Найти в Дзене
Солянка

Мода и НАЗ, EDC и прочие страшные названия.

Нет, речь здесь не пойдет про то, что нам активно разгоняют идею бушкрафтерских красных рубах и специальных ножей. Хотя хотелось бы помусолить и это. Может, в конце.

А речь про те вещи, которые производители нам сейчас впихивают в качестве наборов и отдельных вещей ежедневного ношения, EDC.

Столкнувшись с темой летних ножей, которые сейчас зачастую производители пытаются сделать максимально легкими и компактными, осознал, что стальные внутренние плашки рукояти исчезают как класс или превращаются в огрызки в районе оси клинка. Сами лезвия в угоду политкорректности представляют собой длину не более 7 см реальной рабочей режущей кромки, а клипсы наглухо прячут нож под срез кармана, чтобы остальное население не сильно пугалось. В итоге у нас на руках на фоне волны мощного пиара оказывается клинок, который не может разрезать даже батон за один проход лезвия.

Второй момент. Изменилось применение ножа, строгание древесины отходит на второй план и производители делают уже упор на рез, когда нож выступает как резак для вскрытия различных упаковок. Да, век пластика, все упаковано и уже заранее нарезано, от ножа требуется лишь остро заточенный участок в пару сантиметров, чтобы взрезать упаковку. Но это сейчас говорю про цивилизацию и победу различных сетевых продуктовых маркетов, где все заранее расфасовано. Возможно, с этим и связано исчезновение стальных лайнеров в рукоятке, ведь пластика вполне достаточно, чтобы удерживать клинок при подрезании.

В связи с этим изменением основной функции ножа (хотя тут можно поспорить, что от ножа было раньше более важным - строгание дерева или срезание шкуры добытого животного) изменяется и форма рукояти. Спина начинает иметь плавный изгиб, подпальцевые выемки более удобно ложатся в руку при подрезающих движения, на клинке спереди обуха имеются специальные насечки для более точного ведения клинка при резе. Нож как скальпель по способу удержания.

Мода и наступление цивилизации коснулось и способов ношения ножа. Раньше в европейской цивилизации были распространены жилеты и пиджаки, имеющие нижние карманы. И нож в них прекрасно укладывался, не мешался сидеть или приседать, обеспечивал даже необходимое утяжеление полы пиджака, чтобы его не сильно поднимало ветром, в конце концов. Но потом пиджаки ушли из моды, а нож остался. Но в карманах брюк его носить не так удобно, как в пиджаке - он ложится там поперек и к тому же собирает всю грязь. Поэтому и была придумана клипса, которая сейчас активно нам продвигается. Однако, опять же вспоминая, что складные ножи перестали позиционироваться как инструмент для строгания, клипсы вообще плохо сочетаются с уверенным прямым хватом ножа. В лучше случае производитель делает отверстия для перестановки клипсы во все мыслимые положения, как в случае с онтарио рэт. Но это полумера, попробуйте открутить клипсу и использовать только сам нож, внутри себя Вы все равно признаете, что стало легче и удобней удерживать рукоятку.

И естественно, сама мода. Кто нам диктует эту моду - непонятно. Но в условиях побеждающего капитализма растет ее влияние. Каждая вещь имеет меньший срок использования и пользователю уже не так важны характеристики этой новинки как то, что она сама по себе является новинкой. Форма подменила содержание, народ хочет развлечений и хайпа. На этой волне производители выбрасывают на рынок ежегодно новые коллекции ножей, лишь бы удержать поклонников марки. По мне так лично фанат - это человек, использующий один и тот же нож, если мы говорим сегодня про них. А вот человек, активно собирающий коллекции одного производителя - это уже не фанат, а скорее собиратель, коллекционер. Плюс эта мода приводит к тому, что большинство собранных ножей не участвуют в каких-то значимых работах, а просто пылятся на полке в ожидании когда владелец походит с ними денёк-второй. Почему такое происходит? Мода и возможность большого выбора, которые являются бичами нашего современного мира. О сегодня теплый день, возьму-ка пожалуй летний нож. Сегодня в лес? Надо брать фикс. Нет единого ножа, есть следование неким образам, которые в нас вложили.

К слову, про полочность многих купленных ножей. Сам страдаю таким, ведь ножей накопилась небольшая кучка, а для работы обычно при себе нужен только один. Успокаиваю себя, что покупка нового ножа - это получение нового опыта. Новый замок, новая форма клинка и т.д. Наверное, так себя успокаивают и другие покупатели, тратя достаточно большую сумму на новый даже китайский бюджетный нож. Однако, смотря на некие ролики, которые очередные руки расхваливают очередной нож на все лады (3 года в использовании! 5 лет на руках!) задаешься вопросом - а делал ли пользователь реально что-то этими ножами все эти 5 лет? Подозрение возникло при просмотре очередного ролика про опинели, когда смотрю на чистое лезвие и думаю - здесь что-то не то. Мой опинель 12 покрылся сетью царапин всего лишь за суммарное время в 1 час строгания щепок для растопки. В ролике же - якобы многолетнее использование ножа, а клинок идеальный.

То же самое влияние и НАЗ-наборами. Вещи становятся под влиянием современного мира более компактными и универсальными (смартфон), поэтому НАЗ наборы следуют этой моде. Вместо полноценного набора нам продают компактные коробочки с каким-то кусочками ваты, лезвий и пилой-цепочкой. Да, эти вещи могут в чем-то помочь, но какие же все они мелкие и несерьезные!

Таким образом, могу сделать вывод, что современный нож является скорее продуктом маркетинга, чем вещью, которая создавалась реально для удобства самого пользователя при использовании этого ножа. Отсюда и клипсы, мешающие удержанию ножа при работе, и плоские рукоятки, которые удобно лежат в достаточно обтягивающих брюках или джинсах, а также политкорректные клинки, которые соответствуют сразу всем законодательствам всех стран для бОльшего процента продаж. Однако нам не будут все это проговаривать в рекламе, а вывернут на фразы "удобный, легкий, верткий, летний".