Найти в Дзене
Хоум Сапиенс

Почему у Лады-"десятки" такой странный дизайн

"Десятое" семейство Лады, как это часто бывает, имеет и армию поклонников и ненавистников. Но и те, и другие примерно единодушны в отношении, так скажем, своеобразия внешнего вида. Отличается лишь степень эмоциональности оценок - от сдержанного снисхождения до откровенного уничижения в виде, например, прозвища "беременная антилопа". Тем самым острословы подметили дуализм внешнего облика: аэродинамические "обводы" кузова, по идее, должны были придать ему внешней стремительности и изящества, но почему-то получилось наоборот. А давайте попробуем рассмотреть почему. Ответ на самом деле лежит неглубоко, но как-то в специализированных и "косящих" под них публикациях он проигнорирован, что и побудило меня, не чуждого архитектуре, а значит где-то - и дизайну, немного "поспиноффить" на своём канале. Итак, публикации, посвященные истории создания "десятки" говорят, что работы над ней начались ещё в период разработки революционной для ВАЗа и всего отечественного автопрома "восьмёрки" (она же - "

Да, такая, и что?...
Да, такая, и что?...

"Десятое" семейство Лады, как это часто бывает, имеет и армию поклонников и ненавистников. Но и те, и другие примерно единодушны в отношении, так скажем, своеобразия внешнего вида. Отличается лишь степень эмоциональности оценок - от сдержанного снисхождения до откровенного уничижения в виде, например, прозвища "беременная антилопа". Тем самым острословы подметили дуализм внешнего облика: аэродинамические "обводы" кузова, по идее, должны были придать ему внешней стремительности и изящества, но почему-то получилось наоборот.

-2

А давайте попробуем рассмотреть почему. Ответ на самом деле лежит неглубоко, но как-то в специализированных и "косящих" под них публикациях он проигнорирован, что и побудило меня, не чуждого архитектуре, а значит где-то - и дизайну, немного "поспиноффить" на своём канале.

Итак, публикации, посвященные истории создания "десятки" говорят, что работы над ней начались ещё в период разработки революционной для ВАЗа и всего отечественного автопрома "восьмёрки" (она же - "Спутник"). Тогда будущая "десятка" рассматривалась прежде всего в качестве смены "Жигулям", должна была получить индекс 2112 (2110 предполагалось отдать седану на базе "Спутника") и задний привод.

Но к 1985 году стала очевидна окончательная победа переднего привода на машинах подобного класса, поэтому "классический" проект был закрыт в пользу переднеприводных автомобилей, которые должны были сформировать новое поколение ВАЗовских моделей на замену сразу и первому ("Жигули"), и второму ("Спутник"). При этом модели во всех кузовах (хэтчбек, универсал, седан) разрабатывались параллельно, но, уловив недоверие потребителя к трехдверному хетчбеку 2108, в серию первым решили запускать "консервативный" четырёхдверный седан. Одновременно с этим, разработчики седана на базе "Спутника" решили схитрить ради сокращения программы испытаний и выдали его за модификацию пятидверного хэтчбека - будущей "девятки", тем самым освободив индекс 2110 для седана III поколения.

Долгий путь "десятки" на конвейер принято списывать не только на "лихие 90-е", но и на "перестройку", начало которой совпало с началом целенаправленной разработки автомобиля. Хотя, если посмотреть - принципиально новые модели отечественного автопрома и до того "ползли" до производства примерно с такой же скоростью. Даже наоборот, как раз на первых этапах разработки "десятки" все шло довольно бодро. Неизвестно, насколько хорошо была проработана техническая начинка, но внешне первые прототипы выглядели очень цельно и закончено, и главное - гармонично.

-3

2110 "нулевой" серии, 1985 год (уже!)
2110 "нулевой" серии, 1985 год (уже!)

Не шедевральный, но очень современный для второй половины 80-х дизайн, актуальный как минимум до середины 90-х, а с фейслифтингом, пожалуй, и до начала 2000-х. По крайней мере, похожий Ford Escort четвертого поколения (1986 год), уверенно продержался в рестайлинговой версии до 2004 года.

Ещё мне "нулевая десятка" напоминает Nissan Sunny 7 (B13) рубежа 80-90-х, когда японская фирма довольно часто, и потому своевременно, меняя модели, наделяла их очень заурядным внешним видом. И это, пожалуй, было правильное направление развития внешнего облика "десятки".

Nissan Sunny
Nissan Sunny

Массовый советский автолюбитель ведь был не привередлив по части внешнего вида, а тем, кто всё-таки следил за мировыми тенденциями, похожесть на все сразу "иномарки", наоборот, скорее бы льстила. Да и бюджетному западному потребителю, который и покупал советские машины, тоже хотелось бы влиться в транспортный поток, не сообщая о своей бюджетности ни экстравагантным, ни тем более устаревшим дизайном.

Но тут у ВАЗовских дизайнеров, казалось бы нащупавших творческую удачу, что-то пошло не так...

Часто отмечается внешнее сходство серийной (и особенно - предсерийной) "десятки" с опытными моделями АЗЛК и ЗАЗ конца 80-х.

-7

-8

А я бы предложил оценить ещё один прототип конца 80-х - ГДРовский, который должен был прийти на смену безнадежно устаревшему ещё на старте производства "Трабанту"-601.

Trabant 601
Trabant 601

Обновить Trabant мечтали все 35 лет его нахождения на конвейере. Но нас же интересует конкретный "бумажный" проект 1988 года:

-11

Хм... меня одного терзают смутные сомнения? Что за удивительное совпадение вкусов автомобильных дизайнеров внутри соцлагеря? Ну, тесные контакты и обмен опытом между дизайнерами советских заводов ещё допустить можно, но "новый" Trabant был инициативной разработкой, о которой мало кто знал за пределами немецкого завода, и которая появилась даже раньше обнародования изображений советских прототипов. Мистика?

Для ответа на этот вопрос надо отмотать на 5...7 лет от описываемых событий и посмотреть, что возили ведущие автопроизводители на автошоу в виде концептов:

Citroen Xenia (1981)
Citroen Xenia (1981)
Saab Viking (1982)
Saab Viking (1982)
Citroën Eco 2000 (1984)
Citroën Eco 2000 (1984)
Volvo LCP 2000 (1983)
Volvo LCP 2000 (1983)

Nissan NX-21 (1984)
Nissan NX-21 (1984)
Ford Avant Garde (1981)
Ford Avant Garde (1981)
Ford Probe III (1981)
Ford Probe III (1981)
Ford Probe IV (1982)
Ford Probe IV (1982)

Subaru Estremo (1987)
Subaru Estremo (1987)

Opel Tech 1 (1981)
Opel Tech 1 (1981)
Opel Tech 1 (1981)
Opel Tech 1 (1981)

Индекс некоторых концептов (2000, 21) явно намекал, с прицелом на какие времена ведутся творческие поиски. И тут все то же, что у "десятки", точнее - у "десятки" ("Истры" и пр.) все то же самое, что у концептов начала 80-х: "заглаженные" грани в угоду аэродинамике; прикрытые задними арками колеса ради нее же; большая площадь остекления, иногда имитируемая наклейкой стекол на стойки кузова; бочкообразные минималистичные борта простых лекал, "ЗИЛовские" капоты, обусловленные желанием вписать все элементы в единую композиционную логику, заключающуюся в формировании нескольких горизонталей; в целом, несмотря на сильное "заглаживание" простые и легко читаемые объемы с минимумом декора... Также можно заметить поиск несколько иных гармоний в пропорциях.

И, вероятно, столкнувшись с традиционными и нетрадиционными "перестроечными" трудностями социалистической экономики, понимая, что серийный выпуск новой модели, изначально не блещущей технической новизной, начнется очень не скоро и наверняка будет пролонгироваться сверх меры, отчего машина рисковала стартовать на конвейере уже устаревшей, советские дизайнеры, не сговариваясь, решили сработать на опережение и хотя бы внешний вид сделать актуальным на начало и, дай бог, на значительную часть периода производства. А как узнать, что будет актуальным через 15+ лет? Посмотреть, что по этому поводу думают буржуи...

Только вот буржуйские концепт-кары - это примерно как т.н. "высокая мода". Нас периодически пугают скорой гибелью цивилизации, публикуя фотографии с подиумов с мужиками у которых из одежды только колготки и огромный бант - мол, куда катится мир, если нам предлагают такое носить. Правда публикуют уже лет 30 как, и все это время на полках магазинов мужской одежды почему-то оказываются не гигантские банты, а все те же майки, рубашки, джинсы да костюмы, а влияние банта обнаруживается в лучшем случае в рисунке принта. Также и концепт-кары - это не назначение будущего дизайна, а его "испытание" путем считывания реакции публики и собственных ощущений, которое не обязано быть успешным. И, похоже, публике, посещавшей автомобильные выставки в первой половине 80-х футуристичный дизайн не "зашёл". Или дизайнеры сами разглядели художественные недостатки своих экспериментов и некую "наивность" образов, или что еще повлияло... Как бы то ни было, но "посветив" на подиумах и в фантастических фильмах, уже во второй половине 80-х подобные концепты почти перестали встречаться, а передовой автопром на всех парах, заимствуя лишь часть тенденций, понёсся к "биодизайну" 90-х. Окончательно похоронил мечты начала восьмидесятых о внешности автомобилей начала 21 века Ford со своим Focusом (1998) и концепцией "New Edge", которую так или иначе переняли остальные производители.

Но ВАЗовцы в 1987 году об этом ещё не знали, а потому, почуяв неладное относительно перспектив производства своего детища, они начали лихорадочно целыми пластами резать лекальными лезвиями пластилиновые модели вполне удачных кузовов.

Что ещё было надо в 80-е?
Что ещё было надо в 80-е?

...ан, нет!
...ан, нет!

...а так?
...а так?

...шеф, за сотку до Альфы Центавра подбросишь?
...шеф, за сотку до Альфы Центавра подбросишь?

Теоретически, у создателей "десятки" было ещё несколько лет, чтобы заметить, что они свернули не туда. Время-то было, но это было время (начало 90-х) отчаянных попыток наладить производство с неясными перспективами по срокам. Тут хорошо бы имеющееся запустить - не до новых правок было. И по итогу с 1995 года из ворот производственного корпуса Волжского завода начали выезжать серийные автомобили, реализовавшие фактически тупиковую дизайнерскую концепцию, которая успела устареть, даже не побыв современной, к тому же грубовато отесанную "рацухами" конструкторов и производственников. Неудивительно, что результат многих, даже лояльных отечественному производителю граждан, поставил в тупик, из которого, как по мне, рестайлинг в виде "Приоры" не особо то вывел, хоть подчас и пишут обратное.

Таким образом, причины неоднозначного внешнего вида "десятки" лежат в том, что ВАЗовские дизайнеры, пытаясь обмануть время, по итогу просто перехитрили сами себя.

PS. Справедливости ради стоит сказать, что всё-таки в мире серийно выпускались автомобили, как будто выехавшие не из ворот заводов, а напрямую из дизайн-студий в начале 80-х, то есть "десятка" прям не была "выскочкой". Концепт Ford Probe III, показанный выше, скинув аэродинамический обвес, всего через год превратился в весьма популярный серийный Ford Sierra:

...правда без обвеса Sierra смотрелась смело для 1982 года, но уже не так футуристично,. А при рестайлинге 1987 года уже "Sierra" догоняла автомобильную моду.
...правда без обвеса Sierra смотрелась смело для 1982 года, но уже не так футуристично,. А при рестайлинге 1987 года уже "Sierra" догоняла автомобильную моду.

Honda HRV:

Любопытно, что многие считают HRV срисованной со скетчей ВАЗовских дизайнеров, которые они делали для новой "Нивы" как раз в конце 1980-х.
Любопытно, что многие считают HRV срисованной со скетчей ВАЗовских дизайнеров, которые они делали для новой "Нивы" как раз в конце 1980-х.

Pontiac Trans Sport:

... однако, Trans Sport оказался провальным, правда по причине низкой надежности
... однако, Trans Sport оказался провальным, правда по причине низкой надежности

Первое поколение Toyota Estima:

Наверное, пропорции минивэнов, лучше "работали" с подобным стилем
Наверное, пропорции минивэнов, лучше "работали" с подобным стилем

Но эти примеры одновременно говорят, что даже "стратегический" дизайнерский просчет не обязательно должен был быть фатальным