Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Казанова Феллини (1976, Италия, трагикомедия / биографический): Жизнь - не карнавал, а балаган.

Экранизация Федерико Феллини мемуаров знаменитого авантюриста и ловеласа родом из Венеции - Джакомо Казановы.

Феллини терпеть не мог этого персонажа. В частности, он писал что-то в таком духе:

"Это история человека, который никогда не рождался человеком. Его человеческая сущность была погребена в чреве его матери. Там он и провел свою жизнь, фантазируя о мире, в котором нет эмоций".

Критики отмечали необычную для Феллини холодность фильма. Мне он тоже показался каким-то чрезвычайно холодным, когда я посмотрел его впервые, еще в школе. "Зачем тогда было его снимать?" - задавался я вопросом.

При этом Феллини сам - эротоман, который обожает цирк. При этом Феллини сам обожает создавать новые миры. Собственно, у него все фильмы - авторские, основанные на его личных фантазиях. Ярчайшим примером является "8,5" (читайте о нем - ЗДЕСЬ). Другим примером является "Город женщин" 1980 года (читайте о нем - ЗДЕСЬ).

Когда я на днях пересмотрел "Казанову Феллини", мне фильм показался совсем другим, нежели в детстве.

Казанова постоянно вписывается в какие-то приключения: выдает себя одновременно за выдающегося химика и алхимика, физика и эзотерика, и т.д. и т.п. Он слоняется по всей Европе - от Венеции (где в итоге попадает в тюрьму, но с успехом оттуда сбегает) до Парижа и Лондона.

При этом Казанова кажется единственным нормальным человеком в фильме. Его, единственного нормального человека, окружают придурки, психопаты и извращенцы. "Казанова Феллини" похож на "Сатирикон Феллини" (читайте о нем - ЗДЕСЬ), но в "Сатириконе", изображающим древний Рим, не было вообще ни одного нормального персонажа.

И это логично: потому что фильм основан на автобиографии. Естественно, Казанова считал себя нормальнее других) И, видимо, Феллини показал это непроизвольно!)

Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)
Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)

Кстати, очень многое у Феллини почерпнул Марк Захаров, снимая свои телефильмы (особенно это касается "Формулы любви"), а его постоянный композитор, замечательный Геннадий Гладков, немало почерпнул у Нино Роты, постоянного композитора Феллини.

Казанова живет в мире замысловатой придури и заблуждений знати, их пресыщенности, поэтому фильм изобилует невероятной визуальной вычурностью. Так, художник Данило Донати получил вторую премию "Оскар" за дизайн костюмов (первую премию он получил за костюмы к "Ромео и Джульетте", демонстрировавшемся на наших киноэкранах, читайте об этом фильме - ЗДЕСЬ).

Герой фильма умело приспосабливается к окружающему его миру, но при этом постоянно пребывает в какой-то растерянности. Можно сказать, что Казанова - самый нетипичный персонаж Феллини.

Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)
Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)

На роль Казановы продюсер Дино Де Лаурентис предлагал Роберта Редфорда, но Феллини отказался. Потом проект перешел к другой прославленной кинокомпании - кинокомпании Гримальди, и там кандидатами были Джек Николсон, а также другие именитые зарубежные актеры.

Гримальди чуть не завернул проект, потому что съемки были закончены всего на 60%, а перерасход бюджета уже составлял какие-то немыслимые миллионы. Феллини пригрозил судом, началась ругань, в итоге все обошлось: режиссер сократил время на съемки и четко расписал план расходов.

С популярным британским актером Дональдом Сазерлендом, который в итоге сыграл Джакомо Казанову, Феллини познакомился во время съемок масштабного исторического фильма Бернардо Бертолуччи "ХХ век".

Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)
Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)
"Я выбрал на роль Дональда Сазерленда, актера с вытертым, расплывчатым, водянистым лицом, который напоминает Венецию. Своими небесного цвета детскими глазами Сазерленд хорошо изображает Казанову, неспособного признать ценность реальных вещей и которая существует только в его собственных образах, по-разному отраженных при различных обстоятельствах".

Вдобавок Феллини придумал грим - увеличенный подбородок и т.д., чтобы персонаж выглядел комичнее. Однако, в целом, образ основан на реальном портрете Казановы.

Несмотря на то, что Феллини изо всех сил старался следовать своему модернистскому стилю, у него получился в итоге самый запоминающийся и реалистичный в синематографе образ Казановы.

Оценка: 7,5 из 10.

📺 Смотрите "Казанову Феллини" бесплатно онлайн в моей группе Вконтакте и подписывайтесь!

Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)
Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)

Режиссер: Федерико Феллини
Сценарий:
Федерико Феллини, Бернардино Дзаппони (по книге Джакомо Казановы "История моей жизни")
Оператор: Джузеппе Ротунно
Композитор: Нино Рота

В главной роли: Дональд Сазерленд

В ролях: Тина Омон, Сисели Браун, Кармен Скарпитта, Клара Альгранти, Даниэла Гатти, Маргарет Клеманти.

Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)
Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)

Интересные факты о фильме:

  • Фильм был полностью снят на студии Cinecitta.
  • Феллини "испытал шок", когда из студии проявки украли несколько бобин с отснятым материалом. По подозрению полиции, похитителей интересовал фильм Пазолини "Сало, или 120 дней Содома", но под горячую руку прихватили материал Феллини, а также материал нового спагетти-вестерна Дамиано Дамиани "Гений, два земляка и птенчик".
  • "Стенли Кубрик постарался широко развернуть 18-й век, а я постарался его "свернуть" - Феллини о натурных съемках, имея в виду фильм Кубрика "Барри Линдон", читайте о нем - ЗДЕСЬ).

Читайте также на моем канале:

Город женщин (1980, Франция - Италия, сюрреалистическая комедия): "Приснится же такое"
Владимир Гордеев15 июня 2022
Федерико Феллини
Владимир Гордеев30 мая 2023
Роберт Редфорд. Режиссеры и актеры американского кино.
Владимир Гордеев2 мая 2023
Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)
Кадр из фильма "Казанова Феллини" (1976)