Найти в Дзене

Роботизация и инвестиции: тренды в промышленности Челябинской области

Оглавление

Оборонзаказ, импортозамещение, роботизация и цифровизация — эти понятия уже несколько лет определяют судьбу промышленности в Челябинской области. Ситуация в стране и мире, с одной стороны, дает возможность развивать новые производства, осваивать рынки, ранее занятые европейскими конкурентами, а с другой — высокая ключевая ставка и дефицит кадров доставляют бизнесу немало серьезных проблем.

99,4%

Индекс промышленного производства в Челябинской области по итогам 2024 г.*

42,5%

Доля промышленности в валовом региональном продукте**

Топ-5 отраслей-лидеров

по росту добывающего и обрабатывающего производства*:

Одежда — 49,9%

Прочие транспортные средства и оборудование — 25,6%

Готовые металлические изделия, кроме машин и оборудования — 21,9%

Бумага и бумажные изделия — 14,9%

Прочие готовые изделия — 10,2%

Топ-5 отраслей-аутсайдеров

добывающего и обрабатывающего производства*:

Производство кожи и изделий из кожи — -30,8%

Текстильные изделия — -18,1%

Полиграфия и копирование — -15,7%

Изделия из дерева и пробки, кроме мебели, обработка древесины — -11,4%

Химические вещества и продукты — -11,2%

*Данные Челябинскстата

** Данные пресс-службы Минпрома Челябинской области

О ситуации в отрасли, перспективах внедрения современных технологий и собственных разработок рассказывают предприниматели региона.

Семён Мительман, председатель совета директоров группы компаний «Микар», учредитель завода «Политранс», вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области:

— Промышленность в Челябинской области, конечно, очень разнообразная, но абсолютно всех сегодня беспокоит высокая ключевая ставка Центробанка, потому что основа развития — это возможность пополнения оборотных средств. Чаще всего это происходит за счет кредитных ресурсов. Сейчас брать коммерческий заём можно только в экстренной ситуации (если несмотря ни на что нужно выполнить важный заказ, или без кредита производство просто не сможет дальше существовать), либо если доходность превышает расходы на его обслуживание. Но в каких отраслях есть такая рентабельность — в районе 30%?

На заседаниях Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области мы говорили, что необходимо вернуться к опыту 2022 г., когда при высокой ключевой ставке производителям продукции компенсировали часть процентов по кредитам. Тогда нам это здорово помогло. Жаль, что сейчас этого нет.

В остальном тренды различаются по отраслям. Предприятия пищевой промышленности, например, сегодня загружены полностью, а вот компании металлургии, машиностроения и строительства испытывают большие трудности, потому что из-за высокой ставки заказчики (а в машиностроении это чаще всего крупные госкомпании и холдинги) в большинстве своем сократили инвестиционные программы. Ипотека тоже оказалась фактически запретительной, за исключением нескольких льготных программ.

Смотрю официальную статистику — спрос на продукцию машиностроения уменьшился на 17%. Неправда! Если убрать гособоронзаказ и посмотреть на ситуацию объективно, то получаем минус 40%. И это плохо для предприятий.

Но в любых отрицательных тенденциях есть и положительные моменты. Сегодня уже нет такого большого дефицита трудовых ресурсов. Поскольку упали заказы, появилась возможность оптимизировать штат, сократить неэффективных работников, за которых раньше из-за дефицита кадров держались даже несмотря на нарушение дисциплины.

Также можно спокойно заняться отработкой технологий, внедрением новых процессов, автоматизации, цифровизации, роботов — словом, всем, что позволяет повышать производительность труда.

Отмечу, что машиностроение адаптировалось к экономической ситуации и уже не так зависит от импорта, как это было раньше.

Антон Дружинин, генеральный директор группы компаний «Метран»:

-2

— Рынок освободился от глобальных игроков, что открыло возможности для бизнеса российских компаний. В результате резко выросла конкуренция в нашем сегменте автоматизации производства, в том числе на региональном уровне. Существующие игроки нарастили продуктовые и производственные возможности, их бизнес существенно вырос за последние три года. Появились и новые компании.

Китайские производители активно пытаются проникнуть на российский рынок автоматизации производства и средств измерения. Движутся в трех направлениях, причем зачастую одновременно. Первое — сами напрямую пытаются продавать свою продукцию, неизбежно сталкиваясь с проблемами соответствия российским техрегламентам. Второе — ищут партнеров-дистрибьюторов, чтобы воспользоваться готовыми каналами продаж. Третье, самое эффективное, — заходят через местных партнеров-производителей, чтобы ускорить процессы сертификации и соответствия требованиям по импортозамещению, выдавая китайскую продукцию за российскую. Важную роль в ближайшее время сыграет способность компаний общаться друг с другом, объединять свои усилия и работать с государственными органами для эффективной защиты отечественного рынка, где главная роль отведена качеству, точности и безопасности.

Отмечу и другие тренды. Среди предприятий выросло доверие к мерам государственной поддержки, оно позволяет компаниям увеличивать объем бизнеса.

Растут инвестиции в НИОКР и разработку новой продукции, необходимой для замещения импортной. Процесс идет быстро, но местами сохраняется продуктовый дефицит, вынуждая участников рынка прибегать к параллельному импорту.

Идет битва за кадры, прежде всего инженерные. В нынешних условиях это самый ценный и дефицитный ресурс.

Кадровый дефицит и рост спроса на российскую продукцию поставил всех без исключения перед необходимостью увеличивать производительность труда. Те, кто занимался автоматизацией и цифровизацией производства на постоянной основе, сейчас активно продолжают инвестировать в эти направления и имеют существенные конкурентные преимущества в сроках производства, объемах изготавливаемой продукции и конкурентности ее себестоимости. Ключевыми направлениями на сегодня остаются внедрение общих подходов концепции бережливого производства, роботизация и конвейеризация, автоматизация управления складами, использование цифровых двойников для обучения персонала и цифровых систем для основных бизнес-процессов, включая управление.

Антон Ковалёв, председатель правления межрегионального союза «Клуб молодых промышленников»:

-3

— Что бы ни происходило в экономике, текущее время всегда можно использовать для развития. Нет денег для вложения в производство — развивайте себя и коллектив, изучайте рынки, чтобы можно было переквалифицироваться, получить дополнительные знания о работе каких-либо электронных площадок, технологических услуг, интеграторов и т. д.

Да, сейчас часть производственных компаний испытывает сложности, особенно те, что находятся в цепочке строительного бизнеса. Ключевая ставка сильно изменила рынок. Льготная ипотека практически недоступна, сделок мало, соответственно, и продукция смежных отраслей оказалась востребована не так хорошо, как год или два назад.

Продолжается работа предприятий в сферах, которые ориентированы исключительно на металл (металлообработка, механическая обработка или иной любой передел), в том числе в рамках ОПК, а также в нефтегазовой, атомной отрасли и других направлениях. Там сохраняется большой объем заказов, но есть сложности, связанные с тем, что очень много процессов завязаны на банковских гарантиях, а те довольно жестко подходят к их выдаче, к оценке финансового состояния предприятия.

Сейчас почти невозможно и, я бы даже сказал, самоубийственно брать рыночные кредиты на покупку оборудования или изменение своих технологий, но если предприятие активно работает и если бизнес не слишком сильно обременен заемным финансированием, то можно полноценно существовать в рынке и закрывать потребности крупного бизнеса.

Я рекомендую пользоваться мерами государственной поддержки, сегодня их сотни. Также стоит внедрять автоматизацию и роботизацию, аддитивные технологии. Если нет возможности сделать такие инвестиции прямо сейчас, изучайте эту тему, просчитывайте, планируйте, и когда пройдет кризис, вы сможете быстро применить эффективные современные технологии на своем предприятии. Тем более что это поддерживается на федеральном уровне: президент России поставил задачу к 2030 г. нарастить роботизацию. И сегодня уже многие российские компании производят это оборудование, становится всё больше интеграторов.

Недавно наш Клуб проводил бизнес-миссию в Челябинске, посвященную аддитивным технологиям. В ней приняли участие более 100 промышленников из 11 регионов. Это люди, которые занимаются данным направлением не один год и понимают адекватность их применения на предприятиях. Сейчас мы работаем над тем, чтобы и в Челябинской области появлялось больше производств, связанных с аддитивными технологиями.

Александр Долматов, генеральный директор НПО «РТС»:

-4

— В целом для отрасли приборостроения настало время возможностей. С одной стороны, уход западных конкурентов высвобождает потенциальный рынок для отечественных поставщиков, с другой — санкции и прочие ограничения вызывают сложности c поставками компонентов. В связи с этим активно вкладываем в разработку новых приборов массового и специального применения. Кроме того, сейчас ведем работу на зарубежных рынках. Несмотря на все сложности с логистикой и платежами, многие рынки для нас остаются открытыми.

Если говорить о флагманских изделиях — наземных средствах радиотехнического обеспечения полетов, — то после пандемии мировая авиация переживает бум развития. Строятся аэродромы, открываются новые маршруты. Соответственно, спрос на оборудование растет. Таким образом, тренд, несмотря на все негативные политические факторы, выглядит вполне устойчивым. Так как часть продукции мы размещаем по кооперации на производственных мощностях наших поставщиков, находящихся в регионе, то в целом, считаю, делаем положительный вклад в развитие промышленности области.

Однако высокая ключевая ставка и проценты по кредитам сдерживают рост инвестиций в основные мощности. Это, безусловно, негативный фактор. Но программы Фонда развития промышленности и иных фондов развития, предлагающие льготное кредитование, являются хорошим подспорьем в текущие времена. Так, например, в прошлом году благодаря этим программам нам удалось купить новое технологическое оборудование на сумму более 50 млн руб.

Если говорить о цифровизации, то она как таковая не является самоцелью. Это, по сути, новый инструмент, при правильном использовании которого мы можем повысить эффективность работы как отдельных подразделений, так и предприятия в целом. Особенно на фоне роста затрат на различные виды ресурсов и дефицита трудовых кадров необходимо непрерывно проводить на предприятии оптимизацию и автоматизацию всех процессов. В своей работе мы используем современные программные средства по разработке и управлению производством, провели обучение персонала бережливому производству и основам проектного управления. Благодаря этому за последние годы нам удалось существенно нарастить выпуск продукции (более чем в 5 раз) при незначительном увеличении штатной численности.

Алексей Камынин, директор и основатель Челябинского завода электрооборудования:

-5

— Основной тренд, который для меня очевиден, — растущее доверие к отечественным производителям. Раньше мы гнались за известными зарубежными лейблами и считали, что громкое имя, будь то Siemens, Schneider в электроэнергетике или Mercedes-Benz, BMW в автомобилестроении, по умолчанию гарантирует качество, причем независимо от того, где продукт произведен. Сейчас ситуация кардинально меняется. Например, мы на своем предприятии сделали сертификат Мade in Russia («Сделано в России»), потому что конкурентным преимуществом является российское происхождение товара.

Конкуренция на российском рынке электрооборудования повысилась, потому что отечественные производители стали подтягиваться по качеству и, по моему мнению, более «агрессивно» себя вести.

Безусловно, на стратегию развития российских компаний сейчас влияет и высокая ключевая ставка. Многие наши коллеги, в том числе и в электротехнической отрасли, попросту сворачивают инвестиционные программы.

Сегодня тот же Сбербанк, ведущий банк России, предлагает ставку выше 23%. Сложно тягаться в рентабельности, когда по депозиту можно получить такие проценты. Проще аккумулировать деньги, не развиваться и без рисков получать свои 23%, но это не наш путь. Мы продолжаем расти, увеличивать выручку и инвестировать в основные средства производства. Да, в этом году нам пришлось занять у банков денежные средства. Они обходятся нам в 27%, но, когда экономическая ситуация стабилизируется и ключевая ставка вернется к приемлемым 10%, в выигрыше окажутся те, кто не побоялся вкладываться в производство и людей.

Если говорить о направлении цифровизации, мы уже давно пришли к оцифровке, перевели в цифровой формат все производственные планы: это и металлообработка, и сборочный участок, и отдел продаж, и конструкторский отдел. Еще в 2012 г. мы внедрили CRM-систему «Мегаплан». После этого приступили к созданию цифровых двойников выпускаемого оборудования, чтобы с помощью суперкомпьютеров моделировать аварийные ситуации. Это позволило отказаться от дорогостоящих испытаний реальных образцов продукции и сократить капитальные затраты. Сегодня мы создаем и предлагаем рынку свой IT-продукт — «4Z Диспетчер», который является альтернативой западным облачным сервисам. Этот совместный с ЮУрГУ проект особенно востребован малыми и средними промышленными предприятиями.

Основной результат цифровизации — повышение производительности труда, что в свою очередь влечет рост выработки, конкурентоспособности, заработка. А это возможность реинвестировать заработанные деньги в дальнейшее развитие: чем больше ты зарабатываешь, тем больше вкладываешь, тем конкурентоспособнее становишься.

Ирина Данилова, д.э.н., профессор кафедры Экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, ЮУрГУ (НИУ):

-6

— В Челябинской области можно выделить три позитивных тенденции. Во-первых, это снижение доли металлургии (с 54,9% в 2019 г. до 50,5% в 2024 г. в объеме отгруженной продукции) на фоне высоких темпов роста отраслей производства электрического оборудования; машин, автотранспортных и транспортных средств. Это означает сдвиг в сторону отраслей средне-высокотехнологичного производства.

Это способствует повышению стабильности индустрии, и в этом вторая тенденция. Можно отметить завершение постсанкционного восстановительного роста, несмотря на разнонаправленные тенденции в видах деятельности: металлургия восприимчива к изменению мировой конъюнктуры, а диверсификация обрабатывающей промышленности обеспечивает «смягчение» потерь от санкций за счет увеличения производства в других отраслях.

В-третьих, развитие роботизации и автоматизации на предприятиях Челябинской области, рост инновационных товаров, работ, услуг показывает активное подключение региона к реализации политики технологического суверенитета промышленности региона.

Динамика промышленности определяет рост экономики в целом, а структурные сдвиги создают благоприятную перспективу сохранения спроса на продукцию, в том числе со стороны зарубежных стран. В условиях переориентации металлурги на внутренний рынок, драйвером экономики может стать и рост технологичности продукции, как следствие несырьевого экспорта, освоение новых продуктовых и страновых рынков, что, создает оптимистичный горизонт для экономики региона.

Развитие высокотехнологичных отраслей — это не краткосрочный тренд, а стратегический курс. Изменение внешних условий и восстановление внешнеэкономических связей неизбежно, как и возвращение зарубежных компаний с новыми индустриальными продуктами и технологиями. Это означает возврат конкурентных условий и необходимость наращивания собственного потенциала, адаптацию и технологическое продвижение, освоение зарубежных рынков дружественных стран, что вполне реально для региона, который занимает 13-е место по РФ по несырьевому неэнергетическому экспорту.

Читайте также на CHEL.DK.RU:

«Без этого промышленность умрет»: как производить и внедрять 3D-принтеры

Подписывайтесь на CHEL.DK.RU в Telegram