В сердце Трики, как центральная ось, вокруг которой вращается всё мироздание, лежит концепция Света Сознания (Пракаша-Вимарша). Это не просто абстрактный философский термин, а живая, пульсирующая основа реальности, ключ к пониманию устройства Вселенной и природы Высшего Сознания. Однако, на пути постижения этой тонкой и всеобъемлющей истины, практикующие часто сталкиваются с заблуждениями, искажающими суть учения. Рассмотрим 5 критических ошибок, мешающих увидеть истинное сияние Пракаша-Вимарша.
Ошибка №1: Понимание Света как простого физического явления.
Представьте себе свет. Не тот, что рождается от солнца, луны или огня, – эти лишь бледные отражения Истинного Света. Речь идёт о Свете Сознания (Пракаша-Вимарша), который осознает сам себя, ибо пронизан пульсирующим «Я ЕСМЪ». Многие ошибочно приравнивают Пракаша к обычному свету, забывая о его принципиальном отличии – наличии самоосознания. Это свет Высшего Сознания, которое можно условно назвать Шивой. Это не пассивное свечение, а саморефлексия светом своей собственной природы (сварупы), силы и безграничности.
Без этого осознания "Я", без этой пульсации Вимарши (спанды), даже самый яркий свет остаётся лишь безжизненным феноменом, не имеющим ничего общего с божественной сущностью.
Ошибка №2: Разделение Света (Пракаша) и Осознания (Вимарша).
Свет Сознания – не отдельный, а "в союзе" с Вимарша-шакти. Он не просто существует, но и активно осознает:
"Я – творец, Я – защитник, и Я – разрушитель всего".
Это самоосознание, эта внутренняя динамика и есть Вимарша. Ошибка в разделении Пракаша и Вимарша на отдельные аспекты. Они неразрывно связаны, как две стороны одной медали. Без Вимарши Пракаша – лишь пустое сияние, без Пракаши Вимарша не может проявиться.
Ошибка №3: Привязка «Я-Сознания» к телу и уму.
В священных текстах Свет Сознания обозначается множеством имён:
Чит-Чайтанья – сила сознания, Пара Вач – Запредельное Слово, Сватантрия – абсолютная независимость, Айшварья – главенствующее величие, Картритва – сила действия, Спхуратта – сила существования, Сара – полная сущность всего, Хридайя – вселенское Сердце, Спанда – вселенское "неподвижное движение".
Все они – грани одного и того же, природного (акритрима) «Я-Сознания». Критическая ошибка заключается в отождествлении этого природного «Я-Сознания» с грубым, ограниченным телом, умом и эго. Истинный центр Самости – чистое воплощение Сознания, и именно из него, как из неиссякаемого источника, рождаются все элементы мироздания (36 таттв).
Ошибка №4: Восприятие мира как чего-то отдельного от Сознания.
Вселенная, согласно Трика Шайваизму, – это отражение (пратибимба) Высшего Сознания, проявленное в зеркале Его собственной природы, по Его независимости (сватантрия).
Ошибка заключается в том, чтобы видеть мир как нечто внешнее, отдельное от Сознания.
Как отражение города не существует вне зеркала, так и Вселенная не существует вне Сознания. Она не может скрыть этот Свет, ибо сама получает свою жизнь от Сознания, наполнена Светом Сознания. Как тень не может скрыть Солнце, так и мир не может скрыть Высшее.
Ошибка №5: Попытка доказать или опровергнуть существование Высшего Сознания через логику.
Парадоксально, но даже попытка отрицать Высшее Сознание подразумевает его наличие. Кто отрицает? Само Сознание, проявляющееся в форме отрицания.
Ошибка заключается в применении логики и доказательств к тому, что изначально известно и самоочевидно.
Доказательство нужно для неизвестного, а Высшее Сознание сияет в каждом акте восприятия, в каждом объекте, в каждом теле. Всё это зависимо от Сознания, и без Него не существовало бы.
Итак, Свет Сознания (Пракаша-Вимарша) – это не абстрактная философская идея, а живая реальность, пронизывающая всё. Избегая этих пяти критических ошибок в понимании, мы приближаемся к постижению недвойственности, единства Высшего Сознания и мира. Это и есть ключ к самореализации, к растворению в океане Божественного, где нет ни тьмы, ни света, а вечное и неизменное Само-осознание.
Телеграм: 🌀 Каулики 🔱