Когда мы встречаем красивое слово «авионика» — сразу понятно, о чём идёт речь. Но давайте всё же уточним его значение: авионика — это электронное оборудование, специально разработанное для использовании в авиации. Об этом нам говорит и происхождение этого слова: сочетание терминов «авиация» и «электроника». Считается, что термин «авионика» придумал американский исследователь и журналист Филип Дж. Класс ещё в 1949 году.
Чтобы управлять полётом современного авиалайнера, требуется просто огромное количество электронных систем и оборудования: системы управления полётом, навигация и связь, системы управления двигателем и подачи топлива, метеорологические радары и системы освещения. Список соответствующего оборудования, установленного на борту самолёта, очень и очень длинный.
Невозможно представить современный самолёт без системы оповещения о движении и предотвращения столкновений. Эта система обнаруживает другие самолёты и предупреждает пилотов. Она же предупреждает о близости земли. Метеорологические системы предупреждают об осадках по маршруту следования и о турбулентности. Это даёт возможность пилотам скорректировать высоту полёта, чтобы сделать его более безопасным. Автопилот уже давно стал стандартным оборудованием в управлении полётом авиалайнера. В общем, значение авионики в современной авиации переоценить невозможно.
К наиболее значимым компаниям в области авионики относятся:
- General Electric (CША)
- Honeywell International (США)
- BAE Systems (Великобритания)
- Collins Aerospace (США)
- Thales (Франция)
Неудивительно, что в американских «Боингах» установлено огромное количество систем авионики производства General Electric, а в европейских «Эрбасах» — производства Thales. Кстати, системы французской Thales использовались и в российском самолёте SJ-100. Однако в импортозамещённой версии нашего самолёта на смену французской авионике пришла российская: концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящий в госкорпорацию «Ростех», разработал собственные системы как для авиалайнера «Сухой Суперджет 100», так и для нашего перспективного среднемагистрального самолёта МС-21.
В качестве примера решений, предлагаемых КРЭТ, можно привести БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование), разработанное для МС-21:
- Вычислительная платформа КСУ (комплексной системы управления)
- Пульт управления САУ (системой автоматического управления)
- Многофункциональный пульт управления
- Пульт управления индикацией
- Модуль воздушных данных
- Различные МФПО (модули функционального программного обеспечения)
- Бортовой сервер данных
Важно отметить, что значительная часть электронных компонентов, использующихся в отечественной авиации, производятся в России, и прежде всего предприятиями, входящими в группу «Элемент», ведущего российского производственного холдинга в области микроэлектроники. Так что российские силовые транзисторы, микросхемы памяти и микроконтроллеры сейчас вовсю устанавливаются в электронные системы современных российских самолётов, в том числе SJ-100 и МС-21. В случае заказов передовых российских авиалайнеров авиакомпаниями дружественных нам стран, отечественные системы авионики также имеют хороший шанс получить международное признание.