После посещения первого иркутского музея (точнее двух – они на одной территории: городской быт + музей чая) я решила проведать и первую церковь.
В народном каталоге православной архитектуры написано, что на 2025 год в Иркутске 31 церковь, 10 часовен, 3 монастыря и 3 собора.
Мой выбор пал на Казанскую церковь не случайно. Впервые я её увидела ещё весной во время первой ознакомительной поездки в Иркутск. Ехала такая утром на такси до аэропорта, где уже готовился к вылету мой самолёт...
И тут она!!! Краснокирпичная, пышнотелая, с покатыми боками, шапочками небесно-голубых куполов и аккуратными белыми «оборочками» под ними!
У меня квадратные глаза от такой дивной красоты. Я таксисту:
– Что это за церковь? Вы видите красную? Что за церковь?!
Таксист сначала подпрыгнул от моего не самого тихого голоса, потом ответил:
– Ну-у-у, вроде так и называют: Красная.
Ладно, думаю, интернет мне в помощь. И таки да, «Красная церковь в Иркутске» в поисковике привела меня к Казанской церкви.
Так вот ты чья!
Казанская икона Божией Матери почитается на Руси как государственная святыня. С установления на Руси династии Романовых она в народе стала восприниматься как Державная Заступница, простирающая Свой покров над всей Россией.
Тогда, в такси, я решила для себя: вернусь и приду поздороваться с храмом.
Пришла! Три месяца спустя.
В то утро, 30 июля, я обошла по периметру прямоугольник серого завода, ночная громада которого впечатлила меня ещё в первую поездку.
Прошла по Ушаковскому мосту через обмельчавшую за пол-лета реку Ушаковку. А мост-то не простой, а с вот такенными железными шишками размером с голову дошкольника!
Не хотела бы я встретиться с местными белками...
Говорят, нельзя дважды произвести первое впечатление. Но Казанская церковь сумела. Во второй раз я снова не могла оторвать взгляда от этого нарядного здания! Будто осталось ещё рядом с церковью положить раскрашенные варёные яички с веточкой цветущей вербы – вылитая творожная пасха к празднику!
С трудом перевела взгляд на информационный стенд у входа на территорию Казанской церкви. И ведь не зря мне пасхальная атрибутика пришла в голову! Храм этот был заложен в 1855 году и освящён к празднику светлой Пасхи в 1892 году. А само здание выполнено в несколько непривычном глазу пышном неовизантийском стиле.
На небольшой территории Казанской церкви было очень зелено, ухоженно и чисто. Фонтаны, скульптуры, скамейки, пушистые кедры, цветочные клумбы грамотно подобранных цветов, аккуратные дорожки. Бабочки порхали над алыми петуниями вдоль главной аллеи, кедры отбрасывали мохнатые сизые тени, птицы болтали около прохладных фонтанов, а строгие фонтаны этим болтушкам: «Ш-ш-ш!»... Благодать!
Только пандуса у главного входа на эту прихрамовую территорию нет. Зато есть другие входы, о которых я в первое посещение храма не знала. Через них могут зайти люди с ограниченными возможностями здоровья и с детьми на колясках. Тут рады всем!
Эта скульптура Георгия Победоносца появилась на территории храма иконы Казанской Божией Матери недавно – в 2023 году. Фигуру святого (скульптор – Илья Коротченко) отлили из бронзы в Красноярске. В основании — цельный камень из индийского гранита весом 23 тонны.
...В церковь пришла Евгения Штеплер – мать, чей единственный сын Виктор погиб на специальной военной операции. Она хотела сделать что-то, что сохранило бы в памяти дух героя, отдавшего жизнь за Родину.
Георгий Победоносец – покровитель воинов. Так в Иркутске появилась первая скульптура, посвящённая великомученику, чей духовный подвиг веками вдохновляет верующих. Это дар, сделанный городу и храму Евгенией и Виктором. Попросить у Георгия Победоносца сил и заступничества приходят военнослужащие и их родные.
Внутри церкви установлен уникальный гранитный иконостас высотой 12,5 метров и весом 70 тонн. Его создавали три года. Зрелище впечатлило!
Ещё из истории: строительство церкви шло с 1885 по 1892 годы. Главный алтарь церкви освящён в честь Казанской иконы Божией Матери; в память Святителя Николая посвятили правый придел, а левый — местному святому Иннокентию, епископу Иркутскому. Внутренние росписи храма выполнены иркутскими мастерами. Девять колоколов были отлиты в Ярославле, самый большой был весом в 358,5 пуда (около 6 тонн). Церковь была окружена каменной оградой с ажурными решётками. Со временем с западной стороны пристроили ярусную колокольню. В основе храма лежит тетраконх, центральный и боковые объёмы которого увенчаны главами, четыре шатровые главы поставлены по диагонали вокруг центрального двенадцатигранного барабана. Полную симметричность нарушает только колокольня.
Сейчас храм обладает статусом кафедрального собора Иркутской и Ангарской митрополии.
Церковь активно общается с верующими в соцсетях, видела в сообществе выпуски «Новостей Казанского храма».
Казанскую церковь в Иркутске ещё называют «новым» Казанским собором. И вот почему. До революции в Иркутске уже был Казанский собор. Главный храм высотой с современную двадцатиэтажку располагался в центре города, но его взорвали большевики в 1934 году, а позже на том месте построили Дом Советов. С каким трудом шла стройка светского здания на месте храма, я писала тут.
Недалеко от красной Казанской церкви есть один музей, ножками идти минут десять.
«Чего это она на музей съехала?» – подумает кто-то.
А вот чего. Я ещё там не была, но знаю, что в музее есть экспозиция, посвящённая репрессированным священнослужителям Иркутской епархии.
Да и музей этот находится в необычной локации – не в усадьбе какой-нибудь или в здании типовой советской застройки, а в СИЗО-1 Иркутска. Это музей истории Иркутского тюремного замка с мемориальной камерой А. В. Колчака.
Учреждение открыто в 2006 году, а здание СИЗО построено... в 1803 году. То есть оно старше своей прекрасной соседки – Казанской церкви.
И ещё. На территории следственного изолятора заключённые построили храм во имя святых Бориса и Глеба. Примечательно, что в XIX веке на этом месте уже когда-то стоял храм. То есть место намоленное. 30 ноября 2019 года новый храм освятил Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим.
Сюда ходят работники СИЗО и заключённые. Так просто с улицы не зайдёшь.
Исторически на Руси пошла традиция закладывать храм на территории тюрьмы ещё до планового строительства исправительного учреждения, чтобы удовлетворять духовные потребности заключённых и охранников. Решётки вере не помеха.
...Отправилась я в тот июльский день посмотреть одну церковь, а узнала и о второй. В Иркутске так вот и бывает – видишь верхушку айсберга, а глубже сто-о-олько!..
Если вам интересно гулять со мной по улицам, музеям, храмам и другим местам Иркутска, подписывайтесь! Скоро заглянем и в концептуальные кафе и рестораны – эти статьи на голодный желудок лучше не читать ;-)