31 Августа 1941 года, ровно 84 года назад умерла великая русская поэтесса Марина Цветаева. Каждый из нас знает её стихотворения еще со школьной скамьи. Многое из её творений стало вечной классикой.
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной
Распущенной-и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами
,Но гениальность поэтессы и все её творчество перечеркивается её бессердечием, её жестокости к собственной дочери.
Автора этой статьи двигает желание рассказать горькую правду о "великой" женщине. Нельзя пользоваться любовью народа, а при этом творить мерзости.
"Темная" правда о Марине Цветаевой.
В школе не расскажут всей правды, биографы часто отделываются стандартными формулировками. Дочь Марины Цветаевой умерла в возрасте трех лет.
У Марины Цветаевой к 1918 году было две дочери от законного супруга Сергея Яковича Эфрона. Старшую дочь звали Ариадна, а младшую Ирина. Ариадна унаследовала дар матери, была живым, ярким ребенком. Мать её обожала. У Иры обнаружили талант к пению (про это говорила поэтесса Вера Звягинцева). Малышка лежала в кроватке и любила напевать красивые мелодии.
Но сама Марина не разделяла этого мнения. Для неё дочь всегда была дефективной. ⠀Она её откровенно не любила, считала, что Ира отстает в развитии. А дочке было всего 2 года, о каком развитии можно говорить?
В этом возрасте детям необходима материнская любовь, нежность и забота. Тогда даже из детей, которые медленно развиваются, вырастают яркие и талантливые личности...
Но что такое любовь и заботы Цветаева не знала.
⠀
«Между кроватями мотается Ирина. Даю Але сахар. Взрыв кашля, Аля с расширенными от страха глазами молча протягивает мне вынутый изо рта сахар: в крови. Сахар и кровь! Содрогаюсь.
— «Это ничего, Алечка, это от кашля такие жилки лопаются». Несмотря на жар, жадно ест.
— «А что ж Вы маленькую-то не угостите?» Делаю вид, что не слышу. — Господи! — Отнимать у Али! — Почему Аля заболела, а не Ирина?!!»
⠀Воспоминания Марины Цветаевой
Все знакомые знали, как отвратительно Марина относилась к своей младшей дочери. Свою дочь она привязывала " к ножке кровати в темной комнате" и часто в таком состоянии оставляла её одну. Так с ума мог сойти и взрослый человек, а тут маленький ребенок.
Свои действия поэтесса объяснила в своем дневнике:
«Если Аля была со мной, первым делом отвязываю Ирину от стула. Стала привязывать ее с тех пор, как она, однажды, в наше с Алей отсутствие съела из шкафа пол кочана сырой капусты».
Все дело было в кочане капусты.
Вера Клавдиевна Звягинцева рассказала страшные вещи о методах воспитания Цветаевой:
«Всю ночь болтали, Марина читала стихи… Когда немного рассвело, я увидела кресло, все замотанное тряпками, и из тряпок болталась голова — туда-сюда. Это была младшая дочь Ирина, о существовании которой я до сих пор не знала. Марина куда-то ее отдала в приют, и она там умерла»
"Болталась голова" - Цветаева объясняет все отсталостью дочке заболеванием.
Но если изначально девочка пела, значит не была она больным ребенком. Мотание головой - так поступают заброшенные дети для привлечения внимания. Таких детей много в приютах, но их ненормальность чаще всего следствие ненадлежащего ухода за ними родителей , а не из-за каких-либо психологических проблем.
Такого ребенка в заботливые руки и он расцветет словно аленький цветочек. А если продолжить им не заниматься, то дети могут проявлять агрессию, биться головой об стену...
Посмотрите на фотографии Ирочки. На вас смотрят красивые большие и умные глаза симпатичной малышки. Сестрички очень похоже: глазами, носиками и умными лицами. Жаль, что улыбка не озаряет их девичьи мордашки.
Цветаева вообще не любила детей. Запись в её дневнике от 1 июня 1918 года
«Почему я люблю веселящихся собак и не люблю (не выношу) веселящихся детей?! Детское веселье — не звериное. Душа у животного — подарок, от ребенка (человека) я ее требую и, когда не получаю, ненавижу ребенка. Люблю (выношу) зверя в ребенке, в прыжках, движениях, криках, но когда этот зверь переходит в область слова (что уже нелепо, ибо зверь бессловесен) — получается глупость, идиотизм, отвращение. Зверь тем лучше человека, что никогда не вульгарен. Когда Аля с детьми, она глупа, бездарна, бездушна, и я страдаю, чувствую отвращение, чуждость, никак не могу любить».
Таким женщинам надо запрещать рожать...
Кроме всего Марина Цветаева была откровенной лентяйкой. Воспоминания её сестры, Анастасии Цветаевой:
«Я вернулась домой весной 1921 года в Москву после четырехлетнего отсутствия, и ужаснулась тому запустению, беспорядку и грязи, которыми зарос дом сестры. Воспользовавшись ее отсутствием, я начала приводить все в порядок; мыть, чистить, гладить… И вместо благодарности услышала от вернувшейся домой Марины: «Мне это совершенно не нужно!.. Не трать своих сил!»
Но до приезда сестры еще далеко. А пока 14 ноября 1919 года Цветаева отдает своих девочек в приют.
Отдала детей в приют
Защитники Цветаевой пишут о голоде. Женщина голодала и не могла прокормить детей. Но она и не работает, даже не пытается устроиться на работу.
Знакомые поэтессы утверждают, что у неё были хорошие связи, и она могла дочек устроить в детский московский сад.
Но Цветаева устала от детей. Они мешали ей наслаждаться жизнью.
⠀Она нигде не работала и её это устраивало.
«Меня презирают — (и в праве презирать) — все. Служащие за то, что не служу, писатели, зато, что не печатаю, прислуги за то, что не барыня, барыня за то, что в мужицких сапогах (прислуги и барыни!) Кроме того — все — за безденежье. А то, что уже вне единицы — Поэты! — восторгаются». Марина Цветаева
Цветаева жила за счет продаж своих вещей. Не смотря на революцию у неё много всего сохранилось.
Сдав девочек в приют Цветаева приходила их навестить. Один из диалогов с работником приюта, привожу ниже. Этот диалог показывает всю низкую сущность Цветаевой. Если для работника приюта - это чужие дети, то для Цветаевой её родные, выношенные 9 месяцев и зачатые от любимого человека.
⠀⠀
«Я, почти радостно: —"Ну, я же всегда говорила! Не правда ли, для 2 лет она чудовищно-неразвита?"
— «Я же Вам говорю: дефективный ребенок. Кроме того, она всё время кричит. Знаете, были у меня дети-лгуны, дети, которые воровали»…
— «Но такого ребенка Вы еще не видали?»
— «Никогда».— (Тирада о дефективности, при чем мы обе — почему-то — сияем.)
— «Ну, а Аля?»
— «О, это очень хорошая девочка, только чрезмерно развита. Это не 7 лет, а 12, — да какой 12! Ею видно очень много занимались».
— «Вы не мешаете ей писать?»
— «Нет, почему? Она пишет, читает, ну, а вчера поплакала немножко. Она читала книжку, рядом другая лежит, подошел мальчик — неграмотный — тоже захотел посмотреть»…
(Бедная Аля! Это как если бы какой-нибудь солдат со Смоленского захотел «посмотреть» мою золотую, с золотым обрезом — без единой картинки — Беттину!)
— «Ваша девочка там говорила мне, что Аля не ходит в школу»…
⠀
— «Да, да, мы ее не заставляем, надо, наоборот, приостановить развитие, дать ей возможность развиться физически»… (Я ликую: спасена! Аля будет читать про Байрона и Бетховена, писать мне в тетрадку и «развиваться физически» — всё, что мне нужно!..)
⠀
— «Ну, а Ирина!!! Она видно очень голодала, жалко смотреть. Но кричит? {Ирина, которая при мне никогда не смела пикнуть. Узнаю ее гнусность.
— Скажите, чьи это, собственно, дети? Они брошены, что ли в квартире? Они ничего не могут сказать»…
— «Да, да, я была знакома с их родителями. Я — крестная мать Али».
Сдавая девочек в приют, Цветаева запретила им рассказывать, что она им родная мать.
Велела говорить, что крестная. Не желала осуждения и ответственности за то, что сдала своих собственных детей в приют. Боялась, что в приют при живой матери их просто не возьмут.
Как всегда заботилась о себе, а не о собственных детях.
Жестокое сердце матери не дрогнула, даже когда она узнала, что дети голодают и страдают в приюте.
Еще одна запись в дневнике. Цветаева раздает еду детей другим людям.
«Дома мечусь по комнате — вдруг понимаю, что еду сегодня же — забегаю к Бальмонтам отдать им рисовую сладкую кашу (усиленное детское питание на Пречистенке, карточки остались после детей) — в горло не идет, а в приюте дети закормлены — от Бальмонтов на вокзал, по обыкновению сомневаюсь в дороге, тысячу раз спрашиваю, ноги болят (хромые башмаки), каждый шаг — мучение — холодно — калош нет — тоска — и страх — ужас».
Причем Цветаева знает, что дочки в приюте голодают, а в дневнике эта запись выглядит как издевка над тяжелым положением девочек.
Что чувствовала маленькая Ирочка можно только догадываться. Такого детства младенчества никому не пожелаешь!
Ариадна в приюте часто писала своей маме, хотя в письмах называла её приемной мамой и просилась домой. Свою младшую сестру она не любила. А как можно любить, если её никто не любил ни мать, ни воспитатели в приюте. Ирочка для всех обуза...
«Я Ваша! Я страдаю! Мамочка! Ирина сегодня ночью обделалась за большое три раза! Сегодня должна приехать Лидия Александровна. Ирина отравляет мне жизнь."
Вечная печальная бело-серая пелена снега! Печаль! Уж начинаю мечтать о елке. Топот детей, которых прогоняют с «верху». Мрачно в душе, не имеющей Вас. Всё приуныло. О приемная мать. Я Ваша! Я люблю Вас больше настоящей матери! — Виднеется дорога, по которой должен проехать заветный экипаж.
Марина! Я представляю себе наш милый дом. Печка, вёдры, окаренки. Всё для нашей души. Прочла «Тысяча и Одна Ночь», читаю сейчас «Биографические рассказы». — Из жизни Байрона. — Думаю, что мне удастся еще поцеловать Вас. Правда? О как Вы были добры, что приняли меня. Дети дразнят Вас: — «Ноги-то у твоей мамы какими-то тряпками обвиты».— «Это не тряпки, а гетры, а у вас тряпки». Ирина каждую ночь по два по три раза делает за большое. Сплю с «Волшебным Фонарем». Конверт у меня сломала Лидия Константиновна. Я в глубоком горе. И еще оторвала у моего «Лихтенштейна» верхний листок с названием. Я несчастна. Сегодня я должна была идти в школу. Я отказывалась, говорила про Вас, но никто не слушал. Я сегодня завтракала с «младшими». Ирину и меня остригли. Я оставила прядь из моих волос Вам на память."
Даже бойкая и живая Ариадна страдает в приюте, а что говорить о малышке Ире, которая никогда и не знала хорошей жизни. Каждый день для неё хуже жизни в аду...
Не отдала девочек родственникам.
Не хочешь растить детей , не расти. Но девочек захотела забрать к себе сестра мужа Цветаевой Вера Эфрон, то Цветаева отказала.
Вера работала в Народном доме и зарабатывала довольно не плохо. Она могла бы вырастить девочек и в любви и в достатке.
Вторая сестра мужа Лили Эфрон тоже предлагала забрать детей. У нее был большой огород. Еды хватило бы и на девочек тоже.
Но и ей Цветаева отказала.
Она не хотела прослыть плохой матерью. В приют детей она сдала тайно, про это никто не знал.
А отдала бы она девочек родственникам, все сразу бы поняли, что она отвратительная мать.
Она почти никогда не задумывалась о младшей дочери.
«Ирина! — Я теперь мало думаю о ней, я никогда не любила ее в настоящем, любила я ее, когда приезжала к Лиле и видела ее толстой и здоровой, любила ее этой осенью, когда Надя (няня) привезла ее из деревни, любовалась ее чудесными волосами. Но острота новизны проходила, любовь остывала, меня раздражала ее тупость, (голова точно пробкой заткнута!) ее грязь, ее жадность, я как-то не верила, что она вырастет — хотя совсем не думала о ее смерти — просто, это было существо без будущего» Цветаева, дневник
Это завуалированное признание того, что она не желала дочери жизни. Но сама же отмечала , что когда девочка приезжала от тёти , то она выглядела по другому.
Голодная смерть
Маленькая Ира не дожила двух месяцев до трех лет и умерла от голода в приюте. Маленькое детское сердце, так и не познала материнской любви и ласки.
О её смерти Цветаева лишь написала:
«Иринина смерть для меня так же ирреальна, как ее жизнь. — Не знаю болезни, не видела ее больной, не присутствовала при ее смерти, не видела ее мертвой, не знаю, где ее могила».
Жаль, что эта статья в дзене, потому что назвать Цветаеву правильными словами нельзя. Но она не человек. Она тв....арь! Существо без сердца и души
Старшую дочь из приюта забрала до смерти младшей. Воспитала её как смогла. Всегда хвалила себя за это!
Не подскажете почему я проходила в школе и мои дети будут проходить в школе творчество ТВАРЬческого человека???
Зачем не копаться в душе гнилой и мерзкой личности?
Чему хорошему научат эти стихи?
Лениться, не любить своих детей?
Может пора рассматривать авторов и поэтов с точки зрения их человечности?
Можно сделать гадость, совершить преступление и корить себя за это всю жизнь.
А можно заморить ребенка , своего ребенка голодом и даже о ней не вспоминать?
Прочь из школьной программы!!!