Трое суток в пути. Хлопающая дверь туалета в метре от вашей головы. Ноги, упирающиеся в перегородку из-за слишком короткой полки. Несмолкающий храп соседей, чемоданы, которые невозможно никуда пристроить, и проводница, будящая вас каждый час, протискиваясь с чаем мимо вашей полки. Что объединяет все эти кошмары? Неправильно выбранное место в поезде.
Буквально два соседних места могут кардинально изменить ваше впечатление от путешествия. Чтобы ваша дорога не превратилась в испытание на выносливость, давайте расскажу, каких мест в поезде стоит избегать и почему. И даже покажу наглядную картинку.
Вагоны, которых лучше избегать
Даже если вы выбрали купе "люкс", расположение вагона может сильно повлиять на комфорт вашего путешествия. И дело не только в удобстве.
Первый и последний вагоны. По статистике, именно они чаще всего страдают в случае железнодорожных происшествий. При столкновениях первый вагон принимает на себя основной удар, а последние два нередко сходят с рельсов. Безопасность — это тот комфорт, о котором мы вспоминаем только тогда, когда его нет.
Далеко от вокзала. Представьте, что поезд прибыл, вы схватили свой чемодан на колесиках и... вынуждены тащить его полкилометра по перрону. Особенно это актуально для людей старшего возраста или тех, кто путешествует с большим количеством багажа. На многих станциях центральные вагоны останавливаются ближе всего к выходу в город, особенно если поезд прибывает на первый путь. Ну а где-то лучше брать места в начале поезда (но помним про первый вагон). Просто перед покупкой билетов изучите вокзал прибытия и его расположение.
Вагоны рядом с рестораном. Казалось бы, удобно: вышел и сразу попал к еде. Но есть обратная сторона: все желающие перекусить будут проходить мимо вас. Сначала туда, а потом обратно.
Ещё стоит помнить, что в разных вагонах разные удобства. Вот стандартные обозначения РЖД. Но даже в пределах одного класса оборудование вагона может чуть отличаться от перевозчика к перевозчику:
- 3Э — плацкартный вагон с кондиционером и биотуалетом;
- 3Б — вагон по типу 3Э, в котором можно провозить животных;
- 3Т — в вагоне есть кондиционер, наличие биотуалета зависит от перевозчика;
- 3Д — вагон по типу 3Т, в котором можно провозить мелких питомцев;
- 3Л — в вагоне нет кондиционера и биотуалета;
- 3У — вагон по типу 3Л, в котором можно провозить животных.
Неудобные места в плацкартном вагоне
Плацкарт — это особый мир со своими законами. Здесь выбор места может превратить путешествие либо в приятное приключение с новыми знакомствами, либо в настоящий кошмар.
Места у туалетов — это, пожалуй, самое очевидное, чего стоит избегать. Постоянный шум, специфические запахи и бесконечная вереница людей, проходящих мимо вас к туалету — сомнительное удовольствие для любого путешественника. Особенно "повезёт" тем, кто займёт верхнюю боковушку у туалета — это, без преувеличения, худшее место в плацкартном вагоне.
Укороченные полки. Во многих вагонах (но зависит от модели вагона, конечно) полки с номерами 1, 2, 35 и 36 короче остальных на целых 15 см. Это не просто каприз конструкторов — такие особенности вызваны технической необходимостью. Полки 1 и 2 находятся в начале вагона, рядом с купе проводника, где требуется место для служебного оборудования и электрощитов. Полки 35 и 36 расположены в конце вагона, возле технического отсека и системы отопления. Эти технические узлы "отъедают" пространство у пассажирских мест, делая полки короче. Если ваш рост превышает 165 см, готовьтесь спать калачиком.
Также стоит помнить о разнице в ширине: нижняя боковушка уже поперечной полки на 5 см, а верхняя — на все 7 см. А ещё боковые полки короче тех, которые в отсеках.
Третий и шестой отсеки во многих типах вагонов содержат аварийные выходы (через окно). Это места с 9 по 12 и с 21 по 24. Звучит престижно, но на практике это означает, что окна не открываются. В жаркую погоду, особенно если вагон не оборудован кондиционером, там может быть настоящая сауна.
Боковые места в целом не пользуются большой популярностью (хотя и тут есть любители, конечно). И это неудивительно: мимо вас постоянно кто-то ходит, вы всегда на виду, и уединение тут — редкая роскошь. Хотя некоторые опытные путешественники отмечают, что нижняя боковушка в середине вагона имеет свои преимущества: можно вытянуть ноги, и вы становитесь полноправным хозяином стола.
Нижние места зимой могут быть неприятно холодными из-за плохой изоляции пола и сквозняка из тамбура (тут тоже "минус" получают крайние места в вагоне). Если вы мёрзнете, лучше выбрать верхнюю полку, где тёплый воздух собирается под потолком. А вот на станциях в холодное время года лучше быть подальше от дверей — сквозняки могут быть очень неприятными.
Проблемные места в купе
Первое и последнее купе (места с номерами 1-4 и 37-40) считаются неудобными. Первое купе расположено рядом с купе проводника, что означает постоянное движение людей и шум. Последнее же находится близко к туалету со всеми вытекающими последствиями.
Верхние полки против хода движения могут быть опасны при экстренном торможении поезда. Сила инерции может легко скинуть вас с полки, в то время как на полке по ходу движения вас просто прижмет к стенке. "Упал однажды с такой полки, когда поезд резко затормозил, — делится Валерий Степанович из Твери. — С тех пор всегда выбираю только по ходу движения".
Особенности двухэтажных вагонов
Двухэтажные вагоны — относительная новинка на российских железных дорогах, и у них есть свои особенности, о которых стоит знать.
Верхние полки на втором этаже — настоящее испытание для клаустрофобов. Потолки там настолько низкие, что сесть просто невозможно.
Кроме того, при движении состава второй этаж сильнее раскачивается, что может вызвать укачивание у чувствительных пассажиров.
А ещё вам придётся по лестнице на второй этаж поднимать чемоданы.
Что в итоге?
Если попытаться как-то резюмировать, то получается:
- Стараемся избегать первых и последних вагонов ради безопасности и меньшей тряски.
- Смотрим, где расположен вокзал, и пытаемся подгадать так, чтобы идти до вагона было не очень далеко.
- Всеми правдами и неправдами стараемся избегать крайних мест в конце вагона у туалета.
- Рядом с проводником — тоже избегаем.
- Боковушки в целом менее комфортны, чем места в отсеках.
- Смотрим, есть ли в вагоне кондиционер. И если нет, то не берём билеты во 2 и 6 купе/отсеки.
- Второй этаж в двухэтажном поезде, только если вам очень хочется там проехать (вид из окон лучше) ну или нет других вариантов.
Хороших вам путешествий и тихих попутчиков!