Найти в Дзене
booze_and_books

Моби Дик, или теомахия

Зовите его Измаил. Молодого школьного учителя, взявшего на вооружение отличный способ борьбы с ипохондрией - отправиться в плавание, записавшись матросом на какой-нибудь корабль. "Это заменяет мне пулю и пистолет." Поскольку Измаил живёт в 19-м веке в Новой Англии, ничего удивительного, что в этот раз он решает выбрать для своего исцеляющего трипа китобойное судно. Китобойный промысел поставлял такие важные продукты викторианского быта как китовый жир (шедший, например, на свечи и смазку для деталей машин), или китовый ус, использовавшийся как крепкие и гибкие волокна во всех тех случаях, где теперь мы использовали бы пластик (ну и для корсетов). Недооцененному величию китобойного промысла Измаил посвятил целую главу. Готовим коктейль Китовый жир (твист на Дарк и сторми) на основе рома, лучшего напитка для моряков с тех пор, как научились добывать сахар из тростника: в шейкере со льдом смешать 30 мл темного рома, 20 мл светлого, 20 мл лаймового сока, 10 мл имбирного сиропа, вылить в вы

Зовите его Измаил. Молодого школьного учителя, взявшего на вооружение отличный способ борьбы с ипохондрией - отправиться в плавание, записавшись матросом на какой-нибудь корабль. "Это заменяет мне пулю и пистолет."

Поскольку Измаил живёт в 19-м веке в Новой Англии, ничего удивительного, что в этот раз он решает выбрать для своего исцеляющего трипа китобойное судно. Китобойный промысел поставлял такие важные продукты викторианского быта как китовый жир (шедший, например, на свечи и смазку для деталей машин), или китовый ус, использовавшийся как крепкие и гибкие волокна во всех тех случаях, где теперь мы использовали бы пластик (ну и для корсетов). Недооцененному величию китобойного промысла Измаил посвятил целую главу.

Моби Дик и коктейль Китовый жир (по мотивам Dark&stormy)
Моби Дик и коктейль Китовый жир (по мотивам Dark&stormy)

Готовим коктейль Китовый жир (твист на Дарк и сторми) на основе рома, лучшего напитка для моряков с тех пор, как научились добывать сахар из тростника: в шейкере со льдом смешать 30 мл темного рома, 20 мл светлого, 20 мл лаймового сока, 10 мл имбирного сиропа, вылить в высокий стакан, наполненный льдом, и долить имбирным элем до верха.

Белого кита у нас не нашлось, но и Пекоду встречались не только белые киты
Белого кита у нас не нашлось, но и Пекоду встречались не только белые киты

Вообще, Измаил изумительный, дистиллированный, патентованный душнила. Гранд-душнила. С таким же непревзойденным чувством юмора. Читать историю о том, как ему не нашлось свободного номера в гостинице в Нантакете, и пришлось ночевать в одном номере и в одной кровати со свирепым дикарём с островов, как он этого не хотел и как надеялся выспаться на лавке на ресепшене, но там сквозило, то есть это место не было идеально расположено по отношению к источнику тепла зимой и к воздушным потокам летом, ну, вы поняли, это не было his spot...

Начало большой дружбы
Начало большой дружбы

И он в итоге пошел в номер, и они в итоге спали в одной кровати и подружились, потому что дикарь, Квикег, оказался отличный парень, хоть и принц людоедов, торгующий вялеными человечьими головами и татуированный как ящерица.

 "Несмотря на всю татуировку, это был в общем чистый, симпатичный каннибал."
"Несмотря на всю татуировку, это был в общем чистый, симпатичный каннибал."

Не менее увлекательно и подробно описан найм друзей на китобойное судно Пекод, потерявшее рядом с японскими островами три мачты и ногу капитана. Капитана Ахава. О, это интересный персонаж, один из тех, на ком держится вся романтическая литература. Одержимый местью. Местью кашалоту, которого он со своей командой хотел убить ради свечек и смазки, а тот взял да и откусил ему ногу, негодное животное. И вот на это исчадие ада охотится теперь Ахав.

"Белый Кит для меня – это стена, воздвигнутая прямо передо мною."
"Белый Кит для меня – это стена, воздвигнутая прямо передо мною."

Казалось бы, как найти обычного кашалота в мировом океане?

Если Мандельштам заснул над списком кораблей в Илиаде, то всякий читающий Моби Дика рискует не меньшим, добравшись до главы Цетология с перечнем китов)

Но кит Ахава не обычный. Во-первых, он белый. Во-вторых, морда его перекошена. В-третьих, в нем застряло множество обломков гарпунов (!) По причине исключительно дьявольской своей сущности этот кит не любит людей. И у этого морского дьявола, или бога, кому как, есть имя. Его зовут Моби Дик. Если послушать проповедь отца Мэплза в Нантакете, который очень художественно пересказывает историю об Ионе и ките, то кит это всё-таки бог. В любом случае, этот кит был притчей во языцех, воплощением непреодолимых сил природы. Он был всюду и всегда выживал. Идеальный убийца, больше, чем тот, кто в Цетологии определен под этим именем. С другой стороны, если уж говорить об убийцах, "имя этого кита не может не вызвать протеста своей неопределенностью. Ибо все мы, и на суше, и на море, убийцы, включая бонапартов и акул." Достойная схватка двух идеальных убийц - человека и кашалота.

Когда Старбек возражает Ахаву, что мстить бессловесной твари за ее инстинктивную жестокость это богохульство, Ахав возражает: "Все видимые предметы – только картонные маски. Но в каждом явлении – в живых поступках, в открытых делах – проглядывают сквозь бессмысленную маску неведомые черты какого-то разумного начала. И если ты должен разить, рази через эту маску! Как иначе может узник выбраться на волю, если не прорвавшись сквозь стены своей темницы? Белый Кит для меня – это стена, воздвигнутая прямо передо мною."

Я открыта для дискуссии, но для меня это звучит как заявка на битву с богом, с его замыслом, с его планом для человека вообще или, как минимум, для Ахава.

Впрочем, у Измаила другая точка зрения на причину ужаса и ненависти, которые вызывает в людях белый кит: "все дело тут в том, что белизна в сущности не цвет, а видимое отсутствие всякого цвета, и оттого так немы и одновременно многозначительны для нас широкие заснеженные пространства – всецветная бесцветность безбожия, которое не по силам человеку? Если же мы припомним другую теорию натурфилософов, согласно которой все земные краски, все разноцветные эмблемы и гербы величия и красоты, нежные тона небес и кущ на закате и позлащенный бархат бабочек, и пушистые, как бабочки, щеки юных девушек – все это лишь изощренный обман, свойства, не присущие явлениям, а нанесенные на них извне; и, стало быть, вся наша обожествленная Природа намалевана, как последняя потаскушка, чьи соблазны скрывают под собой лишь могильный склеп; если мы припомним вслед за этим, что само таинственное косметическое средство, которое дает природе все ее тона и оттенки – сам по себе свет в его великой сущности неизменно остается белым и бесцветным и что, падая на материю не через посредство посторонних сил, а прямо, он все предметы, даже тюльпаны и розы, окрасил бы своим собственным несуществующим цветом – если представить себе все это, то мир раскинется перед нами прокаженным паралитиком; и подобно упрямым путешественникам по Лапландии, которые отказываются надеть цветные очки, жалкий безбожник ослепнет при виде величественного белого покрова, затянувшего все вокруг него." Иными словами, как цвет - это особенность нашего восприятия света, так и разумное начало за той картонной маской реальности - это лишь особенность нашего восприятия жизни. Нам тяжело воспринять мир бессмысленным в той же степени, что и бесцветным.

Возможно, эти точки зрения не так уж противоположны, потому что безликая и безразличная природа проявляет себя так же, как непостижимый и безразличный бог.

Схватка века между левиафаном и человеком, в правом углу ринга одноногий одержимый Ахав, в левом белый кит, повсеместный и неубиваемый, инкрустированный всеми ранами, какие только способны время и человек нанести ему
Схватка века между левиафаном и человеком, в правом углу ринга одноногий одержимый Ахав, в левом белый кит, повсеместный и неубиваемый, инкрустированный всеми ранами, какие только способны время и человек нанести ему

С кем борется тогда Ахав как не с самим собой, ведь чем он в таком случае отличается от белого кита? Такая же временная складка бытия на материи реальности. Круги на воде.

Неопределенность положения кита в метафизической картине мира подчеркивается постоянным сравнением его и его частей с различными философами.Причем Мелвилл, столь расположенный к философствованию сам, явно не расположен к чужим философским системам и не теряет возможности уколоть соперников:

"Если прежде «Пекод» круто кренился в сторону кашалотовой головы, то теперь с другой головой в виде противовеса он снова выровнял осадку; хотя и сейчас, как вы легко себе представите, приходилось ему довольно тяжко. Так, если вы подвесите с одного борта голову Локка, вас сразу на одну сторону и перетянет, но подвесьте с другого борта голову Канта – и вы снова выровняетесь, хоть вам и будет изрядно тяжело. Некоторые умы так всю жизнь и балансируют. Эх, глупцы, глупцы, да вышвырните вы за борт это двуглавое бремя, то-то легко и просто будет вам плыть своим курсом."

"Можно припомнить один только конец еще слаще этого – восхитительную смерть некоего бортника из Огайо, который искал мед в дупле и нашел там его такое море разливанное, что, перегнувшись, сам туда свалился и умер, затянутый медвяной трясиной и медом же набальзамированный. А сколько народу завязло вот таким же образом в медовых сотах Платона и обрело в них свою сладкую смерть?"

То, что пропагандирует Мелвилл, можно назвать пантеизмом, он сам так и называет пару раз, и он чувствуется во всех размышлениях Измаила, просачиваясь через его горький сарказм. Вот мы наблюдаем за смертью старого кашалота, и нет для автора здесь разницы между человеком, кораблем или китом, все это проявления общего духа, столь безжалостные друг к другу, словно во сне перетягивающие одеяло бытия на себя: "Но не было жалости для него. Пусть он стар, пусть однорук, пусть слеп – все равно он должен умереть, все равно он будет зарезан, чтобы было чем освещать веселые свадебные пиршества и прочие увеселения человека, а также чтобы лить свет во храмах, где проповедуют безоговорочный мир между всем живущим."

-7

Квикег в этом чудесном пантеоне выступает олицетворением человека. Не только потому, что он смел и силен, и сам решает, когда умирать.

Квикег сгорел на работе и попросил плотника сделать себе гроб в виде челна, чтобы труп его не жрали акулы
Квикег сгорел на работе и попросил плотника сделать себе гроб в виде челна, чтобы труп его не жрали акулы

Ему свойственна особая "дикарская" мудрость, он как одно из воплощений пантеистского представления Мелвилла об общей душе всего мира. А татуировки, которыми он покрыт, были нанесены рукой умершего пророка, "который в иероглифических знаках записал у Квикега на теле всю космогоническую теорию вместе с мистическим трактатом об искусстве познания истины; так что и собственная особа Квикега была неразрешенной загадкой, чудесной книгой в одном томе, тайны которой даже сам он не умел разгадать".

Что такое люди как не неразрешимые загадки, на время встречающиеся друг с другом как встречается Пекод в мировом океане с другими кораблями, а затем отправляющиеся - каждый навстречу своей судьбе, в конечном итоге пересекая границу моря и неба.

Это история во всех смыслах изумительная, интересная, смешная, трогательная как ее рассказчик. Глубокая и эпичная одновременно, как сам океан.

В качестве дополнительных материалов мне бы хотелось сопроводить ее начиткой на английском, организованной Филипом Хором, автором книги Левиафан, или кит

Moby Dick Big Read

Для каждой главы свой чтец. Например, Стивен Фрай читает главу, в которой Измаил и Квикег побратались после того, как разделили кровать, а Хью Фернли Виттингстол читает про употребление кита в пищу (кто не смотрел его прекрасные шоу про еду и фермерство, очень рекомендую).

Также я случайно набрела на прекрасную авторскую песню про Квикега и его гроб, вдохновленную, очевидно, саундтреком Нила Янга к Мертвецу. Кажется, все просмотры у этого видео мои, оно меня просто загипнотизировало)

https://vkvideo.ru/video-160234054_456239032

Карта путешествия Пекода американского художника Эверетта Генри, созданная в 1956 году, оригинал хранится в Библиотеке Конгресса США. Если опасаетесь спойлеров, то особенно внимательно лучше не рассматривать)
Карта путешествия Пекода американского художника Эверетта Генри, созданная в 1956 году, оригинал хранится в Библиотеке Конгресса США. Если опасаетесь спойлеров, то особенно внимательно лучше не рассматривать)

...