмет элитарный, а значит, целевая аудитория консервативна во взглядах на моду и жизнь в целом. Но молодой дизайнер не боялся. Поработав над выкройками, Карл превратил громоздкие и тяжёлые меховые изделия в лёгкие и удобные. Силуэты, которые он предлагал, были одновременно и классическими, и современными.
То, что Лагерфельд делал с мехом, даже не снилось дизайнерам тех времён. Он окрашивал его в невероятные цвета, сочетал с, казалось бы, несочетаемыми материалами, создавал из него различные плетения и всячески ломал стереотипы. Именно он перевернул взгляд мира моды на мех. Если раньше это был исключительно элитарный материал, то теперь мех стал полем для экспериментов.
Кстати, именно Лагерфельд придумал логотип компании — две буквы F, одна из которых перевёрнута. Дизайнер смог вывести ДНК бренда и сделать его узнаваемым во всём мире. Позднее логотип претерпевал небольшие изменения, но паттерн с буквой F сейчас узнаваем даже теми, кто далёк от высокой моды.
Логичным продолжением развития бренда стало создание коллекции pret-a-porter, выпущенной в 1977-м. Позже ассортимент пополнился галстуками, перчатками, очками и даже зажигалками. В 1988 году Fendi выпускает первый женский парфюм, а через год — мужской. В общем, дела идут в гору, а к ассортименту добавилась теперь ещё и мужская линейка одежды.
В 1997-м происходит ещё одно ключевое событие. Внучка основателей Сильвия Вентурини Фенди совместно с Карлом Лагерфельдом презентует легендарную сумочку Baguette. Создательница аксессуара долгое время жила в Париже. Ей нравился стиль жизни парижан, и, как она говорила, её всегда забавляло то, как французы носят багет под мышкой. Она придумала простой конверт на коротком ремешке, внутри которого карман для мелочи, — вот и вся формула. В те годы на пике моды были миниатюрные рюкзаки, и Сильвия решила сломать тренд. Аудитория сразу же влюбилась в этот миниатюрный аксессуар.
А помните сцену из 17-й серии третьего сезона «Секса в большом городе», где Кэрри, заплутав, попадает в переулок и на неё нападает грабитель? Именно тогда состоялся диалог:
— Отдавай сумку!
— Это не просто сумка, это Baguette!
Тогда все модницы поняли, что это не просто сумка, а настоящий артефакт.
Позднее Сильвия скажет: «Когда я создала эту сумку, был особенный день: звёзды сошлись. Гороскоп объявил день Fendi».
К настоящему моменту модель Baguette была переиздана более тысячи раз. Она выпускалась во всевозможных материалах: различных видах кожи, меха, овчины, вышитой бисером и пайетками. Бренд выпускал даже версию, в комплекте с которой шли разноцветные нитки и иголки: покупательница могла сама кастомизировать свою сумочку. Эта маленькая легенда по сей день является в грёзах многим модницам, а звёзды не устают выгуливать свой Baguette на красных дорожках.
С 1999 года Fendi входит в состав французского холдинга LVMH, и тот выкупает контрольный пакет акций. Момент спорный, ведь инвесторы легко могут начать ломать ДНК бренда, но и здесь Fendi в плюсе. В результате слияния компании удалось открыть флагманские магазины в Париже и Лондоне. А в 2005 году модный дом отметил своё восьмидесятилетие и в честь знаменательной даты открыл дворец Fendi в Риме. Новое здание объединило в себе студии, ателье по выделке меха и кожи, а также самый крупный в мире магазин Fendi. Но это не просто магазин или офис, это настоящий мир Fendi. Кстати, каждый может арендовать номер в отеле Fendi Private Suites, который находится в этом дворце красоты и стиля.
Но, как известно, в мире моды нужно бежать быстрее остальных, чтобы оставаться актуальным. И в 2008 году Fendi вновь поражает всю мировую публику. На этот раз — легендарный показ мод. Только представьте: 88 моделей, которые дефилируют по самому длинному в мире подиуму — Великой Китайской стене! Такая игра с числами неспроста, ведь в Китае цифра 8 — счастливая.
В этом году бренду исполнилось 100 лет. Внушительная цифра! В честь этого события Ким Джонс — уже бывший креативный директор компании — создаёт коллекцию, вдохновлённую четырьмя поколениями женщин, благодаря которым бренд обрёл жизнь. Коллекция получилась восхитительной! Киму Джонсу удалось сочетать женственность, историчность и даже некоторую жёсткость.
Судя по всему, модному дому действительно помогают высшие силы, ведь на сегодняшний день у Fendi более ста магазинов по всему миру, бутик-отель, а также эксклюзивная кофейня в центре Лондона.
В 2024 году Ким Джонс — креативный директор модного дома — после юбилейной коллекции в честь столетия дома покинул свой пост. По слухам, его место занял Пьерпаоло Пиччоли — экс креативный директор Valentino. Будем наблюдать за развитием Fendi и, конечно, держать вас в курсе. Подписывайтесь!
Спасибо, что читаете нас! Если вы ещё не подписались, сделайте это здесь: «На Рублёвке — на Новой Риге — life».