В 1760-1796 годах к югу от Большого Екатерининского дворца, вокруг Большого пруда был сформирован пейзажный парк. Его английский стиль соответствовал европейской моде в ландшафтном дизайне. Екатерининскому парку, каким видим его сегодня, мы обязаны архитектору Василию Ивановичу Неелову, одному из первых создателей пейзажных парков в России. Он сыграл ключевую роль в создании современного Екатерининского парка в Царском Селе.
Друзья! Нашу прогулку по Английскому пейзажному саду мы начнем с осмотра острова. Да, с острова! Он находится на одном иp красивейших водоемов Царского села - Большом пруду. Ранее, до постройки царской резиденции, здесь уже был небольшой пруд, образованный мельничной запрудой на реке Вангазья. Запруду и мельницу соорудили финны, населявшие эту местность. Размеры водоема составляют 16 гектаров. С возведением царской резиденции пруд был включен в состав регулярного парка. Вокруг него возвели постройки, пристань и организовали места для отдыха. Большой пруд в Царском Селе служил для водных развлечений высокопоставленных особ.
Надо отметить, что ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. Одним из первых, кто занимался благоустройством прилежащих к царскому двору территорий на Сарской мызе, был Ян Роозен, голландский садовник, автор проекта Летнего сада в Санкт-Петербурге. В 1718 г. Роозен разработал проект сада в Царском Селе. Вместе с Иоганом Фохтом он выполнил проекты по укреплению берегов Большого пруда. В 1720-х годах водоем был расширен и получил форму шестиугольника. А в 1723 году на пруду архитектор Иоганн Кристиан Ферстер создал искусственный остров, построив на нем павильон в форме восьмиугольной брусчатой галереи.
Автором же существующей планировки Большого пруда можно смело назвать Василия Ивановича Неелова (1722-1782) российского архитектора, мастера ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства. Неелов, не имея академического образования, всю свою жизнь проработал придворным архитектором Царского Села. Ремеслу обучался у архитекторов Ивана Петровича Давыдова и Ивана Яковлевича Бланка. Звание архитектора получил в 1760 году. Вернемся к павильону на острове. В 1746-1748 годах на острове на месте старого деревянного строится новый, в стиле барокко каменный павильон. Автор сего увеселительного сооружения - русский архитектор Савва Иванович Чевакинский. Внутренняя отделка выполнена по рисункам Бартеломео Франческо Растрелли.
"Зал на острову" - такое название получил парковый павильон. Он органично вписался в живописные пейзажи, окружающие Большой пруд. В последующие годы павильон неоднократно перестраивался. Так, в 1794 году архитектор Джакомо Кваренги внес свои коррективы, разделив помещение павильона на три части, а пышный барочный стиль фасадов заменил на классический стиль. Василий Петрович Стасов в 1817–1820 годах коренным образом поменял интерьер павильона: декорировал колоннами искусственного мрамора и украсил новой росписью. В XVIII и начале XIX века "Зал на острову" активно использовался в качестве музыкального салона и проведения придворных обедов. Кстати, для приготовления блюд рядом с павильоном был построен небольшой корпус кухни.
Остров с Екатерининским парком соединяет паромная переправа. Она существовала исторически и была восстановлена в 1996 году. Для организации работы переправы в 1810 году на северном берегу Большого пруда была сооружена Большая паромная пристань. Воссозданный белоснежный паром, как и двести лет назад, перевозит гостей на остров, откуда открывается великолепная панорама Екатерининского парка.
На острове Большого пруда есть еще одна парковая достопримечательность - Чесменская колонна. Это грандиозное сооружение посвящено морским победам русского флота в в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. В июне 1770 года произошло морское сражение в Эгейском море у западного побережья Турции. Тогда лицом к лицу встретились русская и турецкая эскадры. Несмотря численный перевес турецкой эскадры, русские моряки проявили храбрость и мужество и победили превосходящие силы противника. Сражение 1770 года было названо Чесменским по названию Чесменской бухты, в которой оно произошло. Зажатый в бухте турецкий флот практически в полном составе был сожжен огнем артиллерийским огнем русских кораблей.
У памятника есть второе название - Орловская. В честь командующего русским флотом графа Алексея Григорьевича Орлова. В ознаменование победы императрица Екатерина II повелела установить монумент. Чесменская колонна установлена на гранитном стилобате у центрального острова Большого пруда Екатерининского парка. Место установки монумента подчеркивает, что победа одержана на море.
Подготовительный этап занял несколько лет. Проект памятника, разработанный архитектором Антонио Ринальди, лично утверждала императрица. Шел 1771 год. В 1773 году, после окончания работ по углублению дна Большого пруда, Ринальди приступил к установке памятника. В 1779 году на вершине монумента была установлена последняя деталь. Это бронзовая фигура орла, держащего в когтях полумесяц. Грозная птица символизирует силу и отвагу русских моряков и победу России над Турцией в Русско-турецкой войне.
Дорическая колонна из бело-розового олонецкого мрамора возвышается над водами Большого пруда на высоту 25-и метров. Помимо фигуры орла, ее украшают носовые ростры кораблей. С юго-западной стороны пьедестала установлена памятная доска с историей морской баталии. Бронзовые барельефы пьедестала, фигура орла, ростры выполнены академиком орнаментальной скульптуры Императорской Академии художеств скульптором Иоганном Готлибом Шварцем. Кстати, на время установки памятника вода в пруду была спущена.
В годы Великой Отечественной войны Царское Село находилось под оккупацией. Большой Большой Екатерининский дворец, павильоны и памятники сильно пострадали. Дворец практически находился в руинах. Чесменская колонна не стала исключением. Памятник был восстановлен в ходе реставраций в 1953—1954 годах, за исключением утраченных бронзовых барельефов. И только в 1994-1996 годах, к знаменательной дате 300-летия Военно-морского флота России, барельефы были восстановлены. Автором этого проекта был российский архитектор, основоположник петербургской школы реставраторов Александр Александрович Кедринский.
Одна из последних реставраций павильона "Зал на острову" завершилась в 2008 году. Специалистам удалось восстановить здание в том виде, в каком оно было в 1794 году! Павильон вновь, как и 200 лет назад, используется проведения концертов и торжественных мероприятий. Площадь острова небольшая - около 1,5 гектара. Осмотрев достопримечательности, мы тем временем возвращаемся к парому. Нас ожидает обратный путь на Большую паромную пристань. Кстати, чтобы попасть на остров организуется отдельная экскурсия. Билеты можно приобрести тут же на пристани в билетной кассе.
Продолжение следует! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго!