Экранизация Федерико Феллини мемуаров знаменитого авантюриста и ловеласа родом из Венеции - Джакомо Казановы.
Феллини терпеть не мог этого персонажа. В частности, он писал что-то в таком духе:
"Это история человека, который никогда не рождался человеком. Его человеческая сущность была погребена в чреве его матери. Там он и провел свою жизнь, фантазируя о мире, в котором нет эмоций".
Критики отмечали необычную для Феллини холодность фильма. Мне он тоже показался каким-то чрезвычайно холодным, когда я посмотрел его впервые, еще в школе. "Зачем тогда было его снимать?" - задавался я вопросом.
При этом Феллини сам - эротоман, который обожает цирк. При этом Феллини сам обожает создавать новые миры. Собственно, у него все фильмы - авторские, основанные на его личных фантазиях. Ярчайшим примером является "8,5" (читайте о нем - ЗДЕСЬ). Другим примером является "Город женщин" 1980 года (читайте о нем - ЗДЕСЬ).
Когда я на днях пересмотрел "Казанову Феллини", мне фильм показался совсем другим, нежели в детстве.
Казанова постоянно вписывается в какие-то приключения: выдает себя одновременно за выдающегося химика и алхимика, физика и эзотерика, и т.д. и т.п. Он слоняется по всей Европе - от Венеции (где в итоге попадает в тюрьму, но с успехом оттуда сбегает) до Парижа и Лондона.
При этом Казанова кажется единственным нормальным человеком в фильме. Его, единственного нормального человека, окружают придурки, психопаты и извращенцы. "Казанова Феллини" похож на "Сатирикон Феллини" (читайте о нем - ЗДЕСЬ), но в "Сатириконе", изображающим древний Рим, не было вообще ни одного нормального персонажа.
И это логично: потому что фильм основан на автобиографии. Естественно, Казанова считал себя нормальнее других) И, видимо, Феллини показал это непроизвольно!)
Кстати, очень многое у Феллини почерпнул Марк Захаров, снимая свои телефильмы (особенно это касается "Формулы любви"), а его постоянный композитор, замечательный Геннадий Гладков, немало почерпнул у Нино Роты, постоянного композитора Феллини.
Казанова живет в мире замысловатой придури и заблуждений знати, их пресыщенности, поэтому фильм изобилует невероятной визуальной вычурностью. Так, художник Данило Донати получил вторую премию "Оскар" за дизайн костюмов (первую премию он получил за костюмы к "Ромео и Джульетте", демонстрировавшемся на наших киноэкранах, читайте об этом фильме - ЗДЕСЬ).
Герой фильма умело приспосабливается к окружающему его миру, но при этом постоянно пребывает в какой-то растерянности. Можно сказать, что Казанова - самый нетипичный персонаж Феллини.
На роль Казановы продюсер Дино Де Лаурентис предлагал Роберта Редфорда, но Феллини отказался. Потом проект перешел к другой прославленной кинокомпании - кинокомпании Гримальди, и там кандидатами были Джек Николсон, а также другие именитые зарубежные актеры.
Гримальди чуть не завернул проект, потому что съемки были закончены всего на 60%, а перерасход бюджета уже составлял какие-то немыслимые миллионы. Феллини пригрозил судом, началась ругань, в итоге все обошлось: режиссер сократил время на съемки и четко расписал план расходов.
С популярным британским актером Дональдом Сазерлендом, который в итоге сыграл Джакомо Казанову, Феллини познакомился во время съемок масштабного исторического фильма Бернардо Бертолуччи "ХХ век".
"Я выбрал на роль Дональда Сазерленда, актера с вытертым, расплывчатым, водянистым лицом, который напоминает Венецию. Своими небесного цвета детскими глазами Сазерленд хорошо изображает Казанову, неспособного признать ценность реальных вещей и которая существует только в его собственных образах, по-разному отраженных при различных обстоятельствах".
Вдобавок Феллини придумал грим - увеличенный подбородок и т.д., чтобы персонаж выглядел комичнее. Однако, в целом, образ основан на реальном портрете Казановы.
Несмотря на то, что Феллини изо всех сил старался следовать своему модернистскому стилю, у него получился в итоге самый запоминающийся и реалистичный в синематографе образ Казановы.
Оценка: 7,5 из 10.
📺 Смотрите "Казанову Феллини" бесплатно онлайн в моей группе Вконтакте и подписывайтесь!
Режиссер: Федерико Феллини
Сценарий: Федерико Феллини, Бернардино Дзаппони (по книге Джакомо Казановы "История моей жизни")
Оператор: Джузеппе Ротунно
Композитор: Нино Рота
В главной роли: Дональд Сазерленд
В ролях: Тина Омон, Сисели Браун, Кармен Скарпитта, Клара Альгранти, Даниэла Гатти, Маргарет Клеманти.
Интересные факты о фильме:
- Фильм был полностью снят на студии Cinecitta.
- Феллини "испытал шок", когда из студии проявки украли несколько бобин с отснятым материалом. По подозрению полиции, похитителей интересовал фильм Пазолини "Сало, или 120 дней Содома", но под горячую руку прихватили материал Феллини, а также материал нового спагетти-вестерна Дамиано Дамиани "Гений, два земляка и птенчик".
- "Стенли Кубрик постарался широко развернуть 18-й век, а я постарался его "свернуть" - Феллини о натурных съемках, имея в виду фильм Кубрика "Барри Линдон", читайте о нем - ЗДЕСЬ).
Читайте также на моем канале: