Представьте вышла новая серия вашего любимого сериала, и вам хочется поскорее её посмотреть, чтобы обсудить завтра с друзьями. Однако у вас завтра опрос и вам нужно повторить материал. Итак, вы выбрали посмотреть сериала, но вас всё-таки мучает мысль, а правильно ли это. В этом случае возникла ситуация когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс – это ситуация, при которой убеждения, установки и поведение человека противоречат друг другу. Из-за этого человек может испытывать дискомфорт, который он пытается снизить, оправдывая как-то действия, регулируя своё мышление.
Теория когнитивного диссонанса была предложена психологом Леоном Фестингером в 1957 году. Согласно это теории, человек старается упорядоченно воспринимать мир и старается избежать диссонанса когниций (идей, ценностей, убеждений и т. д.). Когда человеку навязывают, образ мышления, не соответствующий его собственному, он начинает испытывать дискомфорт. Поэтому он изменяет своё видение, мышление, подгоняет это под стандарты и ситуации.
Случай из газеты
Однажды Леон Фестингер прочитал статью в газете. Пришельцы связались с некой миссис Кич и сообщили, что 21 декабря 1954 будет великий потоп, но они спасут всех истинно верующих на своей летающей тарелке. Вскоре часть людей оставили свою нормальную жизнь и присоединились к миссис Кич. Психолог заинтересовался, как потом будут вести себя эти люди, когда конец света не случится. Чтобы это выяснить Фестингер направил в группу замаскированных коллег. Когда конец света не произошёл, участники группы, которые всё это время держались в тени, стали сильно привлекать внимание прессы, искать поддержки своих убеждений.
Леон Фестингер предположил такое течение событий ещё до случившегося. Когда группа осознала, что их понимание не соответствует действительности, она стала пытаться убедить в правильности своих идей других. Это действие было направлено на устранение возникшего когнитивного диссонанса.
Эксперимент Фестингера по когнитивному диссонансу
Чтобы исследовать явление Фестингер провёл эксперимент. Вскоре его стали называть классическим экспериментом Фестингера и Карлсмита.
Суть заключалась в том, что участники выполняли монотонные и банальные задания. Им необходимо было наполнить латок катушками, всё достать и повторить действие. Ещё участники вращали колышки по часовой стрелке. Всё это «интересное» занятие выполнялось в течение долго периода времени.
Все участники были разделены на три группы:
- Контрольная: участники просто так выполняли задания;
- Экспериментальная группа, участники которой получали один доллар за выполнение заданий;
- Экспериментальная группа, участники которой получали уже 20 долларов за задания.
После истечения времени выполнения заданий, участников спросили об их отношении к заданиям, считают ли они их интересными и приятными. Последняя группа, получившая по 20 долларов, ответила, что задания были скучными. Интересно, что другие участники, а именно те, кто получили по доллару, наоборот сочли задания приятными.
Этому ответу есть объяснение. Третья группа получила 20 долларов, некую компенсацию, им нет смысла оправдывать трату времени. А вторая группа потратили время, с их позиции, впустую и просто получила доллар. У этих участников эксперимента возник когнитивный диссонанс. Чтобы как-то оправдать трату времени, они притворились, что им было интересными, они попытались поверить, что они на самом деле приятно провели время.
Итог
На основе этого эксперимента начала развиваться когнитивного диссонанса. Ход эксперимента и реакции испытуемых проиллюстрировали этот феномен психики. Кстати, когнитивный диссонанс – частое для жизни явление. Так, часто учащиеся, которые списывают, оправдывают своё поведение тем, что та почти все делают. Они пытаются нивелировать когнитивный диссонанс, что поступают неправильно, или рискуют оказаться в неприятной ситуции.
SMM: Лена Тесленко