Особенно интересно, кто жил в 5-этажной квартире на 4-8 этаже в правом крыле высотки, которая была выставлена на продажу в 2019 году за 900 миллионов рублей. Источник РБК. Но это тайна, покрытая мраком. Статья будет о других жильцах, но тоже с привилегиями.
«Город в городе», или Как всё устроено
Высотка на Котельнической набережной всегда была одним из самых престижных жилых домов в Москве. Главным архитектором называли лично товарища Сталина, хотя у проекта были реальные авторы рангом пониже - Дмитрий Чечулин и Андрей Ростковский. Прежде чем перейти к жильцам, поговорим про сам дом.
Высотку строили в два этапа - 1938-1940, 1948-1952. Ступенчатая композиция здания сильно напоминает нью-йоркские небоскрёбы 1930-х годов, а высота вместе с звездой на шпиле достигает 176 метров. В отделке - натуральные материалы (мрамор, гранит, керамика). В отличие от других сталинских высоток дом реально стоит на набережной, а ещё у него есть внутренний двор.
Не знаю, какие качели-карусели стояли во дворе при Сталине, при Собянине всё выглядит так.
В сталинские времена высотку на Котельнической называли «городом в городе», потому как внутри дома размещались: продуктовый магазин, прачечная, ателье, почта, сберкасса, парикмахерская, кинотеатр «Знамя» (с 1966 года - «Иллюзион»), ресторан, а в подвальных помещениях находились бомбоубежище и гараж. Изначально в доме было 540 квартир, их распределением занимался Лаврентий Берия.
Площадь квартир доходила до 300 квадратных метров. 3-4-метровые потолки, дубовый паркет, дорогой кафель, хрустальные люстры, потолочная лепнина, функциональная встроенная мебель, электрические холодильники, комнаты для прислуги. Роскошь - одним словом. А вот кухни были очень маленькими - всего 5 кв. м, максимум - кофе приготовить. Советским гражданам предлагалось обедать в столовых, особо состоятельным еду доставляла прислуга. Почти как сейчас.
Большим минусом был мусоропровод на каждой кухне, из-за этого в советские годы обитатели высотки очень страдали из-за нашествия тараканов. Поэт Евгений Евтушенко даже написал стихи «Тараканы в высотном доме», и ему в итоге не дали гараж (наказали за едкую сатиру).
Кому достались квартиры
Значительное число квартир, особенно в корпусе «Б» (башне), получили чиновники НКВД-МВД - ведомства, курировавшего строительство здания. В корпусах «Б» и «В» заселили физиков-ядерщиков. Мы, кстати, сделали попытку войти в дом через главный подъезд корпуса «Б», и нас даже пропустила консьержка - мало ли, может, мы в гости...
Но тут откуда-то взялся сварливый и бдительный дед с карманной собачонкой и началось: «Покиньте здание. Нечего тут разгуливать». Наверное, потомок тех самых - из ведомств. 😄 В общем дальше красивого мраморного холла с лепниной, фресками и лифтами мы не прошли.
В высотке на Котельнической жила советская элита с самой высокой плотностью «звезд» на квадратный метр. В разное время здесь проживали: актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Лидия Смирнова; актёры Михаил Жаров, Борис Новиков, Александр Ширвиндт; певица Людмила Зыкина; балерина Галина Уланова; поэты Александр Твардовский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский; писатели Василий Аксёнов и Константин Паустовский; композитор Никита Богословский; документалист Роман Кармен; в конце 1990-х - автор-исполнитель песен в жанре русский шансон Вилли Токарев. Понятно, что квартиры у всех были разные, но вряд ли кто-то из них жил в 5-этажной.
Сказочный сон Клары Лучко
Рассказ про мемориальные таблички я начну с той, что посвящена актрисе Кларе Лучко - «женщине с сияющими глазами», известной многим по фильмам «Кубанские казаки», «Двенадцатая ночь», «Ларец Марии Медичи» и телесериалу «Цыган». Клара Лучко жила в доме на Котельнической с 1953 года по 2005 год, сначала с первым мужем - Сергеем Лукьяновым, потом со вторым - Дмитрием Мамлеевым. Её квартира была на 12-м этаже.
В своей книге «Я - счастливый человек» она много пишет про Дом на набережной. Я позволила себе сократить текст, полную версию можно прочитать по ссылке.
«Однажды мне приснился сон, будто я получаю квартиру в каком-то сказочном доме. Все комнаты обставлены мебелью, и мне говорят: выбирай квартиру. В этой ты хочешь жить или в этой?..
То ли сон был вещий, то ли судьба мне улыбнулась, но квартиру в этом доме я получила. Это была первая и единственная квартира в моей жизни.
Наш высотный дом всегда был в центре внимания. Когда осудили культ личности, пресса писала, что в «высотке» живут лишь чиновники да какие-то особые генералы. Как бы люди недостойные.
Дом огромный. Это целый город. Наверное, жили в нём и такие люди, о которых писали. Но те, кого я знаю, с кем близко знакома, - люди уважаемые: Михаил Жаров, главный режиссер Театра имени Маяковского Николай Охлопков, выдающийся актер Художественного театра Павел Массальский, солист Большого театра Александр Огнивцев. Были и композиторы – Никита Богословский, Анатолий Новиков, Вано Мурадели, Борис Мокроусов. И жили знаменитые писатели – Александр Твардовский, Константин Паустовский, Михаил Пришвин. В нашем доме поселились Марина Ладынина, Лидия Смирнова…».
Ещё один фрагмент из книги: «У центрального подъезда стоят скамейки. Сидят бабушки, рядом коляски, играют дети. Проходят молодые люди, и мало кто знает, что на скамейке актриса, когда-то ее называли «Серебряный голос России». И другая – легендарная укротительница тигров».
Рассмотрим таблички на фасаде
Дальше будут очень короткие экскурсы в соответствии с теми табличками, которые мы увидели на фасаде высотки на Котельнической набережной. Не забывайте читать подписи под фотографиями, там много интересных фактов.
- Ирина Бугримова была первой советской женщиной-дрессировщицей, вышедшей на арену вместе со львами. Придумала такие номера, как «Лев в воздухе», «Лев на мотоцикле», «Лев на проволоке», «Прыжки через огненное кольцо». 30 декабря 1981 года стала жертвой квартирных воров, те представившись работниками «Госцирка» вошли в дом через чёрный ход и вынесли из квартиры Бугримовой её уникальную коллекцию бриллиантов.
- Про какой «Серебряный голос России» говорила Лучко не знаю, но табличку в честь «Золотого голоса СССР» на фасаде мы нашли очень быстро. Людмила Георгиевна Зыкина получила квартиру в центральном корпусе на 14-м этаже. Она не скрывала от журналистов свой «трёхкомнатный рай», довольно часто давала интервью в домашней обстановке - на фоне рояля и бархатного кресла. У артистки была ведомственная «Волга» и место для неё в гараже, её мечту о мерседесе пресекла Фурцева (тогдашний министр культуры).
- Великая советская балерина Галина Уланова прожила в этом доме почти полвека. Сначала в трёхкомнатной квартире - на 9 этаже, а с 1986 года - в 4-комнатной квартире на 6 этаже с видом на Кремль. Её называли «Русским чудом» и «Великой немой» (за нелюбовь к публичности и интервью). В её квартире №185 в 2004 году был организован музей - с сохранённой обстановкой и большой коллекцией личных вещей балерины. Увы, сейчас он закрыт на реконструкцию.
- Поэт Андрей Вознесенский тоже жил в легендарном доме. На его стихи были написаны многие популярные эстрадные песни, исполненные Аллой Пугачёвой, Иосифом Кобзоном, Татьяной и Сергеем Никитиными, Александром Градским и многими другими. Даже у Высоцкого есть песня на его стихи – «Песня акына»: «Ни славы, и ни коровы, ни тяжкой короны земной - пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь со мной…».
- В культовой рок-опере «Юнона и Авось» тоже звучит лирика Вознесенского: «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь... Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь», эти же слова частично цитируются на его мемориальной табличке.
- Ещё один знаменитый жилец - советский художник и скульптор Александр Павлович Кибальников. Вы точно видели и знаете его работы - мемориальный ансамбль «Брестская крепость-герой» (в соавторстве), памятник Есенину в Рязани, памятник Маяковскому в Москве. В 1961 году бронзовая фигура «К солнцу!» работы Кибальникова была установлена перед фасадом одного из зданий ООН в Женеве.
- На следующей табличке упомянут композитор Борис Андреевич Мокроусов. В 1945 году его музыка и стихи поэта Михаила Исаковского «Снова замерло всё до рассвета…» подарили стране песню «Одинокая гармонь», а в 1976 году из всех приёмников зазвучала «Вологда» в исполнении ансамбля «Песняры» (музыка Бориса Мокроусова, стихи Михаила Матусовского). Последней работой композитора стала музыка к фильму «Неуловимые мстители».
- Писатель Константин Георгиевич Паустовский, автор «Мещерской стороны» и «Телеграммы», который трижды номинировался на Нобелевскую премию по литературе (1965, 1966, 1967), обозначен на фасаде дома скромной мемориальной табличкой без всякого портрета. Паустовский жил здесь 15 лет - с 1953 года по 1968 год. В его квартиру на Котельнической не попасть, а вот его дом в Тарусе мы однажды посетили.
- Народный артист СССР Михаил Иванович Жаров, который снялся более чем в 60 кинофильмах, в том числе у Сергея Эйзенштейна и Николая Экка, тоже был жильцом сталинского небоскрёба. Жарова любили и вожди, и народ. Не важно, Меншиков, Малюта Скуратов или деревенский детектив Анискин, это же «Сам Жаров!». Актёр коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках», так что у него в квартире был небольшой музей.
- Фаина Георгиевна Раневская сменила 11 адресов в Москве. В начале 1950-х она жила в высотке на Котельнической набережной - в двухкомнатной квартире «высшей категории» на 2-м этаже, над кинотеатром и булочной. «Над хлебом и зрелищами», - как шутила она сама. Актриса называла свой новый дом Котельническим замком, а приглашая в гости соседей, говорила:
- Если звонок не работает, стучите ногами.
- Почему ногами, Фаина Георгиевна?
- Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!
К нашему великому сожалению, мы не обнаружили мемориальной таблички в её честь. Плохо искали?
- Александр Павлович Огнивцев - советский оперный певец (бас), солист Большого театра, исполнявший партии Бориса Годунова, Мефистофеля, Ивана Грозного, Варяжского гостя и многих других, тоже был обладателем квартиры дома на Котельнической набережной. «Это был совершенно уникальный по силе и красоте бас. В нём удивительно гармонично слилась и духовная, и физическая человеческая красота!» - писала про него оперная певица Галина Вишневская.
- Следующий именитый жилец - Вано Ильич Мурадели, советский композитор и дирижёр. «Бухенвальдский набат» и «Легендарный Севастополь» - самые известные песни на его музыку. Во время войны был художественным руководителем Центрального ансамбля краснофлотской песни и пляски ВМФ СССР, с которым выступал на фронтах и флотах. Его опера «Великая дружба» была осуждена и снята с репертуара в 1948 году (Сталину не понравилась). После смерти Сталина был восстановлен в Союзе композиторов СССР.
- В 5-комнатной квартире высотного дома жила звёздная пара - актриса Марина Ладынина и режиссёр Иван Пырьев. Их сосед по дому Никита Богословский сочинил про них загадку: «Одиннадцать лауреатов в одной постели. Кто это?». У Ладыниной было пять Сталинских премий, у Пырьева - шесть. ...Их брак распался, квартиру пришлось разменять: Марина Алексеевна осталась в 2-комнатной на Котельнической, а Пырьев переехал. Последние десять лет Ладынина жила затворницей и практически ни с кем не общалась. Таблички с её упоминанием мы тоже не нашли. Может это её Клара Лучко в своих мемуарах называла «Серебряным голосом России»?
- Смотрите, какая табличка! Академик Михаил Николаевич Тихомиров - выдающийся советский историк. Проживал в высотке на Котельнической набережной с 1954 года по 1965 год. Ничего не вспоминается?...
В фильме «Москва слезам не верит» интерьеры профессорской квартиры, где жили героини Ирины Муравьевой и Веры Алентовой, снимались как раз в этой высотке. Помните:
- Только одно условие. Мы дочери профессора Тихомирова. Я старшая, ты младшая. Я учусь в медицинском, специализируюсь по психиатрии. Ты в своём химико-технологическом.
- А это зачем?
- Знаешь, насколько я разбираюсь в жизни, мужчины предпочитают женщин интеллигентных профессий. И тех, что живут на Котельнической набережной.
- Советский архитектор Дмитрий Николаевич Чечулин, благодаря которому в Москве появились гостиница «Россия», гостиница «Пекин», бассейн «Москва» и жилой дом на Котельнической набережной, тоже жил в доме, который сам и спроектировал. «Некоторые коллеги, заботясь о том, как бы не перекрыть крупным зданием красивую композицию древних соборов на Швивой горке, предлагали построить здесь малоэтажное здание. Я же видел возможность масштабного сопоставления».
Остальные таблички помещу в галерею, листайте и читайте подписи.
Понятно, что жильцов с громкими именами в разы больше. Не все удостоились табличек, что-то, возможно, мы пропустили. Дом огромен! Если есть чем дополнить статью, дополняйте. Тема, на мой взгляд, очень интересная.
Всем мира и путешествий! Ваш Душевный шагомер. ♥ Подписывайтесь, чтобы не пропустить всё самое интересное. Как относитесь к мемориальным табличкам на зданиях? Лишнее или пусть будут?