"Рабочая группа предложила Минфину рассмотреть ряд поправок в Налоговый кодекс РФ", - об этом сообщил руководитель рабочей группы по международному налогообложению Совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства Сергей Щелкалин.
Он отметил, что сейчас, если иностранная организация, которая признана контролируемой иностранной компанией (далее – КИК), утратила гражданскую правоспособность по причине исключения из реестра юридических лиц в государстве или на территории своего личного закона, то налогоплательщик уведомляет налоговый орган о прекращении участия в такой иностранной организации. Если впоследствии такая иностранная организация будет восстановлена в реестре юридических лиц в государстве или на территории своего личного закона, то налогоплательщик уведомляет налоговый орган об участии в этой иностранной организации с момента восстановления в реестре.
Вместе с тем, по словам Сергея Щелкалина, согласно позиции Минфина РФ, гражданская правоспособность иностранной организации в общем случае определяется наличием записи об организации в реестре юридических лиц в государстве (на территории) инкорпорации. При этом в ряде государств (например, Кипр) организация, исключенная (вычеркнутая, strike off) из реестра юридических лиц, будет считаться ликвидированной, но с возможностью восстановления в течение определенного периода времени, когда владелец (или любое заинтересованное лицо, например кредитор) может подать заявление о восстановлении организации в реестре. В случае восстановления организация, которая была исключена из реестра, восстанавливается и считается существующей, как если бы она не исключалась из реестра. По истечении определенного периода, если заявление о восстановлении не было подано, организация переходит в статус полноценно ликвидированной. Рабочая группа предлагает учесть такие особенности исключения иностранных организаций из реестра в правилах признания КИК.
Сергей Щелкалин также отметил необходимость решения следующего практического вопроса.
По его словам, сейчас в случае принятия налогоплательщиком – единственным участником (акционером) иностранной организации решения о ликвидации этой иностранной организации, налогоплательщик вправе уведомить налоговый орган о прекращении участия в указанной иностранной организации с даты принятия такого решения, если фактическая ликвидация иностранной организации затруднена введенными иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и иными организациями запретительными, ограничительными и (или) иными аналогичными мерами.
При этом в настоящее время налогоплательщики – налоговые резиденты РФ испытывают сложности с ликвидацией дочерних организаций в иностранных юрисдикциях по причине введенных санкций и различных ограничений. Поэтому они вынуждены исполнять предусмотренные налоговым законодательством обязанности в отношении недействующих компаний, которые формально не могут быть ликвидированы по независящим от них обстоятельствам, - отметил Сергей Щелкалин.
Он предложил в таких случаях для целей определения КИК дать возможность считать иностранную дочернюю организацию ликвидированной после принятия единственным участником (акционером) решения о ликвидации такой организации.