Найти в Дзене
Книга про КВ

Танки Т-34 «пропавшего эшелона» в боях в Карелии

Оглавление

В комментариях к предыдущей записи зашел разговор о курсантах танковых училищ, которые летом 1941 года были направлены на фронт в качестве командиров танков Т-34 в составе маршевых рот и в этой должности приняли участие в боях .

В этой записи в том числе речь пойдет об одном из таких курсантов, который в качестве командира одного из танков Т-34 с «пропавшего эшелона» отличился в боях в августе - сентябре 1941 года в Карелии и был награжден орденом Красного Знамени.

Танк Т-34 производства Сталинградского тракторного завода выпуска июля 1941 года
Танк Т-34 производства Сталинградского тракторного завода выпуска июля 1941 года

Вышеприведенный снимок из газеты Ленинградского фронта "На страже Родины" сделал фотокорреспондент фотохроники Ленинградского отделения ТАСС Роман Мазелев. К фотоснимку прилагался такой текст - «В бою с фашистскими захватчиками отличилось танковое подразделение старшего лейтенанта орденоносца П.Д.Левина. На снимке - танки тов. Левина на марше».

Старший лейтенант Левин Петр Данилович в начале войны служил в 49-м танковом полку 24-й танковой дивизии 10-го механизированного корпуса и, видимо, остался в 23-й армии с одним из отдельных батальонов, которые эта дивизия оставила при отбытии на Лужский рубеж. Видимо, позже в конце августа 1941 года он был назначен командиром роты танков Т-34 в сформированный на базе Армейской танковой группы 23-й армии 48-й отдельный танковый батальон.

Танки Т-34 «пропавшего эшелона»

Таким образом, на вышеприведенном снимке мы видим танки Т-34 того самого эшелона с 24-мя танками Т-34 из Сталинграда, который пропал без вести на страницах одной из книг про танки Т-34 в боях. Эта книга вышла чуть более 10 лет назад и, в ней на базе одного, в общем-то, самого обычного "документального документа"© из ЦАМО РФ уважаемый авторы вывели теорию о том, что данный эшелон пропал без вести - «...никаких сведений об установлении судьбы эшелона не сохранилось, получатель танков остался неизвестен. Соответственно никаких сведений об участии этих "тридцатьчетверок" в боях не сохранилось». Далее в этой же книге в сводной таблице по потерям танков Т-34 за пять недель войны танки этого эшелона были зачислены в безвозвратные потери.

Меж тем эти танки совсем не пропали и не стали безвозвратными потерями к 1-му августа 1941 года. Просто информация о их судьбе содержалась в других документах ЦАМО РФ.
20 июля 1941 года эти 24 танка Т-34 (12 линейных, 12 радийных) были отправлены из Сталинграда на Северный фронт на станцию Красногвардейск. 23 июля начальник Автобронетанкового управления штаба Северного фронта полковник Дементьев получил сведения о передаче этих танков и их назначении - «
Эшелон с машинами № 19101 о котором сообщалось Вам в 2.00 23.7.41 года на 12.00 прошел Москву по назначению Красногвардейск. Зам. Наркома Обороны тов. Федоренко приказал передать, что эти машины поступают в распоряжение Сев. Зап. направления, но придаются стрелковым дивизиям из которых: одна № 268 из Можайска и вторая № 265 из Волоколамска. Эти машины должны действовать совместно с указанными соединениями. Получение и прибытие эшелона немедленно донесите прямым проводом...»

Получение, видимо, было подтверждено, так как 28 июля полковник Дементьев получил следующие указания от начальника ГАБТУ КА генерал-лейтенанта Федоренко - «
Прибывшего и разгруженного эшелона 19101 г. Красногвардейск выдайте 4 танка Т-34 в распоряжение начальника ЛКБТКУКС. Приемщика выделят курсы. Исполнение донести».
Эти танки были выданы Ленинградским Краснознаменным бронетанковым курсам усовершенствования командного состава (ЛКБТКУКС), а оставшиеся 20 танков Т-34 были распределены между танковыми ротами прибывавших в это же время в резерв Северного фронта 265-й и 268-й стрелковыми дивизиями, которые были сформированы в июле 1941 года в Подмосковье на базе личного состава войск НКВД.

Позже 268-я стрелковая дивизия вместе со своей танковой ротой из 10 танков Т-34 воевала в Эстонии в составе 8-й армии Северного фронта. Но об этих боях будет отдельная запись. В этой же записи речь далее пойдет действиях танковой роты 265-й стрелковой дивизии.

Карта района боевых действий на Карельском перешейке
Карта района боевых действий на Карельском перешейке

Танки 265-й стрелковой дивизии в бою

По состоянию на конец июля 1941 года в 265-й стрелковой дивизии была полностью укомплектована личным составом ( около 12000 человек) и артиллерией. Кроме того, в её составе была танковая рота из 10 танков Т-26. В эту танковую роту дополнительно и были направлены 10 прибывших из Сталинграда "тридцатьчетверок".

Первоначально эта дивизия, видимо, предназначалась для усиления войск Кингисеппского участка обороны Лужской оперативной группы и начала выдвижение из Красногвардейска в сторону Кингисеппа, расположившись 31 июля 1941 года на дневку в окрестностях села Губаницы.

Однако резко ухудшившаяся в тот день обстановка на Карельском перешейке заставила изменить первоначальные планы использования дивизии. Она была погружена в эшелоны и отправлена на станцию Антре для усиления обороны 23-й армии.

В дальнейшем с 10 августа 1941 года дивизия приняла участие в контрударах войск 23-й армии, которые, к сожалению, успехом не увенчались, и последующих боях по удержанию линии обороны. В этих боях было финны сумели уничтожить, видимо, с помощью фугасов три танка Т-34 из состава танковой роты 265-й СД - один возле железнодорожной станции Ояярви, а еще два - на дороге между деревнями Каукола и Ряйсяля. Один из них мы видим на нижеследующем снимке.

Танк Т-34 производства Сталинградского тракторного завода выпуска июля 1941 года
Танк Т-34 производства Сталинградского тракторного завода выпуска июля 1941 года

По сведениям из отчета о боевых действиях бронетанковых войск 23-й армии, которым в свое время на форуме РККА с общественностью любезно поделился ув. участник CM6, 14 августа 1941 года «...командир роты Смирнов с двумя танками Т-34 выехал для эвакуации с поля боя танка Т-34 в район высоты 45,9/6650/ у подбитого танка остановился и сказал, что израсходует 1 б/к и возвратится для эвакуации. Углубившись в расположение противника с 2 танками Т-34 обратно не возвратился. Остался в расположении противника вместе с экипажами».

В боях этого же дня при действиях в направлении деревни Мусакомяки подорвались на фугасах еще два танка Т-34 с зав. №№ 1405002 (возможно, номер танка приведен с ошибкой, так как он майский) и 1407141, но их удалось эвакуировать в Ленинград для ремонта в мастерских ЛКБТКУКС.

В конце августа 1941 года танковая рота 265-й стрелковой дивизии была влита в 48-й отдельный танковый батальон, который позже в сентябре 1941 года принял участие в боях за Белостров.

Курсант Миссюра

Собственно в этих боях и отличился уроженец села Бея Бейского района Хакасской автономной области Красноярского края командир танка Т-34 курсант Миссюра Николай Ефимович.

На снимке (слева направо): командир танка Н.Миссюра, сержант В.Сагайдачный, старший сержант И.Редкин, старший сержант А.Суравов и боец Д. Королев.
На снимке (слева направо): командир танка Н.Миссюра, сержант В.Сагайдачный, старший сержант И.Редкин, старший сержант А.Суравов и боец Д. Королев.

В прилагаемом к фотографии из газеты "Ленинградская правда", которую сделал фотокорреспондент фотохроники Ленинградского отделения ТАСС Семен Нордштейн, тексте говорилось, что «...танковый экипаж комсомольца Н.Миссюры при взятии населенного пункта Б. громил белофинские банды, расчищая путь нашей пехоте».
     Как нетрудно догадаться, населенный пункт Б. это город Белоостров, за который 20 сентября 1941 года развернулись ожесточенные бои с участием танков из 48-го и 106-го отдельных танковых батальонов 23-й армии Ленинградского фронта.

За эти бои командир танка 48-го отдельного танкового батальона курсант Миссюра был награжден орденом Красного Знамени.
     В его наградном листе, в частности, говорилось, что «...
20 сентября 1941 года в боях за Белоостров танк тов. Миссюра должен был ворваться в город, уничтожить противотанковые пушки противника и этим обеспечить продвижение остальных легких танков. Командир танка тов. Миссюра сам вел огонь из танка. При выполнении боевой задачи он уничтожил две противотанковые пушки и несколько пулеметов противника.
     Благодаря тому, что танкам дорога была расчищена наши легкие танки и пехота смогли ворваться в город, а пехота кроме того смогла развернуть уличные бои в городе, вытеснить противника за реку Сестру и укрепиться на ее южном берегу.
     После этой операции танк тов. Миссюра был заправлен и вновь отправился на передовую позицию, чтобы своим огнем прикрывать эвакуацию подбитых танков. И с этой задачей тов. Миссюра отлично справился
».

Командира танка Николай Миссюра
Командира танка Николай Миссюра

К сожалению, в боях 20 сентября 1941 года были и потери. Было подбито более десяти танков, в том числе два танка КВ-1 из 106-го ОТБ и три танка Т-34 из 48-го ОТБ с зав. №№ 1407114, 1407136 и 1407138, но позже все эти танки, которые остались на своей территории, были эвакуированы и восстановлены. В бою 20 сентября погиб начальник автобронетанкового отдела штаба 23-й армии генерал-майор Ларинович Вацлав Брониславович, который лично возглавлял колонну танков.

В ноябре 1941 года танки Т-34 и Т-26 из 48-го танкового батальона были переброшены из Агалатово в район Невской Дубровки и в конце ноября переправлены на Невский пятачок. 30 ноября они в составе 107-го танкового полка приняли участие в печально известной танковой атаке, в результате которой из девяти участвовавших в ней танков Т-34 восемь танков было подбито, а один сгорел.

В дальнейшем в 48-й вновь отдельный танковый батальон были объеденены все оставшиеся танки на Невском пятачке танки из состава 107-го отдельного танкового полка и 123-й танковой бригады. И далее батальон занимался, в основном, эвакуацией этих танков на правый берег Невы.

В итоге зимой 1942 года с Невского Пятачка было эвакуировано не менее шести танков Т-34, но, к сожалению, при их эвакуации танкисты понесли довольно значительные потери. Во время одного из таких боев 3 февраля 1942 года погиб командир танкового взвода 48-го отдельного танкового батальона лейтенант Николай Ефимович Миссюра.

Позже танки Т-34 выпуска июля 1941 года с "пропавшего эшелона" участвовали во многих боях по прорыву и снятию блокады Ленинграда.

Танк Т-34 производства Сталинградского тракторного завода выпуска июля 1941 года
Танк Т-34 производства Сталинградского тракторного завода выпуска июля 1941 года

Один такой Т-34 с зав. № 1407131 летом 1942 года числился в составе 152-йтанковой бригады, которая была сформирована в мае 1942 года на базе 48-го и 106-го танковых батальонов 23-й армии.

А в числе безвозвратно потерянных 152-й танковой бригады 2-й Ударной армии в январе 1944 года в ходе операции по снятию блокады Ленинграда танков оказался и ранее упомянутый Т-34 с зав. № 1407138 производства Сталинградского тракторного завода выпуска июля 1941 года, который летом 1941 года воевал на Карельском перешейке. Он сгорел от артогня противника 17 января 1944 года, если верно понял, под Красным Селом.

Так что не всегда безвозвратно потерянные на страницах книгах, написанных на основе документов их ЦАМО РФ, на самом деле были потеряны безвозвратно. А пока на этом все. К этой теме надо будет еще вернуться, а так что исправления и дополнения приветствуются.

Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. И если информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.

Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/1705.html).

Список источников:

1. Газета Ленинградского фронта "На страже Родины" (prlib.ru);

2. Уланов А., Шеин Д.В. Первые Т-34. Боевое применение. - М.: Тактикал Пресс, 2013;

3. Документы Автобронетанкового управления Ленинградского фронта, автобронетанкового отдела 23-й армии, 123-й и 152-й танковых бригад (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);

4. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);

5. Живой журнал ув. polarfuchs-1 (polarfuchs-1.livejournal.com);

6. Сайт 265 стрелковая дивизия (265sd.ru);

7. Сайт JaegerPlatoon (jaegerplatoon.net);

8. Живой журнал ув. rostislavddd (rostislavddd.livejournal.com).