"Десятое" семейство Лады, как это часто бывает, имеет и армию поклонников и ненавистников. Но и те, и другие примерно единодушны в отношении, так скажем, своеобразия внешнего вида. Отличается лишь степень эмоциональности оценок - от сдержанного снисхождения до откровенного уничижения в виде, например, прозвища "беременная антилопа". Тем самым острословы подметили дуализм внешнего облика: аэродинамические "обводы" кузова, по идее, должны были придать ему внешней стремительности и изящества, но почему-то получилось наоборот.
А давайте попробуем рассмотреть почему. Ответ на самом деле лежит неглубоко, но как-то в специализированных и "косящих" под них публикациях он проигнорирован, что и побудило меня, не чуждого архитектуре, а значит где-то - и дизайну, немного "поспиноффить" на своём канале.
Итак, публикации, посвященные истории создания "десятки" говорят, что работы над ней начались ещё в период разработки революционной для ВАЗа и всего отечественного автопрома "восьмёрки" (она же - "Спутник"). Тогда будущая "десятка" рассматривалась прежде всего в качестве смены "Жигулям", должна была получить индекс 2112 (2110 предполагалось отдать седану на базе "Спутника") и задний привод.
Но к 1985 году стала очевидна окончательная победа переднего привода на машинах подобного класса, поэтому "классический" проект был закрыт в пользу переднеприводных автомобилей, которые должны были сформировать новое поколение ВАЗовских моделей на замену сразу и первому ("Жигули"), и второму ("Спутник"). При этом модели во всех кузовах (хэтчбек, универсал, седан) разрабатывались параллельно, но, уловив недоверие потребителя к трехдверному хетчбеку 2108, в серию первым решили запускать "консервативный" четырёхдверный седан. Одновременно с этим, разработчики седана на базе "Спутника" решили схитрить ради сокращения программы испытаний и выдали его за модификацию пятидверного хэтчбека - будущей "девятки", тем самым освободив индекс 2110 для седана III поколения.
Долгий путь "десятки" на конвейер принято списывать не только на "лихие 90-е", но и на "перестройку", начало которой совпало с началом целенаправленной разработки автомобиля. Хотя, если посмотреть - принципиально новые модели отечественного автопрома и до того "ползли" до производства примерно с такой же скоростью. Даже наоборот, как раз на первых этапах разработки "десятки" все шло довольно бодро. Неизвестно, насколько хорошо была проработана техническая начинка, но внешне первые прототипы выглядели очень цельно и закончено, и главное - гармонично.
Не шедевральный, но очень современный для второй половины 80-х дизайн, актуальный как минимум до середины 90-х, а с фейслифтингом, пожалуй, и до начала 2000-х. По крайней мере, похожий Ford Escort четвертого поколения (1986 год), уверенно продержался в рестайлинговой версии до 2004 года.
Ещё мне "нулевая десятка" напоминает Nissan Sunny 7 (B13) рубежа 80-90-х, когда японская фирма довольно часто, и потому своевременно, меняя модели, наделяла их очень заурядным внешним видом. И это, пожалуй, было правильное направление развития внешнего облика "десятки".
Массовый советский автолюбитель ведь был не привередлив по части внешнего вида, а тем, кто всё-таки следил за мировыми тенденциями, похожесть на все сразу "иномарки", наоборот, скорее бы льстила. Да и бюджетному западному потребителю, который и покупал советские машины, тоже хотелось бы влиться в транспортный поток, не сообщая о своей бюджетности ни экстравагантным, ни тем более устаревшим дизайном.
Но тут у ВАЗовских дизайнеров, казалось бы нащупавших творческую удачу, что-то пошло не так...
Часто отмечается внешнее сходство серийной (и особенно - предсерийной) "десятки" с опытными моделями АЗЛК и ЗАЗ конца 80-х.
А я бы предложил оценить ещё один прототип конца 80-х - ГДРовский, который должен был прийти на смену безнадежно устаревшему ещё на старте производства "Трабанту"-601.
Обновить Trabant мечтали все 35 лет его нахождения на конвейере. Но нас же интересует конкретный "бумажный" проект 1988 года:
Хм... меня одного терзают смутные сомнения? Что за удивительное совпадение вкусов автомобильных дизайнеров внутри соцлагеря? Ну, тесные контакты и обмен опытом между дизайнерами советских заводов ещё допустить можно, но "новый" Trabant был инициативной разработкой, о которой мало кто знал за пределами немецкого завода, и которая появилась даже раньше обнародования изображений советских прототипов. Мистика?
Для ответа на этот вопрос надо отмотать на 5...7 лет от описываемых событий и посмотреть, что возили ведущие автопроизводители на автошоу в виде концептов:
Индекс некоторых концептов (2000, 21) явно намекал, с прицелом на какие времена ведутся творческие поиски. И тут все то же, что у "десятки", точнее - у "десятки" ("Истры" и пр.) все то же самое, что у концептов начала 80-х: "заглаженные" грани в угоду аэродинамике; прикрытые задними арками колеса ради нее же; большая площадь остекления, иногда имитируемая наклейкой стекол на стойки кузова; бочкообразные минималистичные борта простых лекал, "ЗИЛовские" капоты, обусловленные желанием вписать все элементы в единую композиционную логику, заключающуюся в формировании нескольких горизонталей; в целом, несмотря на сильное "заглаживание" простые и легко читаемые объемы с минимумом декора... Также можно заметить поиск несколько иных гармоний в пропорциях.
И, вероятно, столкнувшись с традиционными и нетрадиционными "перестроечными" трудностями социалистической экономики, понимая, что серийный выпуск новой модели, изначально не блещущей технической новизной, начнется очень не скоро и наверняка будет пролонгироваться сверх меры, отчего машина рисковала стартовать на конвейере уже устаревшей, советские дизайнеры, не сговариваясь, решили сработать на опережение и хотя бы внешний вид сделать актуальным на начало и, дай бог, на значительную часть периода производства. А как узнать, что будет актуальным через 15+ лет? Посмотреть, что по этому поводу думают буржуи...
Только вот буржуйские концепт-кары - это примерно как т.н. "высокая мода". Нас периодически пугают скорой гибелью цивилизации, публикуя фотографии с подиумов с мужиками у которых из одежды только колготки и огромный бант - мол, куда катится мир, если нам предлагают такое носить. Правда публикуют уже лет 30 как, и все это время на полках магазинов мужской одежды почему-то оказываются не гигантские банты, а все те же майки, рубашки, джинсы да костюмы, а влияние банта обнаруживается в лучшем случае в рисунке принта. Также и концепт-кары - это не назначение будущего дизайна, а его "испытание" путем считывания реакции публики и собственных ощущений, которое не обязано быть успешным. И, похоже, публике, посещавшей автомобильные выставки в первой половине 80-х футуристичный дизайн не "зашёл". Или дизайнеры сами разглядели художественные недостатки своих экспериментов и некую "наивность" образов, или что еще повлияло... Как бы то ни было, но "посветив" на подиумах и в фантастических фильмах, уже во второй половине 80-х подобные концепты почти перестали встречаться, а передовой автопром на всех парах, заимствуя лишь часть тенденций, понёсся к "биодизайну" 90-х. Окончательно похоронил мечты начала восьмидесятых о внешности автомобилей начала 21 века Ford со своим Focusом (1998) и концепцией "New Edge", которую так или иначе переняли остальные производители.
Но ВАЗовцы в 1987 году об этом ещё не знали, а потому, почуяв неладное относительно перспектив производства своего детища, они начали лихорадочно целыми пластами резать лекальными лезвиями пластилиновые модели вполне удачных кузовов.
Теоретически, у создателей "десятки" было ещё несколько лет, чтобы заметить, что они свернули не туда. Время-то было, но это было время (начало 90-х) отчаянных попыток наладить производство с неясными перспективами по срокам. Тут хорошо бы имеющееся запустить - не до новых правок было. И по итогу с 1995 года из ворот производственного корпуса Волжского завода начали выезжать серийные автомобили, реализовавшие фактически тупиковую дизайнерскую концепцию, которая успела устареть, даже не побыв современной, к тому же грубовато отесанную "рацухами" конструкторов и производственников. Неудивительно, что результат многих, даже лояльных отечественному производителю граждан, поставил в тупик, из которого, как по мне, рестайлинг в виде "Приоры" не особо то вывел, хоть подчас и пишут обратное.
Таким образом, причины неоднозначного внешнего вида "десятки" лежат в том, что ВАЗовские дизайнеры, пытаясь обмануть время, по итогу просто перехитрили сами себя.
PS. Справедливости ради стоит сказать, что всё-таки в мире серийно выпускались автомобили, как будто выехавшие не из ворот заводов, а напрямую из дизайн-студий в начале 80-х, то есть "десятка" прям не была "выскочкой". Концепт Ford Probe III, показанный выше, скинув аэродинамический обвес, всего через год превратился в весьма популярный серийный Ford Sierra:
Honda HRV:
Pontiac Trans Sport:
Первое поколение Toyota Estima:
Но эти примеры одновременно говорят, что даже "стратегический" дизайнерский просчет не обязательно должен был быть фатальным