Президент России одним интервью Павлу Зарубину, ни много ни мало, поставил мир с ног на голову. Шахматисты бы сказали, что «он перевернул доску», борцы (а это Путину куда ближе) - что «он оказался в схватке сверху». Как у него так получилось? С этим вопросом мы отправились к политическому обозревателю и телеведущему Дмитрию Куликову.
ПРОШЛЫЙ МЕНЕДЖЕР УВОЛЕН
- Порой складывалось ощущение, что нас начинают загонять куда-то в угол, но мы одним движением освободились от захвата и сами оказались в позиции того, кто диктует правила.
- У России очень серьезная позиция, где давить на нее не получается. Это из-за нашего многолетнего движения вперед.
У Путина есть очень крепкая основа, на которую он опирается, - это мужество наших солдат и офицеров. То, что США вынуждены приходить к нам с предложением мира и активно его добиваться - их фундаментальная заслуга.
Ну и техника ведения переговоров, когда Путин работает в определенном смысле на опережение: «То, что вы вчера предлагали, уже неактуально, потому что жизнь устроена так, так и так». Это очень хороший дипломатический прием. Президент России показал, что он им в совершенстве владеет.
Опыт политический и понимание интересов России. Нужно четко видеть наши цели, понимать смысл игры и иметь соответствующую квалификацию, чтобы на равных, а иногда и сильнее выступать в этой сложной геополитической игре. У Путина это получается.
А что касается ваших ощущений… Не надо их бояться. Просто кто-то очень хочет, чтобы вы расстроились, потеряли веру в себя и в страну. На это работают большие технологии. Главное, всегда понимать, откуда взялось это ощущение и не качаться на психологических качелях «зрада-перемога» - это способ влияния и управления.
- Предложение американцам работать вместе - это экономика или политика? Ведь мы привлекаем инвестиции, обеспечиваем рынок сбыта… С другой стороны если мы с теми же американцами экономически повязаны, мы будем если не союзниками, то, как минимум, партнерами. Значит, воевать точно не будем.
- После окончания Второй мировой войны, фактически 80 лет шла холодная война англосаксов против нас. Даже когда мы в 1990 году предложили им мир, и даже говорили, что «холодная» - все!», США ее реально не окончили. И они провозгласили себя победителями и ждали нашей смерти. К 2011-2012 году стало понятно, что Россия сама умирать не собирается и с этого момента начался проект демократов (Байдена и его группировки) по силовому удушению России. Но он оказался несостоятельным, его нужно закрывать. Вот США и пришли к нам в лице Трампа: «Не переживайте, начнем сначала. Тот менеджер, который с вами работал, уже уволен».
Украинский кейс был важным американским узлом в долгой войне с 1945 года. Но он оказался несостоятельным. И мы сейчас должны документально закончить неоконченную холодную войну. А мир-то новый - Америка не справилась с функцией гегемона и признала это. Вот эта повестка обсуждается. И чтобы понимать, что происходит и как мы играем, нужно держать перед глазами всю эту картину.
ИМ НУЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ «БАГАЖА»
- То, что приглашаем США работать в наших исторических регионах…
- Мы не приглашаем. Это возможно.
- Я вижу тут не столько экономику, сколько политику: если вы заходите в эти регионы, вы обязаны их признавать.
- Конечно. Вообще за этим стоит более широкая позиция: наше возможное сотрудничество может быть большим в экономической части вопроса. Но условием к переходу к работе в экономике является решение политических вопросов.
Так что им придется признать не только наши «исторические» в длинном контексте и «новые» - в сиюминутном - регионы, нужно будет признать много чего: новое мироустройство, придется договориться, как мы дальше жить будем, придется отказаться от идеи причинения России вреда. Мы не против совместной работы у нас, это могло бы быть взаимовыгодным, но для этого придется радикально договориться, что между нами нет больше военного противостояния, нет желания сдерживать Россию и всего комплекса идеологических постулатов, на которых основывалась позиция Вашингтона и при Советском Союзе и последние 35 лет. От всего этого багажа - желания ограничить, сдерживать Россию - придется отказаться.
СЛУШАЙТЕ НАШЕГО ПРЕЗИДЕНТА
- После слов Путина о том, что сокращение оборонных расходов в два раза - это «хорошее предложение», сразу заговорили, что это будет ударом под дых нашей армии и оборонки.
- Куда торопиться? Даже до переговоров об этом еще очень и очень далеко. Путин сказал: нет вопросов, хотите поговорить на эту тему, давайте. Мы должны понимать, с кем мы имеем дело, и как работает Трамп - он все время рождает идеи и вы должны завязнуть в них, как танк в болоте. Но это ложные мишени. Что делает президент России? Он говорит: «Хотите поговорить? Мы не против». И то, что должно было стать инструментом давления, проходит без всяких следов.
А страхи все эти… ориентируйтесь на то, что президент говорит. Было же сказано внятно: Россия никогда не вернется в положение до 2022 года, когда на нас можно будет оказывать прямое давление.
ИХ ПРОБЛЕМА
- Путин много говорил про Зеленского. И про его рейтинг, и про его влияние на Украину. Так он нам даже выгоден в конкретный момент. Потому что если придет тот же Залужный, он просто все американцам отдаст с потрохами.
- С чего президент начал свои ответы Павлу Зарубину? С украинских редкоземов - нам до этого нет никакого дела. Вот и тут - пускай выясняют: Зеленский, Залужный, кто из них круче. Путин сказал: да, рейтинг Залужного выше, поэтому Зеленский не хочет идти на выборы и торпедирует мирную повестку. Это сообщение американцам и европейцам - пусть они решают проблему, это же их история: проведут ли они выборы, будут ли там фальсификации, кто там выиграет… Это огромный состав вопросов. И отдельный вопрос - что они реально смогут сделать. Посмотрим.
ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ВСЕХ
- Интервью Путина вышло поздним вечером у нас, но когда был разгар рабочего дня в США. То есть это не для нас было?
- Это было для всех. Прошло наше внутреннее важное совещание по теме так называемых редкоземов. И поскольку они навязли у всех на зубах, благодаря Зеленскому и Трампу, должен быть комментарий. А дополнительные вопросы, наверное, Трампу будет полезно прочитать и послушать.
Была и сказана существенная вещь: содержательную часть украинского урегулирования мы с США даже еще и не приступали обсуждать. Это для тех, кто рассказывает, что «есть хитрый стратегический план», что «уже все предрешено». Да нет, работа предстоит большая. А наши Вооруженные силы продолжают менять ситуацию каждый день.
Важно сначала понять, что происходит, а потом уже как-то к этому вырабатывать отношение. Иначе это тебя заведет близко к смерти. Вопрос очень сложный, то и понимание его должно быть сложным. Так что спокойнее и не надо торопиться.
НЕ ГОНИТЕ, КОЛЕСА!
Чей подход лучше?
- Трамп влияет на политику громким заявлениями, а Путин - просто дает максимально серьезное и взвешенное интервью, где полностью объясняет позицию и интересы России. Два диаметрально противоположных способа.
- Президент что сказал: Трамп - новоизбранный старый президент, он имеет возможность говорить, что хочет. Он и говорит. У нас другой способ и, думаю, наш вернее, глубже и обоснованнее. Постоянная спешка Трампа указывает, что он понимает - ему надо очень спешить. У него цейтнот на самом деле. И президент России это хорошо понимает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Пускай требуют от кого-нибудь другого»: Путин жестко высказался об условиях Запада
Автор: Валентин АЛФИМОВ