Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Жестокий рыцарь французского двора: правда о реальном графе де Бюсси, затмившая даже вымысел Дюма

В романе Александра Дюма "Графиня де Монсоро" Луи де Клермон, граф де Бюсси д'Амбуаз предстает перед читателем как воплощение рыцарского идеала – благородный, отважный, верный своему слову дворянин, не лишенный, впрочем, определенной доли высокомерия и дерзости. Дюма описывает его как "самого элегантного, самого храброго и самого великодушного из придворных". Стройный, атлетически сложенный, с изысканными манерами, персонаж Дюма покоряет сердца женщин и вызывает зависть мужчин. В романе Бюсси – доверенное лицо и главная опора герцога Анжуйского, младшего брата короля Генриха III. Он служит ему преданно, хотя и нередко позволяет себе дерзкие замечания о слабохарактерности своего господина. Именно благодаря Бюсси интриги герцога против короля имеют хоть какой-то шанс на успех. Дюма не скрывает противоречий в характере своего героя, наделяя его тщеславием и склонностью к опрометчивым поступкам, но эти недостатки лишь делают образ более живым и привлекательным. Центральная сюжетная линия р
Оглавление

Благородный герой или безжалостный дуэлянт: два образа графа де Бюсси

В романе Александра Дюма "Графиня де Монсоро" Луи де Клермон, граф де Бюсси д'Амбуаз предстает перед читателем как воплощение рыцарского идеала – благородный, отважный, верный своему слову дворянин, не лишенный, впрочем, определенной доли высокомерия и дерзости. Дюма описывает его как "самого элегантного, самого храброго и самого великодушного из придворных". Стройный, атлетически сложенный, с изысканными манерами, персонаж Дюма покоряет сердца женщин и вызывает зависть мужчин.

В романе Бюсси – доверенное лицо и главная опора герцога Анжуйского, младшего брата короля Генриха III. Он служит ему преданно, хотя и нередко позволяет себе дерзкие замечания о слабохарактерности своего господина. Именно благодаря Бюсси интриги герцога против короля имеют хоть какой-то шанс на успех. Дюма не скрывает противоречий в характере своего героя, наделяя его тщеславием и склонностью к опрометчивым поступкам, но эти недостатки лишь делают образ более живым и привлекательным.

Центральная сюжетная линия романа, связанная с Бюсси, – его любовь к Диане де Меридор, вынужденной стать женой главного ловчего короля, зловещего графа де Монсоро. Благородный Бюсси, узнав о насильственном браке Дианы, не пытается сделать ее своей любовницей, что было бы вполне в духе придворных нравов эпохи. Вместо этого он долго борется со своей страстью и лишь получив уверенность во взаимных чувствах Дианы, решается на тайные встречи с ней. Его любовь изображена Дюма как возвышенное, очищающее чувство, резко контрастирующее с развращенностью двора Генриха III.

Романтический образ графа достигает апогея в сцене его трагической гибели. Преданный сразу с нескольких сторон, попавший в западню, устроенную мужем Дианы, Бюсси сражается с многократно превосходящими силами с героизмом, достойным античного героя. Даже получив несколько смертельных ран, он продолжает биться до последнего вздоха, унося с собой в могилу жизни нескольких противников.

Однако насколько этот литературный образ соответствует историческому Луи де Клермону, сеньору де Бюсси д'Амбуазу, одной из самых противоречивых фигур эпохи Религиозных войн во Франции?

Реальный Бюсси, родившийся около 1549 года в знатной, но небогатой семье, был значительно более сложной и противоречивой личностью. Современники отмечали не только его несомненную храбрость и воинские таланты, но и жестокость, надменность, непомерное тщеславие. Брантом, автор знаменитых "Жизнеописаний знаменитых людей и великих полководцев", дает ему такую характеристику: "Это был великий задира, сварливый, злой и готовый оскорбить любого человека... Он имел весьма высокое мнение о себе, чувствовал себя выше всех и не хотел никому уступать".

В отличие от благородного персонажа Дюма, исторический Бюсси был известен как безжалостный дуэлянт, на совести которого было множество убитых противников. Его способность обращаться с оружием вызывала всеобщее восхищение, но и страх, поскольку граф не упускал случая продемонстрировать свое превосходство, часто выбирая жертв из числа менее опытных дворян. Жак-Огюст де Ту, историк XVI века, писал: "Он был столь искусен в обращении со шпагой, что, казалось, никто не мог противостоять ему... и это делало его невыносимо высокомерным".

Политическая карьера реального Бюсси также отличалась от изображенной в романе. Если у Дюма Бюсси – верный слуга герцога Анжуйского на протяжении всей своей жизни, то исторический граф неоднократно менял покровителей, руководствуясь личной выгодой. Он начал службу при дворе короля Карла IX, затем перешел на сторону его брата Генриха (будущего Генриха III), участвовал в его польской авантюре. После восшествия Генриха на французский престол Бюсси быстро утратил его расположение из-за своего высокомерия и перешел на службу к младшему брату короля, герцогу Алансонскому (которого часто также называли герцогом Анжуйским после коронации Генриха).

Религиозные взгляды графа де Бюсси также были далеки от твердых убеждений. Рожденный в католической семье, он не проявлял особого религиозного рвения и легко менял свои позиции в зависимости от политической конъюнктуры. Известно, что во время резни гугенотов в Варфоломеевскую ночь 1572 года Бюсси проявил особую жестокость, лично убив нескольких видных протестантов, а затем требовал награды за эти "подвиги". Историк Агриппа д'Обинье, сам гугенот, с горечью писал: "Бюсси хвастался тем, что его рука устала от убийства безоружных людей... и требовал за это новых земель и титулов".

Таким образом, если в романе Дюма граф де Бюсси предстает как романтический герой, чьи недостатки лишь оттеняют его благородство, то исторический Бюсси был гораздо более противоречивой фигурой, сочетавшей несомненное личное мужество с жестокостью, высокомерием и моральной беспринципностью, характерными для эпохи Религиозных войн.

Фаворит герцога: взлеты и падения карьеры исторического Бюсси

Военная и придворная карьера реального Луи де Клермона, сеньора де Бюсси д'Амбуаза представляет собой типичный пример возвышения и падения фаворита в бурную эпоху последних Валуа. Родившись в обедневшей ветви знатного дома Клермонов, молодой Бюсси мог рассчитывать только на свою шпагу и амбиции для достижения богатства и влияния.

Его появление при дворе Карла IX относится примерно к 1569 году, когда Бюсси было около 20 лет. Благодаря своему происхождению и связям семьи он был представлен королю и сразу обратил на себя внимание своей выдающейся физической силой, красотой и воинскими талантами. Карл IX, сам страстный охотник и ценитель физических упражнений, быстро выделил молодого человека, и Бюсси стал участником небольшого круга приближенных короля.

Современники отмечали, что Бюсси обладал редким даром очаровывать людей, когда хотел этого. Пьер де л'Этуаль писал: "Когда он желал быть приятным, никто не мог устоять перед его обаянием, и он заставлял забыть о своей обычной надменности". Именно это качество, наряду с несомненной личной храбростью, позволило ему быстро продвигаться по карьерной лестнице.

В 1572 году, во время печально известной Варфоломеевской ночи, Бюсси проявил себя как ревностный католик, приняв активное участие в убийствах гугенотов. По некоторым сведениям, он лично убил несколько видных протестантских дворян, включая своих личных врагов и соперников. Эта кровавая страница его биографии была полностью проигнорирована Дюма в романе, где Бюсси изображен как человек, стоящий выше религиозных распрей.

После смерти Карла IX в 1574 году и восшествия на престол Генриха III карьера Бюсси претерпела серьезные изменения. Первоначально он сопровождал Генриха в его короткое правление в Польше, где французский принц был избран королем. Однако после возвращения во Францию Бюсси быстро впал в немилость. Причиной стали как его непомерная гордость, так и склонность к насмешкам над новым королем и его фаворитами – знаменитыми "миньонами".

Историк Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом, современник Бюсси, писал: "Он не мог удержаться от высмеивания изнеженности и женоподобности королевских любимцев, что вызвало гнев Его Величества, ценившего в своем окружении изысканность и элегантность, а не грубую воинственность".

Разрыв с королем привел Бюсси к смене покровителя – он перешел на службу к младшему брату Генриха III, герцогу Франсуа Алансонскому (позже герцогу Анжуйскому). Именно этот период его жизни (1575-1579) лег в основу романа Дюма, хотя писатель значительно приукрасил характер отношений между Бюсси и его господином.

В реальности Бюсси быстро стал не просто фаворитом, но фактически руководителем политики амбициозного, но слабохарактерного герцога Алансонского. В 1576 году он возглавил военные силы герцога во время так называемой "Пятой религиозной войны" и проявил себя как талантливый полководец. Под его командованием войска герцога захватили несколько важных крепостей в центральной Франции, что заставило короля пойти на уступки своему младшему брату.

Благодаря военным успехам и интригам влияние Бюсси при дворе достигло апогея в период 1576-1578 годов. Он получил должность губернатора Анжу, значительные земельные владения и пенсион в 30 000 ливров – огромную по тем временам сумму. Однако его непомерная гордыня и склонность к насмешкам продолжали создавать ему врагов.

Особенно острый конфликт возник между Бюсси и фаворитами короля – миньонами. В романе Дюма этот конфликт изображен как противостояние благородного рыцаря с изнеженными придворными, но в реальности это было скорее соперничество двух групп амбициозных дворян за власть и влияние. В 1578 году напряжение достигло такой степени, что Бюсси был вынужден на время покинуть двор и отправиться в свои владения в Анжу, чтобы избежать открытого столкновения.

Именно в этот период произошли события, послужившие основой для романтической линии в романе Дюма. Находясь в Анжу, Бюсси познакомился с Франсуазой де Марид, женой Шарля де Шамб, графа де Монсоро, главного ловчего короля. В отличие от романа, где Диана де Мерид представлена как жертва насильственного брака, историческая Франсуаза была замужем по своей воле, хотя ее брак и не был счастливым.

Роман Бюсси с замужней женой вскоре стал известен при дворе и послужил дополнительным источником напряжения между ним и королем, который был дружен с графом де Монсоро. В начале 1579 года, когда Бюсси вернулся в Париж, конфликт достиг новой остроты. Миньоны короля, особенно Жак де Леви, граф де Келюс, и Франсуа д'Эпине, сеньор де Сен-Люк, открыто провоцировали Бюсси, что привело к нескольким дуэлям.

Наиболее известный поединок произошел 27 апреля 1578 года между Бюсси и Келюсом, причем Келюса сопровождали два других миньона – Можирон и Шомберг, а на стороне Бюсси выступали его друзья Рибейрак и Антраге. Эта "дуэль миньонов", как ее называли современники, закончилась смертью Можирона и Шомберга и тяжелыми ранениями Келюса, от которых он скончался месяц спустя. Бюсси и его соратники также получили ранения, но менее серьезные.

После этого инцидента положение Бюсси при дворе стало невыносимым. Король Генрих III, глубоко переживавший смерть своих фаворитов, не мог простить Бюсси его роли в этой трагедии. Опасаясь за свою жизнь, граф снова удалился в Анжу, где продолжил свою связь с Франсуазой де Монсоро. Эти события предшествовали трагической развязке – гибели Бюсси в августе 1579 года, которая будет рассмотрена в отдельном разделе.

Придворные интриги и феодальные войны: реальные политические баталии Бюсси

В исторической реальности граф де Бюсси был не просто дуэлянтом и любовником замужних дам, но и активным участником сложных политических интриг эпохи Религиозных войн. Его деятельность в этой сфере значительно отличалась от той, что описана в романе Дюма, где политические аспекты служат лишь фоном для романтической истории.

Франция конца 1570-х годов представляла собой арену ожесточенной борьбы между несколькими политическими группировками. Король Генрих III, последний из Валуа, не имевший прямых наследников, пытался балансировать между католической "Священной лигой", возглавляемой могущественным семейством Гизов, протестантской "партией" во главе с Генрихом Наваррским (будущим Генрихом IV) и так называемыми "политиками" – умеренными католиками, выступавшими за примирение и религиозную терпимость.

В этой сложной конфигурации герцог Франсуа Алансонский, младший брат короля и его прямой наследник, пытался создать собственную "третью силу", лавируя между католиками и гугенотами. Именно этой стратегии служил Бюсси в качестве главного военного советника и доверенного лица герцога.

Историк Жан-Пьер Башло в своей работе "Герцог Алансонский" отмечает: "Бюсси был не просто фаворитом, но и главным стратегом амбициозной, хотя и непоследовательной политики герцога. Его военные таланты и решительность компенсировали нерешительность и капризность его господина."

В 1576 году Бюсси сыграл ключевую роль в организации побега герцога Алансонского из фактического плена при королевском дворе. Эта дерзкая операция, детально спланированная графом, позволила герцогу объединить силы с гугенотами и выступить против своего брата-короля. Под командованием Бюсси войска герцога захватили несколько стратегически важных городов в долине Луары, что вынудило Генриха III пойти на переговоры.

Результатом стал так называемый "Мир в Болье" (май 1576 года) – договор, значительно расширявший права протестантов и предоставлявший герцогу Алансонскому обширные владения, включая провинции Анжу, Турень и Берри. Бюсси был назначен губернатором Анжу с чрезвычайно широкими полномочиями.

В своей новой должности Бюсси проявил себя как жесткий, но эффективный администратор. Он энергично подавлял любые проявления непокорности местного дворянства, укреплял замки и городские стены, собирал налоги для своего господина. Методы его управления были далеки от гуманных – документы свидетельствуют о многочисленных случаях применения силы против непокорных вассалов и городов.

Жан де Таванн, современник событий, писал: "Бюсси правил Анжу как настоящий тиран, не признавая ни королевской власти, ни прав местных сеньоров. Его дворяне грабили сельскую местность, а он сам облагал непомерными поборами города, оправдывая это необходимостью защиты от королевских войск".

В 1577 году политическая ситуация во Франции снова изменилась. Герцог Алансонский, известный своим непостоянством, помирился с королем и вернулся ко двору, оставив Бюсси фактическим правителем Анжу. Эта полунезависимая позиция позволяла графу действовать с большей свободой, но и создавала новые риски – теперь он был более уязвим для интриг своих многочисленных врагов.

Особенно сложными были отношения Бюсси с могущественным семейством Гизов, лидерами католической партии. Если в романе Дюма герцог де Гиз появляется лишь эпизодически и не имеет прямого конфликта с Бюсси, то в реальности между ними существовало глубокое противостояние. Герцог Генрих де Гиз видел в Бюсси опасного противника, способного усилить позиции герцога Алансонского, которого Гизы рассматривали как препятствие в своих планах захвата власти после ожидаемой смерти бездетного Генриха III.

В архивах сохранились свидетельства о нескольких попытках Гизов организовать покушение на Бюсси в 1577-1578 годах. Одна из них едва не увенчалась успехом – в феврале 1578 года Бюсси был атакован группой вооруженных людей на улице Сент-Оноре в Париже и получил несколько ранений, но сумел отбиться благодаря помощи своих слуг.

Не менее напряженными были отношения Бюсси с королем Генрихом III, особенно после упомянутой выше "дуэли миньонов". Король, потерявший в этом столкновении нескольких любимцев, не мог простить Бюсси его роли в этой трагедии. В мемуарах маршала де Бассомпьера приводятся слова короля: "Этот Бюсси слишком возомнил о себе. Он должен помнить, что моя власть достанет его даже в самых отдаленных уголках королевства".

В конце 1578 – начале 1579 года политическая ситуация снова изменилась. Герцог Алансонский, теперь уже носивший титул герцога Анжуйского, был вовлечен в новую авантюру – борьбу за независимость Нидерландов против испанского господства. Он видел в этом шанс получить собственную корону, поскольку восставшие нидерландцы искали покровителя среди европейских монархов.

Бюсси изначально скептически относился к этим планам, справедливо считая их слишком рискованными и не обеспеченными достаточными ресурсами. В письме к герцогу, датированном мартом 1579 года, он писал: "Ваше Высочество рискует потерять реальную власть во Франции в погоне за призрачной короной в чужих землях. Фламандцы известны своим непостоянством и скорее используют Вас как пешку в своей игре с испанцами, чем искренне предложат корону".

Эти разногласия привели к охлаждению отношений между Бюсси и герцогом Анжуйским, что ослабило позиции графа и сделало его более уязвимым для врагов. Летом 1579 года, когда герцог был занят подготовкой нидерландской экспедиции, Бюсси оставался в Анжу, фактически предоставленный самому себе. Эта изоляция стала одной из причин его трагической гибели.

Роковая ловушка: сравнение литературной и исторической версий гибели Бюсси

Трагическая гибель графа де Бюсси д'Амбуаза 19 августа 1579 года в замке Ла Кутансьер близ Сомюра стала кульминацией как исторической драмы его жизни, так и романа Александра Дюма. Однако реальные обстоятельства этого события существенно отличаются от красочной литературной версии.

В романе "Графиня де Монсоро" смерть Бюсси представлена как результат тщательно спланированной мести обманутого мужа. Согласно Дюма, граф де Монсоро, узнав о связи своей жены Дианы с Бюсси, устраивает хитроумную ловушку. Он инсценирует свой отъезд, а затем, с помощью перехваченного письма, заставляет Диану назначить Бюсси свидание. Когда влюбленный граф проникает в дом, его встречает группа вооруженных убийц во главе с самим Монсоро и фаворитом короля д'Эперноном.

Дюма создает незабываемую сцену последнего боя Бюсси, превосходящую по драматизму многие исторические описания дуэлей. Окруженный превосходящими силами противника, раненый, но не сломленный Бюсси сражается с неистовой отвагой: "Раненый в бок... он продолжал отбиваться с такой яростью, что его противники в ужасе отступили... Четверо из них уже лежали у его ног, когда пятая пуля, попав в грудь, наконец остановила этого неукротимого воина".

Финальным аккордом в этой героической сцене становится отчаянный прыжок Бюсси из окна во двор, где его прикалывают к земле копьями, как дикого зверя. Умирая, благородный граф до последнего момента думает о своей возлюбленной и прощает ее невольное предательство.

Историческая реальность, хотя и сохраняет основную канву событий, значительно отличается в деталях и причинах трагедии. Согласно документам эпохи, в частности мемуарам Пьера де л'Этуаля и отчетам современного событиям хрониста Жака-Огюста де Ту, смерть Бюсси действительно была связана с любовной историей, но обстоятельства были иными.

Исторический Бюсси действительно имел связь с Франсуазой де Марид, женой Шарля де Шамб, графа де Монсоро. Однако, в отличие от романа, где Диана де Мерид представлена как жертва насильственного брака, исторически нет свидетельств, что Франсуаза была принуждена к замужеству. Скорее, это был типичный для эпохи брак по расчету, не исключавший возможности внебрачных связей для обоих супругов.

Роковая ловушка была устроена не столько обманутым мужем, сколько политическими противниками Бюсси, использовавшими его любовную связь как удобный повод. Главным организатором убийства, по мнению большинства историков, был сам король Генрих III, не простивший Бюсси смерти своих миньонов и постоянных насмешек.

В версии де Ту события развивались следующим образом: "Бюсси отправился в замок Ла Кутансьер с небольшой свитой, полагая, что его ждет там обычное любовное свидание. Однако граф де Монсоро, предупрежденный анонимным письмом (вероятно, отправленным по указанию короля), скрылся в замке с двадцатью вооруженными людьми. Когда Бюсси поднялся в комнату госпожи де Монсоро, на него напали из засады".

Историк Жан-Пьер Башло в своей монографии "Герцог Алансонский и его окружение" приводит свидетельства, что граф де Монсоро действовал не в одиночку, а в сговоре с губернатором Сомюра Жаном де Тиньонвилем, известным сторонником короля. Более того, есть основания полагать, что и сам герцог Анжуйский был предупрежден о готовящемся покушении, но не предпринял ничего для спасения своего фаворита.

Исторические источники подтверждают, что Бюсси сражался отчаянно и сразил или ранил нескольких нападавших, прежде чем был окончательно сломлен превосходящими силами противника. Согласно отчету современника событий, он получил 19 ран от шпаг и аркебуз, но продолжал сопротивляться до последнего вздоха.

Однако романтическая сцена прыжка из окна, скорее всего, является литературным вымыслом Дюма. В большинстве исторических источников указывается, что Бюсси был убит в самой комнате, где проходило свидание, или в прилегающей галерее. Нет также достоверных свидетельств о присутствии д'Эпернона или других королевских фаворитов при нападении, хотя их косвенное участие в заговоре весьма вероятно.

Реакция двора на смерть Бюсси также отличалась от описанной в романе. Если у Дюма король лицемерно скорбит о гибели отважного дворянина, то исторический Генрих III не скрывал своего удовлетворения. По свидетельству л'Этуаля, король, узнав о смерти Бюсси, воскликнул: "Наконец-то я свободен от самого опасного человека во Франции!"

Герцог Анжуйский, напротив, выразил показное возмущение убийством своего фаворита и даже пригрозил местью графу де Монсоро. Однако эти угрозы не имели никаких последствий, и вскоре герцог уже демонстрировал полное равнодушие к судьбе человека, еще недавно считавшегося его правой рукой.

О дальнейшей судьбе Франсуазы де Монсоро сохранилось мало достоверных сведений. В отличие от романтической Дианы из романа Дюма, которая уходит в монастырь после гибели возлюбленного, историческая Франсуаза продолжала жить с мужем, который, вопреки ожиданиям, не подвергся серьезному наказанию за убийство Бюсси. Более того, граф де Монсоро сохранил свою должность главного ловчего короля и оставался при дворе до своей смерти в 1581 году.

Трагическая гибель Бюсси в возрасте около 30 лет стала символическим окончанием определенной эпохи при французском дворе. С его смертью закатилась звезда одного из самых ярких и противоречивых представителей высшей аристократии периода Религиозных войн, человека, который, несмотря на все свои недостатки, воплощал уходящий идеал независимого и бесстрашного рыцаря.

Историческое наследие и культурная память: как сложилась посмертная слава Бюсси

Смерть графа де Бюсси вызвала противоречивую реакцию среди современников. Если при дворе Генриха III новость о его гибели была встречена с плохо скрываемым облегчением, то среди дворян-провинциалов, особенно в Анжу, где Бюсси пользовался определенной популярностью как эффективный администратор, его смерть вызвала искреннюю скорбь.

Реакция литературных кругов также была неоднозначной. Поэт Филипп Депорт, близкий к королевским миньонам, написал злорадный сонет, где восхвалял "справедливую кару", постигшую "надменного тирана". В ответ анонимный автор, предположительно из числа сторонников герцога Анжуйского, создал полное горечи стихотворение, воспевающее доблесть погибшего и предрекающее божественную кару его убийцам.

Особенно примечательно, что даже враги признавали исключительное мужество, проявленное Бюсси в его последнем бою. Чрезвычайный посол Венецианской республики Джироламо Липпомано в депеше своему правительству писал: "Даже те, кто ненавидел его при жизни, не могут не восхищаться тем, как он встретил смерть. Говорят, что, будучи окружен двадцатью противниками, он сражался так отчаянно, что убил или ранил семерых из них, прежде чем пал сам".

В течение нескольких десятилетий после смерти Бюсси его фигура постепенно приобретала все более легендарный характер. В народных балладах и придворных мемуарах он трансформировался из противоречивой исторической личности в романтический образ рыцаря без страха и упрека, павшего жертвой предательства.

Этому процессу героизации способствовало и то, что большинство политических противников Бюсси – король Генрих III, герцог Анжуйский, граф де Монсоро – скончались вскоре после него при обстоятельствах, которые легко можно было интерпретировать как "божественное возмездие". Генрих III был убит монахом-фанатиком в 1589 году, герцог Анжуйский умер от болезни в 1584 году после серии унизительных поражений в Нидерландах, а граф де Монсоро скончался в 1581 году, внезапно заболев во время королевской охоты.

К началу XVII века история Бюсси и госпожи де Монсоро уже прочно вошла в корпус французских легенд о трагической любви. В многочисленных мемуарах эпохи – от "Дневника" Пьера де л'Этуаля до "Исторических афоризмов" маршала Бассомпьера – история Бюсси излагалась с все большими романтическими подробностями, часто не имевшими ничего общего с реальностью.

В XVIII веке, в эпоху Просвещения, интерес к фигуре Бюсси временно угас. Вольтер в своем "Веке Людовика XIV" мимоходом упоминает его как "одного из множества беспокойных дворян, чье буйство было обуздано централизованной монархией", не уделяя внимания ни его личным качествам, ни обстоятельствам его смерти.

Настоящее возрождение интереса к Бюсси произошло в эпоху романтизма в XIX веке. Романтики с их культом индивидуализма, восхищением средневековым рыцарством и любовью к мелодраматическим сюжетам нашли в истории графа де Бюсси идеальный материал для литературной обработки.

Первой значительной романтической интерпретацией истории Бюсси стал роман Альфреда де Виньи "Сен-Мар" (1826), где граф появляется как второстепенный персонаж, но описывается с явной симпатией. Виньи, сам аристократ, видел в Бюсси одного из последних представителей независимого дворянства, сломленного абсолютизмом.

Настоящий литературный памятник Бюсси создал Александр Дюма в своей трилогии о Религиозных войнах – "Королева Марго", "Графиня де Монсоро" и "Сорок пять". В "Графине де Монсоро" (1846) Дюма превратил исторического Бюсси в идеального романтического героя – отважного, благородного и преданного в любви, создав образ, который на многие десятилетия затмил историческую реальность в сознании широкой публики.

Успех романа Дюма привел к созданию многочисленных драматических и оперных адаптаций истории Бюсси. Наиболее известны опера Франсуа-Огюста Геваерта "Диана де Монсоро" (1876) и драма Эмиля Бержера "Бюсси д'Амбуаз" (1879). В обоих произведениях фигура графа де Бюсси интерпретируется в соответствии с романтической традицией, заложенной Дюма.

В XX веке интерес к фигуре Бюсси стал более академическим. Историки эпохи Анналов, с их вниманием к социальным структурам и ментальности, рассматривали его как типичного представителя своей эпохи и социального класса. Работы Люсьена Февра "Вокруг Гизов" (1938) и Роберта Мандру "Введение в современную Францию" (1961) анализируют карьеру и гибель Бюсси в контексте трансформации французского дворянства в эпоху Религиозных войн.

Современные исторические исследования, такие как монография Жана-Пьера Башло "Герцог Алансонский и его окружение" (1998) или работа Николя Ле Ру "Двор Генриха III" (2006), предлагают более нюансированный взгляд на личность Бюсси, стремясь очистить исторический образ от романтических наслоений, но признавая при этом его исключительные качества – как положительные, так и отрицательные.

В современной популярной культуре образ Бюсси продолжает существовать преимущественно в интерпретации Дюма. Многочисленные экранизации "Графини де Монсоро" – от классической французской версии 1971 года до российского телесериала 1997 года – трактуют характер и судьбу графа в романтическом ключе, уделяя мало внимания историческим реалиям.

В современной Франции память о Бюсси увековечена в топонимике и местных памятниках. В Анжу, где он был губернатором, несколько улиц носят его имя. В замке Ла Кутансьер, где произошла его гибель, установлена мемориальная доска. Родовой замок Бюсси в Бургундии, хотя и сильно перестроенный в последующие эпохи, остается популярным туристическим объектом.

Таким образом, историческая фигура Луи де Клермона, сеньора де Бюсси д'Амбуаза, прошла долгий путь трансформации в культурной памяти – от противоречивого исторического персонажа через романтическую героизацию до современного, более сбалансированного восприятия. Однако романтический образ, созданный Дюма, продолжает оказывать доминирующее влияние на массовое восприятие этой яркой личности эпохи Религиозных войн.