Найти в Дзене
Каулики

Майя-таттва и её 5 канчук (панча-канчуки). Не иллюзия, а сила ограничения

Непонимание Майя-таттвы и её пяти оболочек, канчук, может стать критической ошибкой на духовном пути, уводящей от освобождения (мокши) к ложным представлениям.

Часто Майю ошибочно трактуют как простую
иллюзию, обман, нечто несуществующее, что необходимо развеять, отбросить. Однако в философской системе Трика Шайвизме иная точка зрения:

Майя — это не иллюзия, а сила ограничения, принцип, который позволяет Вселенскому Сознанию (Шиве) проявлять себя в многообразии форм, в том числе и в форме ограниченных индивидуальных существ (пашу).

Майя — это не враг, которого нужно уничтожить, а скорее инструмент, с помощью которого Шива разыгрывает свою божественную игру (лилу).

Майя — это не просто пелена, скрывающая от нас реальность. Это
динамическая сила (Шакти) самого Шивы, его способность ограничивать себя, проявляться в многообразии форм. Она не отлична от Шивы, как не отлична волна от океана, как луч света от самого солнца. Это та самая энергия, которая позволяет Сознанию «сгущаться», «воплощаться», проявляться в мире кажущихся явлений (абхаса).

Без Майи не было бы Творения, не было бы разнообразия, не было бы нас самих.

Майя — это основа, на которой разворачивается вся драма мироздания. Она – "мать" пяти канчук, тех самых ограничений, которые и делают нас теми, кто мы есть – ограниченными, обусловленными существами.

Панча-канчуки: оковы, создающие иллюзию отделённости

Майя действует через пять канчук (буквально "оболочек", "покровов"). Это не физические оболочки, а скорее
принципы ограничения, сужающие наше изначальное, безграничное Сознание. Они подобны шорам, которые заставляют нас видеть мир искажённым, фрагментарным, отделённым от нас самих.

Вот эти пять канчук, облачающих чистое Сознание (Шиву) в форму ограниченного индивидуума (
пашу, или ану):

1.
Калā: Ограниченная способность к действию. Наша изначальная свобода (сватантрия) сковывается, мы чувствуем себя неспособными реализовать свои желания, достичь поставленных целей. Мы действуем не из состояния спонтанной радости (спанды), а из чувства нужды, недостатка.

2.
Видья (или Ашуддха-видья): Ограниченное знание. Это не просто недостаток информации, а фундаментальное непонимание своей истинной природы. Мы забываем, что мы – Шива, и отождествляем себя с ограниченным телом и умом. Мы видим мир как набор отдельных объектов, а не как единое проявление Сознания. Это неведение (аджняна) – корень всех страданий.

3.
Рага: Привязанность. Это цепляние за объекты мира, жажда обладать ими. Рага порождает страдание, так как мы привязываемся к тому, что временно и непостоянно. Мы ищем счастье во внешних вещах, забывая, что истинный источник радости находится внутри нас самих.

4.
Кāла: Время. Мы воспринимаем себя как существующих во времени, ограниченных прошлым, настоящим и будущим. Мы забываем о вечном Сейчас, о вневременной природе нашего Высшего «Я».

5.
Нияти: Обусловленность, детерминизм. Мы чувствуем себя связанными законами причины и следствия, законами кармы. Мы не видим свою свободу, а ощущаем себя марионетками в руках судьбы.

Эти пять канчук и создают иллюзию отделённости, индивидуальности, атомарности
(ану). Они формируют наше эго – ложное чувство "я", которое отделяет нас от всего остального мира. Именно эго является главной преградой на пути к Самореализации, к осознанию нашего единства с Шивой.

Эпистемологическое заблуждение и его онтологическое следствие

Важно понимать, что канчуки — это не просто ментальные конструкции. Они имеют и эпистемологический, и онтологический аспект. С точки зрения эпистемологии, канчуки – это
ошибочное восприятие реальности. Мы видим мир не таким, какой он есть на самом деле, теряем из виду «таковость» всех явлений, и живем исключительно через призму ограниченных состояний сознания.

Онтологически канчуки — это
реальные силы, действующие в мире. Они не являются иллюзорными в том смысле, что они ничего не значат. Они – проявления Майя-шакти, силы Шивы, которая создает и поддерживает иллюзию разделения.

Телеграм: 🌀 Каулики 🔱