I. Кто первый?
В конце XVIII столетия в России появился первый детский журнал — «Детское чтение для сердца и разума». Он выходил в Москве в 1785—1789 годах в качестве бесплатного приложения к «Московским ведомостям». Это специальное детское периодическое издание было не только первым в России, но и одним из первых в Европе.
Издателем журнала был выдающейся деятель Российского Просвещения Николай Иванович Новиков.
Именно точка зрения, что «Детское чтение» является первым детским журналом в России, и закрепилась в отечественной историографии.
Но доктор филологических наук, руководитель центра исследований детской литературы ИРЛИ РАН В. В. Головин отмечает в одной из статей, что за пятнадцать лет до Новикова в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе издавался журнал «Полезное с приятным». Он предназначался для воспитанников этого учебного заведения. При этом с 1766 года в корпус набирали детей в возрасте 5-6 лет, поэтому читателями журнала были как раз дети и подростки. Да и тематика журнала соответствовала задачам нравственного воспитания и обучения детей и юношества.
Впрочем, этот проект оказался не слишком удачным. Да и журнал был, как мы сказали бы сейчас, чисто корпоративным, кадетским.
В.В. Головин предлагает компромиссную формулировку:
Первый русский детский журнал — это «Детское чтение для сердца и разума» Н.И. Новикова. Но в то же время следует признать, что опыт издания для юношества, пускай и не очень удачный в смысле содержания, продолжительности и тиража, был осуществлен другом Н.И. Новикова, первым переводчиком на русский язык «Дон Кихота», автором пьесы для детей «Награжденная добродетель», признанным педагогом И.А. Тейльсом и И.Ф. Румянцевым на пятнадцать лет раньше.
Сойдемся на этом.
Тем паче, что журнал «Полезное с приятным» не оставил по себя большой памяти и не оказал существенного влияния на русскую литературу.
А вот о новиковском издании помнили.
Культуролог Е.Б. Кудрявцева в монографии «Для сердца и разума: Детская литература в России XVIII в.» (2010) пишет о значении «Детского чтения» так:
Благодаря этому журналу началась систематическая работа по созданию у нас детской литературы.
Не больше, не меньше.
Среди благодарных выросших читателей журнала — поэт и переводчик В.А. Жуковский, прозаики С.Т. Аксаков и Н.С. Лесков, литературный критик В.Г. Белинский, хирург Н.И. Пирогов и многие другие выдающиеся деятели науки и культуры,
— указывает в своей статье 2020 года Л.М. Черепнева.
Высокие оценки значения детского журнала Новикова — не плод нашего времени. Писатель А.А. Бахтиаров в работе «История книги на Руси», вышедшей в свет в 1890 году, отмечал:
Наша детская литература, которая теперь разрослась до значительных размеров, много обязана Новикову: он первый в России основал журнал для детей... Карамзин вырабатывал в «Детском чтении» свой слог.
Да, великий Николай Михайлович Карамзин, открыватель для России сентиментализма и официальный историограф Государства Российского, пробовал перо в новиковском детском журнале. Благодаря его переводам читатели могли познакомиться с сокровищами европейской литературы.
Для Карамзина работа в «Детском чтении» была важным этапом языкового развития. Реформа русского языка была начата Карамзиным, пока еще бессознательно, как продолжение традиций Новикова, можно сказать, на страницах «Детского чтения». Здесь же, в особенности в 1789 г., печатается ряд важнейших поэтических произведений Карамзина-сентименталиста, — пишет П.Н. Берков в «Истории русской журналистики XVIII века» (1952).
Карамзин и его близкий друг, переводчик Александр Андреевич Петров, были также редакторами журнала, что сыграло важную роль в изменении направления журнала в 1787 году.
II. «Детское чтение для сердца и разума»
Первый номер новиковского детского журнала вышел в январе 1785 года. Т.к. дело было новым издатель сразу решил объяснить читателям зачем он затеял это предприятие:
Причина, побудившая нас к изданию их [т.е. этих листов — прим. мое], есть та, что доселе на отечественном нашем языке не было ничего, чтобы служило собственно для детского чтения... Всякому, кто любит свое Отечество, весьма прискорбно видеть многих из вас, которые лучше знают по-французски, нежели по-русски, и которые вместо того, чтобы, как говорится, с матерним млеком всасывать в себя любовь к Отечеству, всасывают, питают, возращают и укореняют в себе разные предубеждения против всего, что токмо отечественным называется.
Итак, цели у Николая Ивановича Новикова были самые патриотичные — с помощью журнала он хотел дать упражнение для чтения на русском языке и научить детей «должностям», т.е. привить им осознание долга перед Богом, Государем, родителями и наставниками, всеми людьми и перед самими собой.
Содержание журнала он обещал разнообразное, и сначала так и было.
III. О чем писали?
Николай Иванович Новиков, как и многие его современники-просветители, придавал огромное значение нравственному развитию и самосовершенствованию. В этом он видел залог улучшения всего общества.
Поэтому и материалы журнала должны были работать на главное — воспитывать и взращивать добродетели.
Орловские исследователи Т.В. Струкова и О.О. Борисова для примера приводят рассказ «Общежитие» из части V журнала, вышедшей в 1786 году.
Двенадцатилетний мальчик Антон очень гордился своим знатным происхождением и презирал тех, кто стоял ниже его на социальной лестнице. Отец Антона отправил его в деревню одного и приказал слугам покинуть мальчика. Очень быстро тот понял, что сам ничего не умеет — ни одеться, ни еду приготовить. Тут-то до него и дошло, что «никакой человек один, без помощи других, жить не может». Конечно, мальчик захотел возвратиться домой, но заблудился в лесу. Утром он встретил деревенского мальчугана Власа, которого часто унижал — стандартный сюжетный поворот. Влас, конечно, зла не помнил, одел Антона в свой праздничный кафтан и проводил домой. Антон устыдился.
Отец подвел итог всему: «Итак, сын мой, уважай всякого человека как человека, каков бы он ни был, богат или беден, знатен или низок».
В этом рассказе прямо переплетаются задачи нравственного воспитания юношества, которые ставил перед собой Новиков, и идеалы эпохи Просвещения. Пусть о равенстве между людьми и не говорится на прямую.
Ещё один яркий пример — рассказ «Крестьянское состояние».
Мальчик Феденька свысока отнесся к пришедшему к его отцу крестьянину, объясняя свое поведение тем, что тот «простой мужик». Отец проучил барчука за обедом, разделив хлеб так, что тому ничего не досталось. Мол, Памфил не привез муки, и потому Феденьке не хватило. Закончилось все назиданием возгордившемуся отпрыску: «Добрые эти люди [крестьяне] живут в бедности и отправляют тяжкую работу, для того чтоб мы спокойно питались их трудами... Кто презирает крестьянина, тот недостоин питаться хлебом».
Помимо таких нравоучительных рассказов (иногда с социальным подтекстом) в журнале помещались не менее поучительные и назидательные «разговоры». Например, «Разговор о повиновении» (родителям), «Разговор о согласии между братьями», «Разговор о простоте».
Были и научно-популярные заметки: «Три разговора о воздухе», «Разговор об огне», «О пользе растений», «О солнце», «О приливе и отливе», «О солнечных и лунных затмениях» и т.п.
Но так было при Новикове. Спустя два года издания он отошел от прямого руководства журналом и определения его направления. Он занялся другим проектом, хотя и остался издателем. Вся действительная редакция сосредоточилась в руках Карамзина и Петрова.
Направление журнала изменилось.
П.Н. Берков отмечает:
Первые восемь частей «Детского чтения» (1785—1786) составлялись очень разнообразно, преобладали короткие статьи, повести перемежались «разговорами», исторические и естественно-научные статейки сменялись нравоучительными «письмами»; для укрепления «нравственных понятий» у малолетних читателей в начале каждого номера журнала, в соответствии со взглядами Новикова на воспитание «религии и христианства», помещался какой-либо небольшой текст из Ветхого или Нового Завета. С 1787 г., когда основными сотрудниками журнала стали А. А. Петров и Н. М. Карамзин, в «Детском чтении» по преимуществу печатаются длинные переводные повести Н. М. Карамзина, так что, например, двенадцатая часть журнала (1787) состоит только из двух произведений: продолжения нравоучительной сказки «Альфонс и Далинда» (занимающей 190 стр.) и очерка «Зима» (14 стр.); исчезают естественно-научные и исторические статьи, прекращается печатание библейских текстов, не встречаются довольно многочисленные ранее театральные пьесы.
Е. П. Привалова, защитившая по «Детскому чтению» кандидатскую в далеком 1943 году, так характеризует смену парадигмы журнала (ее слова приводит в совей работе П.Н. Берков):
Журнал 1787–1789 годов разрешал задачи, интересующие редакторов — Петрова и Карамзина, интересы в первую очередь литературно-художественные, и постепенно отходил от педагогики и детей.
Впрочем, не нужно сильно обижаться на литераторов. Тот же Берков верно подмечает, что:
карамзинское «Детское чтение» имеет очень большое и недостаточно
оцененное значение в истории русской культуры.
IV. И ещё одно дополнение
Чуть позже новиковского «Детского чтения», но в том же 1785 году в Санкт-Петербурге начал выходить журнал «Растущий виноград». Его аудитория была постарше, чем у московского «конкурента», но цель обоих изданий — просвещение и воспитание — совпадала. К этому интересному журналу, который проповедовал культ разума и развитие наук, я еще обязательно вернусь.
Автор: Иван Бирюков
Библиография:
- Бахтиаров А.А. История книги на Руси. — СПб.: Типография и хромолитография А. Траншель, 1890. С.136—137.
- Берков П.Н. История русской журналистики XVIII в. — М.,Л.: Издательство АН СССР, 1952. С. 423—426, 430.
- Головин В.В. «Полезное с приятным» — первый опыт издания журнала для детей и юношества в России // Клио. — 2014, №7 (91). С. 30—33.
- Русская периодическая печать (1702 — 1894). Справочник. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. С. 68.
- Струкова Т.В., Борисова О.О. «Детское чтение для сердца и разума» и «Растущий виноград» — первые периодические издания для детей и юношества в России // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2021, 2. С. 109—114.
- Черепнева Л.М. Первый российский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» и его работа с аудиторией // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. — 2020, №.3. С. 100—118.