Воровство — актуальная проблема, с которой в тех или иных масштабах сталкиваются практически все аптеки.
Особенно подвержены риску аптеки с открытой выкладкой, однако кражи совершаются и в точках с закрытыми витринами, где, казалось бы, сделано все, чтобы их избежать. Помимо обычного воровства с витрин и полок, часто встречаются случаи подмены содержимого упаковок, переклеивания ценников, хищение части товара.
По статистике, неизбежный уровень потерь: для аптек с открытой выкладкой — до 2% от оборота, с закрытой — до 0,3%. Особенно подвержены краже такие группы как пищевые добавки, лечебная косметика, гематогены и прочее. Объемы воровства по этим группам могут доходить до 15-18% от оборота.
Признаки, которые помогают распознать потенциальных воришек
Разумеется, подозревать в злом умысле всех и каждого, разрушая таким образом доверительную атмосферу в аптеке, ни в коем случае нельзя. С другой стороны, полагаться лишь на порядочность посетителей или работу охранных систем явно недостаточно. Все сотрудники должны не только иметь представление о наиболее распространенных способах краж и приемах для отвлечения внимания персонала, но и предпринимать некоторые несложные предупреждающие меры по повышению безопасности аптеки.
Какие признаки у посетителя должны насторожить:
- частые бесцельные визиты в аптеку;
- недорогие покупки либо их отсутствие;
- длительное стояние у витрин в попытке тщательно рассмотреть весь зал;
- просторная одежда, в которой легко можно спрятать похищенное.
Если блуждающий по залу посетитель вызывает подозрения, правильнее будет на всякий случай подойти к нему и предложить консультативную помощь. В результате потенциальный вор (если это действительно он) сразу поймет, что находится в поле зрения персонала.
Особое внимание следует обращать на шумные компании и неадекватное поведение, быструю и не очень связную речь, частую смену темы с целью отвлечь работника «первого стола» от происходящего в зале. Нередки случаи, когда воровством в аптеке занимаются несколько человек: один отвлекает фармацевта, например, устраивая скандал у кассы или в очереди, а его сообщник в это время спокойно совершает кражу.
Рекомендации по безопасности в розничной торговле
В первую очередь, дорогостоящую продукцию следует размещать как можно ближе к фармацевту — за стеклом или в прикассовой зоне, а крупногабаритные товары (к примеру, подгузники и одноразовые пеленки) желательно вообще держать в зоне хранения или на полках за спиной у фармацевта. Как показывает практика, те, кому действительно нужны пеленки, обязательно поинтересуются их наличием у фармацевта.
Выкладка на открытых полках и в витринах должна осуществляться таким образом, чтобы упаковки располагались вплотную друг другу, между ними не должно быть прорех и пустот. Если соблюсти это нехитрое правило, несанкционированное отсутствие даже одной упаковки не ускользнет от внимания сотрудника аптеки.
Во многих аптеках с открытой выкладкой практикуется также размещение муляжей вместо реальных упаковок.
Поскольку пропасть могут не только товары с витрины, но и личные вещи со стола и даже деньги из кассы, не следует держать в зоне досягаемости потенциальных воров телефоны и другое ценное имущество, а отходя от кассы, обязательно запирать ее и ключ забирать с собой.
Специалисты в области организации розничной торговли настоятельно советуют неукоснительно поддерживать порядок на полках и витринах, на рабочем месте, а также соблюдать строгую очередность выполнения стандартных операций — чек-сдача-товар.
Следование этим простым правилам поможет существенно снизить риск потерь и недостач, а регулярные сверки товарно-материальных ценностей – оперативно выявить пропажу и, возможно, установить ее виновника.
О другом аспекте проблемы воровства в аптечных организациях принято говорить не столь громогласно. Несмотря на распространенное мнение о том, что крадут в основном покупатели, на долю персонала аптеки, по некоторым оценкам, приходится более 70% незапланированных потерь. Эксперты не случайно используют данный термин, поскольку доказать, что выявленные недостачи явились результатом злого умысла сотрудников, как правило, не удается. Однако, по тем же оценкам, в самых злостных случаях масштабы воровства персонала достигают 3-5% от оборота аптеки, что вполне сопоставимо с уровнем рентабельности некоторых аптечных организаций.
По мнению специалистов в области безопасности, главным инструментом борьбы с нечистоплотными сотрудниками является широкое внедрение в работу аптек таких программных продуктов, которые не только фиксируют все манипуляции с товаром, но и запоминают «авторов» этих манипуляций. К счастью, большинство крупных аптечных сетей давно внедрили у себя такие системы.
По материалам вебинара «Воровство в аптеке. Как защитить аптеку от краж?»
Источник: Гавриш Игорь, старший менеджер по обучению компании «Solopharm»
Информация представлена в ознакомительных целях и не является медицинской консультацией. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
👉 Подписывайтесь на канал МА в Телеграм
👉 Читайте наши новости и статьи на сайте mosapteki.ru