Введение композитора
Имя чешского композитора Леоша Яначека из года в год все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом мы видим одно из важнейших проявлений праведного суда истории. Яначеку было за пятьдесят, когда в моравской глубинке Австро-Венгерской империи Габсбургов он от надежды перешел к отчаянию и в очередной раз перелистал свои партитуры. Он мечтал о не сбывшемся счастье услышать их в реальном, а не воображаемом звучании.
Детство композитора
Композитор родился 3 августа 1854 года в маленькой моравской горной деревушке Хуквальды, в стране дремучих лесов и старинных замков. Он был девятым из четырнадцати детей учителя гимназии. Его отец преподавал музыку, был скрипачом, церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Его мать также обладала замечательными музыкальными способностями и знаниями. Она играла на гитаре, хорошо пела и после смерти мужа играла на органе в местной церкви. Детство будущего композитора было бедным, но здоровым и счастливым. Близость к природе, уважение и любовь к моравским крестьянам, заложенные в нем с ранних лет, остались с ним навсегда.
Леош жил под родительским кровом до 11 лет. Его музыкальные способности и звучное пение решили, куда отдать ребенка. Отец отвез его в Брно к Павелу Кшижковскому, моравскому композитору и собирателю фольклора. Леош был принят в церковный хор августинского монастыря в Старобрненске. Хористы жили в монастыре за счет населения, посещали государственную школу и проходили музыкальные дисциплины под руководством строгих монахов-наставников. Сам Кржижковский учился композиции у Леоша.
Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли отражение во многих произведениях Яначека (кантаты «Амарус» и «Вечное Евангелие», секстет «Юность», фортепианные циклы «Во тьме» и «По заросшей тропе» и др.) Атмосфера староморавской культуры, которая реализовалась в те годы, воплотилась в одном из шедевров композитора - Глаголической мессе (1926).
Здесь, в центре Моравии, в городе Брно, Яначек также начал свой творческий путь после окончания педагогического училища: он стал учителем и продолжил традиции своего деда, отца и матери. В 1873-1876 годах Яначек стал хормейстером хорового общества ремесленников «Сватоплук». Мечты о дальнейшем музыкальном образовании оставались мечтами на протяжении
многих лет. Только в 1878 году он пробился в мир «большой музыки» в Лейпциге и Вене. До этого он за один год закончил двухлетнее обучение в Пражской органной школе. В своем воображении он видел себя в Петербурге в классе Антона Рубинштейна. Однако в реальности он постигал секреты «композиторской кухни» в немецких консерваториях.
Но в главном деле своей жизни - творчестве - у него не было по-настоящему великого проводника. Все, чего он добился, было достигнуто не благодаря школе и опытным советчикам, а совершенно самостоятельно, путем кропотливых поисков, иногда методом проб и ошибок.
С конца 1870-х годов Яначек возглавлял Моравское хоровое общество. В 1881 году он основал органную школу в Брно. Он был ее бессменным директором около сорока лет и готовил не только органистов, но и музыкантов более широкого профиля - дирижеров, регентов и композиторов. Консерватория выросла на базе Школы Яначека в 1919 году и была преобразована в Академию искусств имени Яначека в 1947 году.
Огромная нагрузка могла только помешать творческому процессу, но не убить потребность создавать музыку. Яначек был прирожденным композитором.
Долгие годы композитор трудился и боролся в провинциальной безвестности. Пражская профессиональная среда долгое время не признавала его; только Дворжак ценил и любил своего младшего коллегу. В то же время поздне-романтическое искусство, утвердившееся в столице, было чуждо моравскому мастеру, который опирался на народное творчество и интонации живого звучного языка. С 1886 года композитор каждое лето проводил в фольклорных экспедициях с этнографом Ф. Бартошем. Он опубликовал множество записей моравских народных песен и создал их концертные обработки, как для хора, так и для соло. Наибольший успех принесла ему симфония «Лашские танцы» (1889). Тогда же был опубликован знаменитый сборник народных песен (более 2000) с предисловием Яначека «О музыкальной стороне моравских народных песен», ставший сегодня классикой фольклора. Оперные попытки Яначека были более сложными.
Первые творческие произведения Яначека
Сюжет его первой оперы «Шарка» основан на народных легендах о чешских женщинах-воительницах, сохраняющих матриархальные обычаи, унаследованные от принцессы Либуше, первой женщины-правительницы Чехии. Šarka выдержана в традициях романтической оперы с ее эмоциональными преувеличениями и обилием хоровых и ансамблевых эпизодов и целиком основана на мелодической основе чешского фольклора. К сожалению, «Шарка» стоит в начале списка произведений Яначека, которые были заперты в его кабинете на десятилетия.
Другие творческие произведения Янчека
Затем Яначек написал этнографический балет «Ракош Ракочи» (1890) и оперу «Начало романа» (1891), в которых широко цитируются народные песни и танцы. Балет даже был показан во время Этнографической выставки в Праге в 1895 году. Эти произведения стали промежуточным этапом в творчестве Яначека. Композитор находился на пути к большому, настоящему искусству. Им двигало желание сопоставить абстракцию и жизненную силу, древность и современность, вымышленные легенды и конкретную народную жизнь, обобщенные героические символы и простых людей с горячей человеческой кровью.
Этого удалось достичь только в третьей опере «Йенуфа» (по драме Г. Прейссова, 1894-1903) «Йенуфа», или «Ее падчерица», - социальная драма. Она остро написана и страстно обличает зло. Но Прейсова не скупится на натуралистические детали в изображении повседневной жизни; раскрывая мир мыслей героев, Яначек проникает в творчество Прейсовой и создает выразительное либретто с четкой драматургической структурой.
Композитор убежденно следовал основной идее - избегать сентиментальности и мелодраматизма в своей музыке. Овладевший секретами мелодического письма, он легко мог бы наполнить музыку «сладким звуком», создать, по выражению Даргомыжского, «мелодии, льстящие слуху». Именно этого он и избежал
Из-под пера неизвестного композитора, к тому же порвавшего с привычными нормами «оперы» и обратившегося к резкой манере письма, вышло произведение большой социальной обличительной и одновременно большой художественной силы, произведение новаторское в прямом смысле этого слова. Поэтому оно произвело негативное впечатление на благодушное и либеральное руководство пражского театра, которое в результате отвергло Енуфу. Потребовалось 13 лет, чтобы великолепное произведение, которое сегодня исполняется в театрах всего мира, наконец вышло на столичную сцену. Опера имела оглушительный успех в Праге в 1916 году и в Вене в 1918 году, открыв неизвестному 64-летнему моравскому мастеру путь к международной славе.
В период творческой катастрофы Яначек пережил самый жестокий удар судьбы - смерть дочери, девушки редкой красоты и духовного достоинства. До этого Яначек потерял любимого сына. У детей были русские или, как говорил Яначек, «пушкинские имена» - Ольга и Владимир. Только непреодолимая воля к жизни, к творчеству, к участию в борьбе за национальное освобождение Чехии от габсбургского орла не позволила талантливому музыканту склонить голову и поддаться отчаянию. Отголоски событий этих мрачных лет можно услышать в фортепианном цикле «На заросшей тропе».
В начале ХХ века социально-критические тенденции Яначека проявились со всей очевидностью. Композитор пишет фортепианную сонату «С улицы» и датирует ее 1 октября 1905 года, когда австрийские солдаты разогнали молодежную демонстрацию в Брно, а затем трагические хоры на стихи поэта рабочего класса Петра Безруча - «Кантор Гальфар», «Маричка Магдонова» и «70 000» (1906). Особенно драматичен хор «Маричка Магдонова» о погибшей, но не покорившейся девушке, который всегда вызывал бурную реакцию публики. Когда после исполнения этого произведения композитору сказали: «Это настоящий социалистический митинг! - он ответил: «Именно этого я и хотел». Первые наброски великолепной симфонической рапсодии «Тарас Бульба», которую композитор закончил в разгар Первой мировой войны, когда австро-венгерское правительство гнало чешских солдат на борьбу с русскими.
Последнее десятилетие жизни и творчества композитора (1918-1928) можно охарактеризовать как лирико-философское: он создает самую лирическую из своих опер «Катя Кабанова» (по мотивам «Грозы» Островского, 1921), поэтико-философскую сказку для взрослых «Приключения Лиса-трикстера» (по мотивам повести Р. Тесноглидека), а также оперы «Средство Макропулоса» (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925) и «Из мертвого дома» (1924). Тесноглидек, 1924), а также оперы «Средство Макропулоса» (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925) и «Из мертвого дома» (по роману Ф. Достоевского «Записки из мертвого дома», 1928).
В «Кате Кабановой» мрачное царство Кабанихи и Дикого осталось неизменным, хотя многие бытовые детали в оперу не вошли. Композитор сохранил мрачный фон царства жестокости и тьмы и покрыл его пленительным образом Катерины. Основную мелодию он переложил на флейту с ее чистым, пасторальным тембром. Великий монолог Катерины и две сцены с Борисом можно причислить к лучшим страницам оперной поэзии нашего века.
Интересно, что две завершенные и две незавершенные оперы Яначека имеют непосредственное отношение к русской литературе. Первые две - «Катя Кабанова» (по «Буре» Островского) и «Из дома мертвых» (по Достоевскому), вторые две - «Анна Каренина» и «Живой труп». Неудивительно, что Леош Яначек обращается к русской литературе. Это выражение его любви к России, русской культуре и русскому языку, который он выучил. Леош Яначек дважды ездил в Россию, с удовольствием слушал музыку русского языка и наслаждался мелодичными потоками русского хорового пения. Музыка Глинки, Даргомыжского, «ямщиков» и Чайковского постоянно подпитывала творческое воображение композитора.
В то же плодотворное десятилетие он создал великолепную Глаголическую мессу, два оригинальных вокальных цикла («Дневник исчезнувшего» и «Прибаутки»), замечательный хор «Безумный бродяга» (поэма Р. Тагора) и Симфониетту для духового оркестра. Симфониетта, которая длится около 25 минут, стала самым популярным произведением Яначека в репертуаре большинства оркестров мира.
Жизнь Яначека за границей
Последние десять лет жизни Яначек провел в Праге, куда переехал в 1918 году, чтобы занять должность профессора в консерватории. До конца своих дней, скончавшись 12 августа 1928 года, Яначек не выпускал из рук пера и оставался человеком, который, по словам Б. В. Асафьева. В. Асафьева, «до самой смерти удалось быть в числе молодых».
Как умер чешский композитор
Смерть Яначека была неожиданной: во время летнего отпуска в Хуквальдах он простудился и умер от пневмонии. Его похоронили в Брно. В соборе Старобрженского монастыря, где он учился в детстве и пел в хоре, собралась взволнованная толпа. Казалось немыслимым, что он, над которым, казалось, не властны годы и недуги старости, ушел из жизни. Его современники не понимали, что Яначек был одним из основоположников музыкальной мысли и музыкальной психологии в XX веке. Яначек был одним из основоположников музыки XX века. Его язык с сильным местным акцентом казался эстетам слишком грубым, а оригинальные творения, философские взгляды и теоретические рассуждения истинного новатора воспринимались как диковинка. При жизни он приобрел репутацию чужака, примитива, местного фольклориста. Только новый опыт современного человека в конце века открыл нам глаза на личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к его творчеству. Теперь уже не нужно смягчать прямоту его мировоззрения, не нужно шлифовать остроту звучания его аккордов. Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма и бережного отношения к законам природы.