Найти в Дзене
Александр Леонтьев

Как делают чайники из цзяньшуйской глины

В этой статье речь пойдет о трудоемком процессе изготовления, как именно делают чайники в Цзяньшуй. Перед тем как приступить к изготовлению чайника, глину долго подготавливают. На это уходит несколько недель – сырьё тщательно промывают и фильтруют несколько раз, оставляют отдохнуть в темном помещении, чтобы глина начала настаиваться. После того как она загустела, стала мягкой и плотной – приступают к работе. Посуду делают всегда на гончарном круге. В особенности глины часто относят гончарное производство. Т. е. тело чайника никогда не изготавливается с использованием формы, куда заливают глину, например, как при изготовлении дешёвых керамических чайников. Гончарный круг используется ещё по причине того, что состав Цзы Тао довольно густой и плотный, намного плотнее исинской глины Цзы Ша. Поэтому формировать чайник вручную из отдельных частей, как это делают исинские мастера, очень сложно. На круге формируется тело чайника, крышечка и основные детали. Теперь чайник украшают. После формо

В этой статье речь пойдет о трудоемком процессе изготовления, как именно делают чайники в Цзяньшуй.

Перед тем как приступить к изготовлению чайника, глину долго подготавливают. На это уходит несколько недель – сырьё тщательно промывают и фильтруют несколько раз, оставляют отдохнуть в темном помещении, чтобы глина начала настаиваться. После того как она загустела, стала мягкой и плотной – приступают к работе.

Посуду делают всегда на гончарном круге. В особенности глины часто относят гончарное производство. Т. е. тело чайника никогда не изготавливается с использованием формы, куда заливают глину, например, как при изготовлении дешёвых керамических чайников. Гончарный круг используется ещё по причине того, что состав Цзы Тао довольно густой и плотный, намного плотнее исинской глины Цзы Ша. Поэтому формировать чайник вручную из отдельных частей, как это делают исинские мастера, очень сложно. На круге формируется тело чайника, крышечка и основные детали.

-2

Теперь чайник украшают. После формовки посуду оставляют сушиться при комнатной температуре. Это важный этап, так как слишком быстрая сушка может привести к трещинам. Обычно сушка занимает несколько дней. Когда чайник подсохнет, но всё ещё остаётся достаточно мягким для обработки, мастер приступает к украшению. Это делается либо художественной резьбой по стенкам, либо инкрустацией. В первом случае, используя специальные инструменты, он вырезает узоры и орнаменты на поверхности чайника, что требует высокой точности и аккуратности.

Во втором случае (инкрустации) процесс ещё более сложный: на твёрдой необожжённой поверхности чайника художники тушью наносят рисунок и передают это художникам-резчикам, которые, как по трафарету, выцарапывают элементы. Затем полученные выемки заполняются глиной другого цвета, а излишки срезаются.

-3

На современных производствах керамику обжигают в газовых печах при температуре 1200 градусов. В старину это делали в традиционных Лун Яо — Драконьих печах. Температура обжига выше, чем у исинских мастеров, из-за более плотного состава глины. Изменяя температуру, можно варьировать оттенки цвета готового изделия: чем выше температура, тем темнее будет чайник.

После обжига чайники полируются до металлического блеска. Важный этап в производстве, придающий керамике презентабельный вид. Шлифовку делают несколькими способами, одни мастера предпочитают использовать камни различных форм, другие пользуются обожжённой кожей и мелкодисперсным песком.

-4