С учетом последних событий, и идеи достичь соглашения между США и Россией по мирному урегулированию украинского конфликта возникает мощный экзистенциальный вопрос: что делать в этой ситуации России? Продолжать конфликт, или мириться? Поразмышлять на эту тему, думаю, будет довольно интересно, в том числе поискать ответ на этот вопрос в истории.
Меня в детстве во времена СССР (80-е годы 20 века) учили высоко ценить мир. Кто был в пионерском лагере ребенком, наверное, помнит лозунги того времени:
"Миру мир, войны не нужно, вот девиз отряда дружный."
Нам следовало запоминать и повторять этот слоган, чтобы минимизировать конфликты в пионерском отряде.
Правда, этот опыт примирения в конечном счете экстраполировался в горбачевские выходки на внешнеполитической арене, которые дорого обошлись стране, причинили много боли и страданий нашим людям.
В те же времена на улице когда мы мирились со сверстниками во дворе, обычно скрепляли рукопожатие слоганом из серии:
"мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, то я буду кусаться".
Да и до сих пор, дочка приносит что-то такое из школы. От нее тоже слышал. В этих примитивных детских каузах заключена глубинная суть примирения. Она основана на уважении к взаимным угрозам и связанным с ними потенциальным потерям. Эта суть из детских шорт с возрастом перекочевала вместе с ее носителями в лощеные деловые костюмы.
В народной мудрости также примирение ценилось высоко. Помните, наверное, поговорку о том, что
"худой мир лучше доброй ссоры".
Однако, долгосрочный мир возможен только между примерно равными по силе соперниками. В случае, когда один намного сильнее, чем другой вероятность такого длительного союза не высока.
В качестве примера, недавно наткнулся на интереснейшее описание завоевания средневековыми испанцами в начале 16 века Теночтитлана при покорении Латинской Америки. Стал читать и потерялся в тексте.
Я задал себе вопрос, как горстка испанцев сумела покорить многотысячный, если даже не многомилионный континент, который был расположен так далеко от их родной страны? Что им помогло?
Ответ нашел в замечательном очерке Р.В. Кинжалова, Белова А.М. под ред Струве В.В, Падение Теночтитлана, Детгиз 1956 г. СССР. В нем увлекательно и с интереснейшими подробностями описывается процесс колонизации Мексики испанцами. Они достигли успеха, на мой взгляд, по следующим причинам.
Причина 1 - более высокий технологический уклад. Разумеется, индейцы с их луками и стрелами не могли соревноваться с огнестрельным оружием и пушками.
Причина 2 - лидер испанцев оказался гораздо круче лидера мексиканцев по своим личностным характеристикам. Эрнан Кортес превосходил по храбрости, опыту и уму своего визави Монтесуму. Одно то, что он сжег свои корабли, чтоб испанцы не сбежали на родину с уже награбленным золотом, для того, чтобы захватить еще больше золота и рабов, говорит само за себя. Алчность, помноженная на храбрость. Здесь лидерская психология рулит.
Причина 3. Она вытекает из второй. Кортес быстро сообразил, что не способен столь малыми силами противостоять огромной толпе индейцев. Ему нужна была поддержка части из них. Поэтому он задружился с одними и рассорил их с другими. Этому способствовал высокий уровень раздробленности в индейском обществе и недовольство деспотизмом Монтесумы.
В итоге, одни индейцы воевали с другими индейцами, а конкистадорам доставались все призы по итогам баталий: золото, девушки, рабы, новые города, которые использовались колонизаторами в качестве опорных пунктов для дальнейших завоеваний.
Причина 4 - испанцы знали истинную ценность золота, а индейцы нет. Поэтому они обменивали реально ценные золотые вещи на стеклянные бусы и прочие безделушки, которые в Европе того времени почти ничего не стоили, но высоко ценились наивными индейцами. Поэтому масса испанцев, увидев, как можно быстро разбогатеть в латиноамериканских колониях ломанулась туда, примерно также как потом американцы рванут на Клондайк.
Причина -5 специфическая вера Монтесумы и его элиты в то, что испанцы являются посланниками древнего бледнолицего Бога Кецалькоатля. Для них это было равносильно высадке инопланетян. Благоговейный ужас, который индейцы испытывали перед ружьями, пушками и конкистадорами на лошадях, которых раньше никогда не видели, сыграл свою роль.
Все эти атрибуты мистической власти приводили в шок и трепет, мешали действовать жестко и решительно по отношению к захватчикам. В итоге Мексика пала, и все ее богатства достались горстке агрессивных мигрантов. А задобрить агрессоров дарами не вышло. Те видели в этих роскошных подарках Монтесумы только слабость, а значит потенциал для продолжения конкисты.
Причина - 6 эпидемия. Конкистадоры занесли в Латинскую Америку множество разных смертельных заболеваний (оспа и т.п.), против которых у индейцев не было иммунной защиты.
Если проведем параллели этой средневековой истории с сегодняшним днем, то сможем легко разглядеть много интересных совпадений. Например, то, что славяне воюют со славянами. То есть, потенциальные европейские и англосаксонские колонизаторы, вооруженные теперь кроме пушек и ружей искусственным интеллектом где-то в стороне, над схваткой, где-то рядом с ней, но действуют чужими руками.
Другой пример, обмен реальных богатств (редкоземельные металлы, нефть, газ и т.п.) на своего рода неоколониальные стеклянные бусы - те же доллары, евро и другие валюты, которые никак не обеспечены реальными материальными (земными) богатствами лиц, которые их массово печатают и распространяют. Только лишь военным или экономическим авторитетом, а иногда, как в случае с США, и тем и другим.
Таким образом, приходим к выводу о том, что антиколониальные психаки, основанные на печальном опыте Монтесумы и его народа заключаются в следующем:
1) формировать собственных суверенных лидеров, более сильных, чем лидеры потенциальных колонизаторов;
2) как можно скорее перестать воевать друг с другом, объединяться в оборонительные союзы против внешних колониальных угроз, сокращать внутренний деспотизм;
3) совершенствовать технологии, развивать технологический суверенитет, ключевые технологии не экспортируются;
4) переставать обменивать реальные богатства на стеклянные бусы
5) оставаться верным традициям и религии.
6) обеспечивать достаточные меры по биологической защите местного населения.
***
Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в комментариях под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.
© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.
Данная статья не является ни психологической, ни медицинской консультацией, создана в просветительских целях. За помощью обращайтесь к специалистам.
***
Материалы на канале на похожую тему:
***