Екатерининский парк в Царском Селе - это не просто зеленая зона, а настоящий музей под открытым небом, где каждая деталь пронизана историей и архитектурным искусством. Этот парк был заложен в XVIII веке и с тех пор стал домом для множества уникальных построек и памятников, которые привлекают внимание туристов. Пройдя его аллеями, вы можете не только остаться наедине с природой, но и насладиться великолепием архитектуры, которая гармонично вписывается в окружающий ландшафт.
Екатерининский парк - это замечательное место для отдыха и настоящая сокровищница истории и культуры. Прогулка по его аллеям - это возможность прикоснуться к прошлому, узнать больше о жизни и увлечениях царедворцов государства Российского. Друзья! Приглашаю вас отправиться в путешествие по этому удивительному парку, а точнее по его пейзажной части - Английскому парку. Откроем для себя его тайны и увидим его красоты. Впереди нас ждут новые открытия и захватывающие моменты!
Недавно мы уже посетили остров Большого пруда, где осмотрели павильон "Зал на острову" - изящное строение, отражающее стиль того времени, побывали у Чесменской колонны, возвышающейся неподалеку. Памятник является еще одним ярким примером монументальной архитектуры, посвященной морским победам России.
Пейзажный (английский) парк в Царском Селе имеет все каноны этого направления в садово-парковом искусстве. И, прежде всего, максимальное приближение к природе, подчеркнутая "натуральность" пейзажа и... непредсказуемость. Да! За каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев может ждать сюрприз, будь это неожиданно откуда возникшая скульптура или необычное строение. Но все эти объекты органично вписываются в пейзаж, и ни в коем случае не доминируют.
Одна из особенностей этого парка — это паромная переправа, которая соединяет остров с Большой гранитной пристанью. Эта удобная связь была создана для того, чтобы гости могли легко добраться до живописного острова. В 1810 году, в год столетия Царского Села, при императоре Александре Первом началось строительство двух значительных объектов: Большой гранитной пристани и Гранитной террасы. К последней мы и направимся. Гранитная терраса, ставшая популярным местом для прогулок, предлагает захватывающий вид на пруд и окружающие ландшафты. Здесь можно увидеть, как природа и архитектура сосуществуют в гармонии, создавая неповторимую атмосферу спокойствия и умиротворения.
Пристань позади, а мы тем временем направляемся к фонтану "Девушка с кувшином", который стал символом Екатерининского сада. Этот фонтан, выполненный в классическом стиле, олицетворяет красоту и грацию, привлекая к себе внимание и делают его любимым местом для фотографий. До установки фонтана на этом месте находился родник, служивший истоком ручья Вангази. Фонтан "Девушка с кувшином", также известный как, "Молочница" или "Царскосельская статуя", является уникальной скульптурой, созданной специально для Екатерининского парка в Царском Селе. Эта работа была задумана в начале XIX века, когда по указу императора Александра I проводилось благоустройство парка.
В период с 1808 по 1810 годы садовый мастер Иоганн Буш и архитектор Луиджи Руска преобразили склон между Большим прудом и новой Гранитной террасой, создав зеленые уступы, которые гармонично вписывались в ландшафт. В 1816 году в устье канала, где подземный водовод выходил на поверхность, был установлен фонтан, спроектированный инженером Августином Бетанкуром. Он стал украшением парка благодаря бронзовой скульптуре «Молочницы», созданной академиком Императорской Академии художеств скульптором Павлом Соколовым . Основой для этой скульптуры послужил сюжет знаменитой басни Жана де Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком», в которой рассказывается о мечтах и иллюзиях молодой девушки, несущей молоко. Скульптура изображает девушку, сидящую на гранитной скале, которая служит ей пьедесталом. У ее ног лежит разбитый кувшин, из которого струится ключевая вода и стекает по узкому протоку в Большой пруд, создавая живописный водный поток.
Некоторые исследователи отмечают, что в образе "Молочницы" можно увидеть портретное сходство с императрицей Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I. Это предположение связано с тем, что императрица пережила горе, связанное с утратой своих дочерей, которые умерли в младенчестве. Таким образом, скульптура может отражать не только красоту, но и трагизм, присущий женскому образу. Фонтан "Молочница" стал источником вдохновения для многих поэтов и композиторов. Одним из самых известных произведений, созданных под впечатлением от этой статуи, является стихотворение Александра Пушкина "Царскосельская статуя", написанное 1 октября 1830 года. В нем поэт описывает печальную судьбу девушки, которая, уронив урну с водой, остается вечно скорбящей над разбитым кувшином.
Стихотворение передает атмосферу меланхолии и вечной тоски, которые пронизывают образ "Молочницы". С началом Великой Отечественной войны фонтан был зарыт в землю, что позволило сохранить его от разрушений и повреждений. Это решение оказалось мудрым, и благодаря ему скульптура пережила военные бедствия. В настоящее время оригинал бронзовой статуи хранится в фондах музея-заповедника, а в самом парке установлена копия, отлитая в 1990 году. Копия, несмотря на то, что является репликой, сохраняет всю прелесть и очарование оригинала, позволяя посетителям парка вновь и вновь восхищаться этой замечательной работой. Статуя и фонтан олицетворяют гармонию природы и человеческого творчества, что делает их важной частью культурного ландшафта Екатерининского парка.
Следующий объект на нашем пути — это впечатляющая скульптура "Император Нерва", которая расположена в центре партера Гранитной террасы, недалеко от гранитной пристани. Эта скульптура не только является художественным произведением, но и важной исторической вехой, которая привлекает внимание многих туристов и любителей искусства.
В конце XIX - начале XX века на склоне холма, где сейчас находится этот партер, был разбит цветник, ставший украшением этой живописной местности. Спустя годы, в послевоенное время по проекту советского ландшафтного архитектора Татьяны Дубяго здесь был воссоздан декоративный партер . И сегодня садоводы Государственного музея-заповедник "Царское Село" продолжают традиции и радуют посетителей парка великолепным оформлением цветочного партера.
Скульптура, изображающая римского императора Нерву, является гальванической копией античного оригинала, созданного в I веке н.э. Эта копия была отлита в 1852 году в мастерской известного скульптора И.А. Гамбургера. Император Марк Кокцей Нерва, правивший с 18 сентября 96 года по 25 января 98 года, стал основателем династии Антонинов. Нерва считается символическим основателем просвещенного периода правления Рима, предшественником знаменитого Траяна, который продолжил его дело. Интересно, что Нерва происходил из знатного и древнего сенаторского рода, что придавало его правлению особую легитимность и уважение среди римского народа.
Да, Екатерининский парк можно с уверенностью назвать музеем под открытым небом. Здесь пред взором посетителей открывается целый мир мифов и легенд, где каждая скульптура рассказывает свою уникальную историю. Все фигуры, установленные в парке, отличаются грацией, изысканностью форм и изяществом поз. Они выполнены с удивительной тщательностью и вниманием к деталям, что позволяет им выглядеть живыми и динамичными. Вместе с тем, эти фигуры обладают свободой выражения, что придает им особую выразительность. Каждый посетитель парка может погрузиться в атмосферу древности, увидеть, как искусство и природа гармонично сосуществуют, и насладиться великолепием, которое хранит в себе этот исторический уголок.
В тихих аллеях Екатерининского парка, в Царском Селе, среди зелени и благородной старины, стоит бронзовый бюст, навевающий грусть и воспоминания о трагически оборвавшейся жизни. Это изваяние посвящено Великому князю Николаю Александровичу, которого в семейном кругу ласково звали Никса – наследнику престола, чья судьба, казалось, предвещала блестящее будущее. Многие современники описывали его как молодого человека, наделенного острым умом и незаурядными способностями. Воспитание, полученное в атмосфере "века прогресса", сулило ему возможность стать просвещенным и гуманным правителем, способным реформировать страну и вести её к процветанию.
Его образованность, широкий кругозор и естественное обаяние внушали надежду на мудрое и справедливое правление. Представляется, что он мог бы стать монархом, который бы завоевал любовь и уважение народа, продолжая реформаторский курс своего отца, но, увы, роковая случайность перечеркнула все эти надежды. Внезапная смерть от туберкулезного менингита во время заграничной поездки стала невосполнимой утратой для всей императорской семьи. Это горе потрясло не только императорский двор, но и всю Россию, лишив страну надежды на светлое будущее, которое представлялось многими связанным с именем Никса.
Смерть цесаревича Николая Александровича внесла существенные коррективы в планы династии Романовых. Наследником престола стал его младший брат, Александр III, чье правление существенно отличалось от того, которое, вероятно, было бы при Николае. В память о рано ушедшем Великом князе, в 150 шагах от Гранитной пристани, на живописном мысе Звёздочка, расположенном на берегу Большого пруда, и был установлен этот бронзовый бюст. Место выбрано неслучайно – оно подчеркивает красоту и спокойствие царскосельского пейзажа, словно отражая мирную душу молодого цесаревича. Однако история создания самого бюста не менее интересна.
Первоначально, в 1872-1873 годах, известный скульптор Александр Михайлович Опекушин создал мраморный оригинал. Это произведение искусства, отражающее внутренний мир и интеллект Николая Александровича, в настоящее время хранится в сокровищнице Государственного Эрмитажа. Бронзовый же бюст, который мы видим в Екатерининском парке, – это гальванокопия, выполненная в 2010 году к 300-летию Царского Села. Она была установлена на тщательно сохраненном историческом пьедестале, что позволяет представить себе, каким бюст выглядел в первоначальном виде. Это точная копия, достоверно передающая все нюансы работы мастера Опекушина.
Николай Александрович, старший сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны, родился 20 сентября 1843 года в Царском Селе, в сердце императорской резиденции. Его ранняя смерть оставила неизгладимый след в истории России, напоминая нам о хрупкости жизни и о том, какие большие надежды и возможности могут остаться нереализованными. Бронзовый бюст в Екатерининском парке – это не просто памятник, это молчаливый свидетель ушедшей эпохи, символ несбывшихся надежд и вечная память о Великом князе Николае Александровиче.
На этом наша прогулка подходит к концу! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.