Невозможно точно определить единственную сферу интересов и деятельности этого человека. Николай Константинович был художником, сценографом, мыслителем, писателем, поэтом, путешественником, археологом, общественным деятелем.
В течение жизни он создал около 7000 картин и примерно 30 томов литературных трудов, включая один поэтический. Он учился параллельно на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета и в Императорской Академии художеств, был председателем объединения “Мир искусства”, создал и инициировал рассмотрение Пакта Рериха, стал основоположников религиозно-философского учения вместе со своей женой Еленой Ивановной. Размах деятельности действительно впечатляет!
Детские годы
Николай Рерих был старшим сыном известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. Частыми гостями в их доме были: правовед К.Д. Кавелин, ученый Д.И. Менделеев, видный агроном А.В. Советов, профессора-монголоведы К.Ф. Голстунский и А.М. Позднеев. Еще в детстве будущего путешественника увлекали рассказы последних о путешествиях в далекую и неизведанную, дикую и экзотическую Монголию.
«Большое событие! Я в мастерской Куинджи».
В 1895 году молодой Николай Константинович мечтал попасть на курс И.Е. Репина в Академии художеств, но набор уже был закрыт. Конечно, это расстроило начинающего художника. Ему посоветовали обратиться к другому мастеру — А.И. Куинджи. Сам Рерих так вспоминает их первую встречу:
«Пошли. Посмотрел сурово: «Принесите работы». Жили мы близко — против Николаевского моста —- сейчас и притащили все, что было. Смотрел, молчал. Что-то будет? Потом обернулся к служителю Некрасову, показал на меня и отрезал коротко: «Это вот они в мастерскую ходить будут». Только и всего».
Куинджи давал ученикам полную свободу и поощрял их интересы к определенным темам. Между учителем и учеником возникло полное творческое взаимопонимание.
Планы экспедиций
Ещё в 1913 году Николай Константинович составил план экспедиции в Индию и начинает к ней готовиться. Главная цель — изучение первоисточников памятников философии и культуры Востока. Он считал, что восточная культура способна оздоровить и обогатить современную мировую культуру. Мало кто разделял эти достаточно смелые взгляды в интеллигентной среде начала XX века.
Революционные веяния и эмиграция
В период революционных потрясений 1905-1907 годов Рерих сближается с Максимом Горьким. Николай Константинович был далёк от революционных сил страны, но именно в этот период был с Горьким в одном лагере. Позднее, в дни февральской революции 1917 года Рерих охотно включается во многие начинания Горького, направленные на приближение искусства и литературы к народу и даже становится его помощником в деятельности «Комиссии по делам искусств» (она была создана Максимом Горьким во времена работы Временного правительства).
Эти годы были омрачены болезнью Николая Константиновича. У него диагностировали воспаление легких. В декабре 1916 года художник выезжает в Карелию на лечение. Там его и застала Октябрьская революция.
В 1918 году, после падения Российской империи и свержении временного правительства Российской республики, в границах Великого княжества Финляндского возникло новое государство Финляндия. Так Рерих оказался отрезанным от родины, вернуться в Петербург не представлялось возможным. Грустью наполнено его полотно того времени под названием «Карелия. Вечное ожидание».
Конечно, присутствуют автобиографические мотивы. На уединённом берегу, окружённом камнями, стоят четыре фигуры - одна женщина и трое мужчин. Их взгляды направлены на горизонт, они с нетерпением ожидают новостей с противоположного берега.
Дальнейшее и надежды
Далее Николая Константиновича ждут многочисленные выставки, открытие музеев и центров культуры, путешествия, жизнь в долине Кулу, разработка пакта по охране культурных ценностей и международное признание.
В 1939 году Рерих задумался о возвращении на родину, в советскую Россию. Война сорвала все планы: переговоры о получении визы и возвращении стали возможны только после её окончания.
В 1947 году Николай Константинович ждёт одобрение визы, собирает вещи для возвращения и пишет в письмах к друзьям:
«Город Дели захотел иметь мои картины, и ушло 7 гималайских картин. Хорошо, но ведь Гималаи могли бы быть на Родине… ».
Но снова увидеть родину было не суждено. Он тяжело заболел, и в декабре 1947 года скончался. Кончина Николая Константиновича была встречена в Индии с глубокой скорбью. По индийскому обычаю тело Рериха было сожжено, а прах развеян с вершины высокой горы. На месте кремации установлен памятник со знаменательной надписью, где умершего назвали «великим русским другом Индии».