Найти в Дзене
Мороженые сказки

Сожженая богиня: кого сжигали на масленичном огне наши далекие предки?

Многие считают блины главным символом русской масленицы: ведь ни один праздник не обходится без этого румяного и невероятно вкусного кушанья с самыми разнообразными начинками. Однако посмею вас разочаровать, вовсе нет. Главным героем и главным символом русской масленицы является сжигаемое на костре соломенное чучело, а все остальное лишь сопутствующие этому сакральному действу атрибуты. Хотя винить народ в незнании этой архаической традиции все же не стоит: за века гонений на наш родной исконно русский праздник и превращения его в последнее время чисто в светское и развлекательное мероприятие ответственны вверху стоящие и конечно же Русская православная церковь. Однако, я приоткрою завесу над этой тайной и расскажу как было это на самом деле у наших далеких предков. До славян В период раннего средневековья (до прихода на восточно- европейскую равнину переселенцев славян в V-VIII веках) эти территории были заселены племенами в основном финно-угорских охотников собирателей, чей быт

Многие считают блины главным символом русской масленицы: ведь ни один праздник не обходится без этого румяного и невероятно вкусного кушанья с самыми разнообразными начинками. Однако посмею вас разочаровать, вовсе нет. Главным героем и главным символом русской масленицы является сжигаемое на костре соломенное чучело, а все остальное лишь сопутствующие этому сакральному действу атрибуты.

Сегодня, к сожалению, масленица практически полностью утратила первоначальные смыслы, став просто развлечением. Фото из сети
Сегодня, к сожалению, масленица практически полностью утратила первоначальные смыслы, став просто развлечением. Фото из сети

Хотя винить народ в незнании этой архаической традиции все же не стоит: за века гонений на наш родной исконно русский праздник и превращения его в последнее время чисто в светское и развлекательное мероприятие ответственны вверху стоящие и конечно же Русская православная церковь. Однако, я приоткрою завесу над этой тайной и расскажу как было это на самом деле у наших далеких предков.

До славян

В период раннего средневековья (до прихода на восточно- европейскую равнину переселенцев славян в V-VIII веках) эти территории были заселены племенами в основном финно-угорских охотников собирателей, чей быт разительно отличался от славянских племен, предпочитающих охоте земледелие. Однако и им были свойственны сезонные праздники, отмечающие главные вехи календарного года.

Одним из самых главных таких праздников были проводы зимы и встреча-приглашение (закличка) весны Комоедица. Так как аборигены восточной Европы в основном были племенами охотников, жившими за счет леса и в его непосредственной близости, логично, что они воздавали почести своим лесным богам, главную роль из которых играл медведь, хозяин леса, несколько позже ассимилировавшийся с образом могучего славянского бога ВеЛЕСа.

Тема Машеньки и медведя была изначально вовсе не безобидной. Фото из сети
Тема Машеньки и медведя была изначально вовсе не безобидной. Фото из сети

Жертвоприношение блинами практиковали первоначально им, о чем сохранились фольклорные отзвуки: вроде «Первый блин – Комам», как в древности называли медведей. Этот обряд оставления на пеньке подле берлоги спящего медведя ритуальной выпечки явление уже символичное и второстепенное, ибо сколько голодному мишке нужно скушать выпечки, чтобы наесться после долгой зимы🥶?

Изначально подношения были гораздо объемнее и сытнее: несомненно, что первоначально это были кровавые человеческие жертвы, вроде молодых девушек, которых охотно пускали в расход в голодное весенне-зимнее время. Впрочем, не вижу необходимости на этом сегодня останавливаться, так как уже подробно об этом не раз рассказывала.

Сожженная богиня древних славян

Славяне, заселив постепенно почти всю территорию Восточной Европы, пришлю со своим пантеоном богов и верований несколько более гуманных, нежели у дикарей охотников. Одним из ключевых, Помимо громовержца Перуна, упомянутого Велеса, рукодельного Сварога, домовитой Мокоши были и боги времен года. Одной из самых могучих считалась прекрасная и холодная Морана – Морена – богиня зимы, холода и смерти, царившая в нави полгода, полгода выходившая в Явь править бал.

Морана жесткая и холодная богиня древних славян, богиня справедливости, подземного мира, холода и тьмы. Смерти тоже
Морана жесткая и холодная богиня древних славян, богиня справедливости, подземного мира, холода и тьмы. Смерти тоже

Именно тогда, по поверьям наших далеких предков, наступало зима, в сознании древних напрямую связанная с покоем, глубоким (вечным) сном и смертью.

Наши предки любили всевозможные персонификации своих больших и малых богов на земле. Отсюда и всевозможные чуры, повсеместные капища, божки и идолы, расставленные по свидетельствам современников у древних славян в изобилии повсюду. Несомненно, что и такая могучая богиня как Марена, не могла быть обделена вниманием людей.

Зимой лепили снежных баб в ее честь, загадывая им сокровенные желания, чтоб исполнились при таянии (заметьте, что на Руси это именно снежная баба, снеговик он с запада), а с приближением весеннего равноденствия (ведь Масленица это перенесенный РПЦ именно этот языческий праздник) ее сооружали из соломы, дабы потом сжечь как символ зимы, отправив обратно в Навь на полгода. Этим действом показывали, что ее время истекло, пора уходить, освобождая место молодому богу весны, страсти и солнца Яриле. Языческую Масленицу - Комоедицу наши предки приравнивали к Новому году, так как весна по их мнению была началом новой жизни, связанной с теплом и силой надвигающейся весны. Недаром, вплоть до конца XV века Новый год на Руси праздновался несмотря на запрет Масленицы – Комоедицы церковью – 1 марта.

Похороны и сожжение ритуального чучела Морены были кульминацией древнего праздника Комоедицы – древнеславянского Нового года, о чем сохранилось немало фольклорных отзвуков, найденных исследователями в XIX-XX веках по отдаленным деревенькам нашей необъятной (Владимир Пропп «Русские аграрные праздники»). Но об этом далее.

Как делали чучело Морены-Масленицы?

Создание чучела Морены, символизирующего уходящую зиму и предлагаемого к сожжению, считалось сакральным действом. Его делали в первый понедельник масленичной недели. Для этого подходила не всякая солома. Обычно основу составлял первый сноп предыдущего сенокоса, который состоял из снопиков, собираемых со всей дворов деревни.

Основу для чучела богини всегда составляла солома: символ ветхости, дряхлости зимы
Основу для чучела богини всегда составляла солома: символ ветхости, дряхлости зимы

При этом подчеркивалась важность вклада каждого двора. Затем чучело наряжали в одежды, так же собранные со всей деревни. На Морену-Масленицу надевали старое не нужное тряпье, которое символизировало ее старость и немощность перед лицом идущей весны и жаркого солнца. Считалось, что избавление от ненужной старой одежды принесет в дом обновление и достаток.

Зачастую, чучело из мягких природных материалов имело основу из жердей. Обычно для этих целей использовали березу. Сено, как и старые одежды символизировало ветхость, береза – оберег (славянские богини Берегини, по поверьям наших предков, принимали образ именно этого дерева, да и слова – оберег-беречь-береза являлись в древности родственными). Так же на чучеле каждая стремилась завязать свою ленточку. Делая это, женщины загадывали свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть вместе с Масленицей на ритуальном костре.

Так же кукле Морены-масленицы в обязательном порядке рисовали лицо: глаза (в первую очередь, чтобы она видела происходящее), нос (не обязательно) и рот. Лицо ей рисовали углем или сажей. Запрет на изображение человеческого лица пришел уже со стороны православной церкви, которая видела в этом аналог человеческого жертвоприношения и богохульства и поэтому запрещала такое.

Помимо общедеревенской Морены-Масленицы, в каждом доме делали своих маленьких соломенных куколок, которых бросали в общий костер с загадыванием желания или оставляли как оберег до следующего года
Помимо общедеревенской Морены-Масленицы, в каждом доме делали своих маленьких соломенных куколок, которых бросали в общий костер с загадыванием желания или оставляли как оберег до следующего года

Из очесов льна Морене-масленице плели косу и повязывали на голову платок. В руку часто давали различные предметы, например, сковородку или половник. Размером Масленицу делали в рост человека или чуть выше.

Помимо большой куклы Масленицы, собираемой всей деревней, часто делали своих маленьких куколок (из соломы, лыка, камыша). Чаще всего их оставляли до следующего года, ставя в красный угол или у окна как оберег. Иногда их дарили в качестве защиты молодым, если в семье кто-то выходил замуж/женился. Но чаще через год такие куколки-обережницы бросались в общий масленичный костер вместе с запиской или просто приговором на избавление от невзгод, болезней и неудач.

P.S. Данный материал подготовлен в рамках масленичного конкурса, проводимого Дзеном.

Участвую в подобном мероприятии первый раз! Пожелайте, пожалуйста, мне удачи 🍀

Обняла и убежала!

Всегда ваша Морозова❤️‍🩹

Мои проекты:

Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям

Отмороженные истории | Дзен

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja