Эталонная кинопостановка "печальнейшей повести на свете". На самом деле, режиссер фильма, Франко Дзеффирелли, еще в 1960 году поставил спектакль "Ромео и Джульетта" в Лондоне. Этот спектакль пользовался большим успехом, объездил всю Европу, побывал даже в СССР (в 1966 году), так что к экранизации Дзеффирелли подошел уже подготовленным, во всеоружии, так сказать. В частности, бОльшая часть чарующей музыки "композитора Феллини" Нино Роты была написана как раз для спектакля.
Дзеффирелли снял фильм на таком эмоциональном подъеме, с таким драйвом, какого не сыскать даже в модернистском "Ромео + Джульетта" База Ларманна (1996) с Леонардо диКаприо и Клер Дэйнс.
Безусловная заслуга режиссера заключается в том, что он взял на главные роли юных артистов, презрев неприятную традицию – как киношную, так и театральную – брать на роли Ромео и Джульетты достаточно возрастных актеров, которые утратили львиную долю детской непосредственности и неизменно играли вместо того, чтобы жить.
Роль Джульетты исполнила 16-летняя Оливия Хасси, а Ромео - 17-летний Леонард Уайтинг. Причем поначалу пробы Хасси не задались, - Дзеффирелли счел ее слишком жирной и волновался о ее фигуре на протяжении всего съемочного процесса. В частности, он запретил подавать макароны - неотъемлемый атрибут итальянского кинематографического буфета.
Но вообще говоря, актерам было не до жиру. Вес костюмов, разработанных дизайнером Данило Донати, доходил до 25 килограммов за счет обилия бархата, парчи и металлической тесьмы.
Любопытный, кстати, факт: согласно автобиографии Дзеффирелли, он всерьез рассматривал кандидатуру Пола Маккартни на роль Ромео. И, наверное, это даже хорошо, что из затеи ничего не вышло.
Роль Меркуцио зажигательно исполнил Пол Робинсон, будущий постановщик культовой автобиографической комедии про двух друзей "Уитнейл и я". Оба - начинающие актеры, у которых нет ни одной роли за душой, и оба уже - состоявшиеся алкаши. В конце фильма случается чудо - Робинсону перепадает роль Меркуцио в "Ромео и Джульетте", и он начинает новую жизнь.
Если вы видели эту картину, то обязательно вспомните одного из персонажей – дядюшку Монти, большого любителя Шекспира. Этот джентльмен "голубых кровей", артистично цитируя Барда, упорно домогался Марвуда, так, что тот уже не знал, куда ему деваться. Прикол в том, что дядя Монти списан с Франко Дзеффирелли, который, также будучи джентльменом голубых кровей, запал на Робинсона и буквально проходу ему не давал на съемочной площадке.
Между прочим, пятьдесят лет спустя Хасси и Уайтинг подали совместный иск в суд против кинокомпании "Парамаунт" на сумму 500 миллионов долларов за "сексуальное насилие, домогательства и мошенничество", при том, что раньше Хасси защищала "обнаженку" в кадре, утверждая, что это было "необходимо для фильма" и снято "со вкусом". Иск, впрочем, суд отклонил.
Изначально планировалось, что фильм будет дешевым - то есть, телевизионным. Но потом к производству подключился голливудский "мейджор" (тот самый "Парамаунт пикчерс", о котором речь шла выше), и бюджет увеличился до 850 000 долларов. В пересчете на 2024 год это составило бы 7,4 миллиона.
Съемки велись по всей Италии, кроме Вероны, где происходит действие трагедии Шекспира. Для любителей географии перечислю эти локации:
- Сцена на балконе: в Палаццо Боргезе, построенном кардиналом Сципионом Боргезе в XVI веке в Артене, в 40 км к юго-востоку от Рима.
- Сцены в интерьере церкви: в романской церкви Сан-Пьетро-ин-Тускания в городе Тускания, в 90 км к северо-западу от Рима.
- Сцена с гробницей: тоже в Тускании.
- Дворец Капулетти: Палаццо Пикколомини, построенный с 1459 по 1462 год папой Пием II в городе Пьенца в провинции Сиена.
- Уличные сцены: также в Пьенце и на территории киностудии Cinecittà в Риме.
- Сцены дуэлей на мечах: в старинном умбрийском городе Губбио.
- еще несколько сцен сняты в Монтаньяне.
Фильм собрал множество наград, включая двух "Оскаров" (за операторскую работу и костюмы, и пользовался огромным зрительским успехом, заработав а мировом прокате 38,5 миллионов долларов (335 миллионов в пересчете на нынешние деньги).
В 1972 картина Дзеффирелли вышла в советском кинопрокате и была названа по голосованию читателей журнала "Экран" лучшим иностранным фильмом года.
Я тоже очень люблю этот фильм, но до сих пор не могу понять одного (не конкретно этом в фильме, а в шекспировском сюжете). Может, кто-то разъяснит :)
…Ромео изгнан из Вероны. Джульетта в отчаянии. Чтобы "отвлечь" бедное дитя, родители хотят максимально быстро выдать ее замуж. Сказав, что идет исповедоваться, Джульетта выходит из дома и вскоре бросается на пол перед духовником, взывая о помощи. Добрый католик, совершенно растерявшись, придумывает безумный план. Он смешивает какие-то реактивы, выпив которые Джульетта должна мнимо умереть (в это время за Ромео посылается гонец на быстроногом осле). По плану, квази-мертвую Джульетту отнесут в склеп, она там немножко полежит, а по прибытию Ромео очнется. После чего влюбленные покинут Верону навсегда.
Что мешало Джульетте просто уйти из Вероны и дождаться своего любимого где-нибудь на чертовой мельнице на берегу реки без всех этих фокусов? Тем более, что под предлогом "я иду исповедоваться к духовнику" она вышла из дому совершенно свободно. К чему эти чудовищные сложности, заигрывания со смертью? Ну, вот и доигрались… Сами виноваты.
Но, возвращаясь к постановке. Как это было заведено испокон веков, после триумфа фильма у критиков и в кинопрокате, Дзеффирелли немедля был завербован Голливудом. Там он снимет еще один мегахит про любовь, который так и называется - "История любви". Помимо названия "в лоб", эта мелодрама имеет по-голливудски плоский, примитивный сюжет. Этот фильм уже никто не помнит, но оскароносная песня на музыку Франсиса Лея, которая так и называется - Love Story, обрела бессмертие.
С тех пор Дзеффирелли так и будет фланировать из Италии в Голливуд и обратно, сняв в частности, еще один фильм про любовь - "Бесконечная любовь" (1981). Песня Лайонела Ричи в стиле "соул" также номинировалась на "Оскар", но не получила, а еще в этом фильме во второстепенной роли дебютировал Том Круз.
А еще в 1990-м году Дзеффирелли снимет "Гамлета" с Мелом Гибсоном в роли принца датского, и на этом с экранизациями Шекспира покончит.
Оценка: 8,5 из 10.
Режиссер: Франко Дзеффирелли.
Сценарий: Франко Брузати, Мазолино Д’амико, Франко Дзеффирелли (по пьесе Уильяма Шекспира),
Оператор: Паскуалино Де Сантис,
Композитор: Нино Рота.
В главных ролях: Леонард Уайтинг, Оливия Хасси.
В ролях: Джон МакИнери, Майло О’Ши, Пэт Хейвуд, Роберт Стивенс, Майкл Йорк, Брюс Робинсон, Пол Хардвик, Наташа Парри.
Читайте также на моем канале: