Найти в Дзене

Нэцкэ «Одноногий воробей»

Этот милый воробушек от мастера Сергея Осипова сделан из кости мамонта с инкрустацией из янтаря (подпись на брюшке) и буйволиного рога (глаза). По словам автора у нэцкэ есть своя история и даже реальный прототип. Прототип этой нэцкэ — одноногий полевой воробей (лат. Passer montanus), который вот уже два года обитает в моём саду. Я наблюдаю за ним, а он следит за мной. Одноногий более спокойный, чем его собратья-воробьи, поначалу ему приходилось трудновато с одной лапкой. Теперь лапка сбалансирована в центре тяжести, как и должно быть, точно посередине воробьиного тельца. У меня сложилось впечатление, что отсутствие лапки заставило воробья размышлять… Он не суетится понапрасну, его не так-то легко испугать, он появляется ко времени, если надо, но при этом не теряет бдительности. Одноногий недосягаем для нашей кошки-охотницы, хотя она легко ловит других двуногих воробьёв. Именно такого воробья мне и хотелось изобразить — как символ нашей определённой человеческой «одноногости», которая т

Этот милый воробушек от мастера Сергея Осипова сделан из кости мамонта с инкрустацией из янтаря (подпись на брюшке) и буйволиного рога (глаза). По словам автора у нэцкэ есть своя история и даже реальный прототип.

Прототип этой нэцкэ — одноногий полевой воробей (лат. Passer montanus), который вот уже два года обитает в моём саду. Я наблюдаю за ним, а он следит за мной. Одноногий более спокойный, чем его собратья-воробьи, поначалу ему приходилось трудновато с одной лапкой. Теперь лапка сбалансирована в центре тяжести, как и должно быть, точно посередине воробьиного тельца. У меня сложилось впечатление, что отсутствие лапки заставило воробья размышлять… Он не суетится понапрасну, его не так-то легко испугать, он появляется ко времени, если надо, но при этом не теряет бдительности. Одноногий недосягаем для нашей кошки-охотницы, хотя она легко ловит других двуногих воробьёв.
Именно такого воробья мне и хотелось изобразить — как символ нашей определённой человеческой «одноногости», которая так или иначе проявляется в каждом из нас, но в то же время может быть использована как стимул для переоценки реальности, отхода от общего стереотипного автоматизма.
© Сергей Осипов, 2009

Однако, хоть эта нэцкэ создана на основе реального воробья и у неё есть собственная идея, её общий вид весьма схож с классическим японским образом — «Надутый воробей» (Фукура-судзумэ, ふくら雀). Он изображает воробья, распушившего пёрышки на морозе, и за счёт игры слов считается талисманом на счастье. Название фукура-судзумэ одновременно содержит произношение слова фукурасу (脹らす) — «надувать, взбивать, набивать до отказа», а также слова фуку (счастье, 福) и ра (добро, 来). Есть и другие варианты толкования фукура, но все они связаны со счастьем, удачей, изобилием. Ниже минималистичная японская нэцкэ на тему фукура-судзумэ от мастера Ко:гёку (光玉).

Изображения взяты с сайтов Netsuke by Sergey Osopov и Koller Auctions. Все права принадлежат авторам.

© Хякки Ягё: | Ночной парад сотни демонов (основная группа VK) — там вы можете почитать научные и популярные статьи, старинные и новые истории о японских богах, духах и демонах, а также разные сказки: японские, китайские, индийские и других народов, которые имеют отношение к японскому фольклору.

Птицы
1138 интересуются