"Папочка, мамочка! Можно я здесь не останусь. Как я буду без Вас. Не оставляйте меня , прошу Вас" - умоляла родителей 8 летняя София.
Но слёзы были бесполезны. Родители девочки уже подписали договор на обучение дочери на целых 6 лет в стенах Смольного института благородных девиц. 6 долгих лет их малышка не переступит порога родительского дома.
Строгие законы института не выпустят девочку домой ни на выходные, ни на каникулы. Не существовало такой причины, чтобы девушка покинула институт до завершения обучения. Даже смерть родителя не повод покидать стены учебного заведения.
В стенах Смольного благородного института девушки проходили обучение в течение 6 лет.
Единственная возможность увидеть родителей - это несколько часов в воскресенье в родительские часы. Только тогда девушки могли пообщаться со своими маменьками и папеньками. Но у многих они жили далеко от Петербурга и приезжать часто не могли.
Первый год Софии давался тяжело, потом она привыкали к положению дел.
Единственное, с чем она не смогла смириться, это наказания. Наказывали буквально за всё...
Никто не мог защитить крошек от произвола их классных дам. Не у всех они были добрые, милые и понимающие.
Телесные наказания в институте были запрещены. Но можно наказать и без розг, но с рубцом на всю оставшуюся жизнь.
Воскресный день. После обеда девочек ожидала встреча с родителями. Воспитанницы надевали лучшие коленкоровые передники, пелеринки, рукавчики, делали прически и получали кокарды.
Кокарда - бант, лента, сложенная петлями и сборками, собранная кружком тесьма и прочее, позднее особый металлический или матерчатый знак.
Красные кокарда - за хорошее поведение и учебу. Черные кокарды - за леность и дурное поведение.
Кокарды надо было обязательно приколоть к плечу или рукаву платья. Какой позор было выйти к родителям с черным кокардам. Осуждающе смотрели родители, и родители других девочек.
Кокарды выдавали за пустяшные провинности: разговор в классе или на обеде на русском языке (не ценили в 19 веке свой родной язык), передача тетради другим ученикам при учителе, незнание урока.
Но хуже черного кокарда - запрет на свидание с родителями в воскресение.
По мимо кокарда были и другие наказания. Однажды классная дама засекла как София передавала записку другой девочки. Она была в бешенстве, кричала, ругалась и приколола рванный грязный чулок к платью Софии. Во время обеда девочке запретили есть сидя. А есть стоя - это показатель плохих манер.
В Смольном институте благородных девиц никто из педагогов не церемонился с девочками. За любой проступок их ожидали брань и обязательное наказание.
Особенно тяжело было детям, которые страдали энурезом. Такие девочки шли на завтрак с мокрой вонючей простыней поверх платья. Это считалось самым большим позором не только для девочки, но и для всего дортуара.
Для избегания подобных ситуаций , каждая из девочек подходила и толкала ночью девочку с такой щепетильной проблемой.
Наказывали за выбивший локон из прически, за плохо завязанный бант - список бесконечен.
Но в жизни можно ко всему привыкнуть и приспособиться. Так и делали девочки....