Найти в Дзене

Концепция контроля морского и воздушного пространства вдоль СМП

Оглавление
Возможный внешний вид ПАК-ДП
Возможный внешний вид ПАК-ДП

Возвращаясь к заметке о возможной концепции ПАК-ДП или МиГ-41 (https://dzen.ru/a/ZEqh4x588Wum8fWn?share_to=link) хотел бы развить эту тему в разрезе того, осталась ли перспективна концепция МиГ-31.

Введение

Северный морской путь по факту совмещает в себя два сегмента - это проход по Северному ледовитому и Тихому океану. Данная зона также совмещена с зонами:

  • размещения прибрежных пунктов технического обеспечения функционирования СМП (спасательные посты, средства радионавигации и метеорологического наблюдения);
  • военных объектов, обеспеченными средствами ПВО, истребителями-перехватчиками, ударным вооружением (противокорабельные крылатые и баллистические ракеты малого радиуса действия) и РЛС обзора дальней морской и воздушной обстановки (типа "Подсолнух" и "Воронеж");
  • зоной выхода на боевое патрулирование стратегических ядерных бомбардировщиков и подводных крейсеров;
  • зона размещения крупных военно-морских баз флота (СФ и ТОФ), баз ремонта, снабжения, арсеналов вооружений.

Ключевым элементом реагирования и защиты в регионах СМП и смежном арктическом побережье Российской Федерации является создание перспективного самолета-перехватчика, интегрированного с современными достижениями науки и техники, концепциями боевого применения интегрированных боевых систем.

Концепция истребителя-перехватчика МиГ-31

Исторически МиГ-31 создавался как истребитель-перехватчик большого радиуса действия на замену Су-15. МиГ-31 имеет мощную ПФАР РЛС "Заслон", поэтому два звена МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

При загрузке штатным комплектом из четыре ракет (позднее Р-37, сейчас РВВ-БД) и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность полёта составляет примерно 3000 км, а боевой радиус соответственно 1500 км, время полета примерно 3,5 часа.

При загрузке штатным комплектом из четыре ракет, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность полёта составляет примерно 24000 км, а боевой радиус соответственно 1200 км, время полета примерно 2,5 часа.

Концепция нового комплекса

Комплекс вооружений включает в себя совокупность связанных видов военной техники, обеспечивающих их боевое применение.

Какие новые возможности появились в виде концепции или работающих комплексов в России и остальных странах мира за последние 30 лет, с момента концептуального создания МиГ-31:

Соответственно в состав перспективного комплекса должно входить:

  • Летающий радар (БПЛА, А-50У).
  • Истребитель-перехватчик с увеличенным боевым радиусом, скоростью полета и количеством ракет-перехватчиков.
  • РЛС воздушного и наземного звена (БПЛА, загоризонтные РЛС и РЛС средств ЗРК) объединенные в единую систему ПВО.
  • Защищенная тактическая связь на больших расстояниях регионального (ретрансляционного типа) и глобального (спутникового) покрытия.
  • Средства ПЛО и ПВО морского базирования (надводные корабли, подводные лодки, патрульная авиация).
  • Средства ПВО берегового базирования (С-500, С-400, С-350, Панцирь-СА).
  • Ударные береговые комплексы с крылатыми и баллистическими ракетами (Бастион, Бал, Искандер).

Облик перспективного истребителя-перехватчика

Если не брать более отдаленные концепции появления гипезвукового боевого самолета, то попробуем определить облик МиГ-41 (ПАК-ДП) как прямого преемника МиГ-31:

  • Исходя из имеющихся актуальных реактивных двигателей для боевой авиации есть только двигатель - АЛ-51Ф. Он превышает возможности Д-30Ф6 по тяговоруженности. То есть в перспективный истребитель-перехватчик вполне может быть интегрирован при лучших ТТХ, чем у МиГ-31. Также можно рассмотреть варианты размещения трех АЛ-51Ф (как у продемонстрированного китайского )
  • РЛС с ФАР. Можно взять с Су-57 (АФАР) или Су-35 (ПФАР). Также очень вероятно интеграция мультичастотных РЛС в элементы фюзеляжа, как у Су-57. Например мощные боковые или крыльевые РЛС L-диапазона для обнаружения малозаметных бомбардировщиков и истребителей прикрытия.
  • Фюзеляж. Исходя из концепции МиГ-31 на максимальных скоростях практически никогда использовался, можно считать это черезвычайным режимом из-за вибраций и высокого нагрева. Тяговооруженность АЛ-51Ф позволит достигать таких же скоростей на форсаже, а значит фюзеляж можно оставить из нержавеющей стали, а можно снизить максимальную скорость и сделать фюзеляж из композитных материалов. Скорость крейсерская/максимальная для Су-57 заявлена как 2600/2100 км/ч, у МиГ-31 3000/1500 км/ч. Как видим применение современных двигателей может обеспечить большую крейсерскую скорость, а значит сократить время и увеличить дальность перехвата. Предположу, что будет композитный фюзеляж с отработанными по Су-57 технологиям.
  • Увеличенный фюзеляж с улучшенной аэродинамикой и сниженной заметностью в радиолокационном диапазоне. Это и лучшие условия работы двигателей, вероятно повышение высотности полета и крейсерской сверхзвуковой скорости. Большие топливные баки, обеспечивающие большее время патрулирования и боевой радиус. Увеличенная кабина, возможно с расположением экипажа как у бомбардировщика Су-34. Но думаю что будет одноместная кабина с оборудованием как у Су-57 с функциями "ИИ".
  • Три или четыре двигателя. Но думаю, что оставят два. Китайцы вкатили три не от хорошей жизни. В трехдвигательном варианте возможно, что в режиме патрулирования будет использоваться только один двигатель, а в режиме перехвата два или три. В четырехдвигательном аналогично, либо двигатели будут парой оптимизированы для дозвуковых и сверхзвуковых крейсерских полетов.
  • Бесхвостная аэродоинамическая схема. Для перехватчика нет необхоимости вступать в прямые боевые столкновения с истребителями завоевания превосходства в воздухе или ударными истребителями. Поэтому это снижение радиолокационной заметности, уменьшение аэродинамического сопротивления. С другой стороны это усложнение управления. Вероятно может быть реализована, а может нет.
  • Большой внутренний отсек вооружений. Необходимость нести как можно больше ракет-перехватчиков, увеличив их число с 4 до 6-8 единиц. Также большой внутренний отсек по аналогии с Су-57 сможет вмещать ударные крылатые, противолокационные, противокорабельные ракеты, что расширит боевые возможности и универсальность самолета. Также большая вероятность создания противоспутниковых ракет (возвращаясь к теме МиГ-31Д).
  • Возможность управления без экипажа в режиме БПЛА. Это мы увидим вероятно уже на всех истребителях 5 поколения, начиная с отдельных модификаций Су-57 и Су-75.
  • Гиперзвуковой двигатель. Нереалистично в перспективе ближайшего десятилетия - скорее мы это увидим в истребителях шестого поколения.
  • Система дозаправки в воздухе. Когда-то из-за договорняков с США данные системы были под "запретом". В нынешних реалиях это может увеличить дальность и время патрулирования перехватчика до 12ч в версии с пилотом и до 24+ часов в версии без пилота.

По концепции перспективный перехватчик вероятно будет похож на продемонстрированный недавно китайски трехдвигательный опытный истребитель Chengdu J-36В. На то она и концепция, что набор функциональных требований диктует требования к архитектуре. При этом нужно полгать, что широко будут использоваться имеющиеся технологические наработки от Су-57. Если в МО РФ решат продолжить использование концепции МиГ-31, то в ближайшее время мы сможем получить с большой вероятность описанный выше перспективный перехватчик.

Альтернативный вариант концепции

Альтернативные варианты концепции МиГ-31 являются варианты использования для патрулирования и перехвата модификаций тактических или стратегических бомбардировщиков. Предполагать разработка Ту-160П в варианте перехватчика, но этот вариант слишком дорогой и не подходит для серийного производства. Данный концепт также встречается в виде описания советского концепта Миг 7.01 (проект 701). Данный проект также полезен и может совместить задачи создание перспективного тактического бомбардировщика Ту-22М3. В данном перспективном варианте перехватчика также могут быть использованы два двигателя на основе НК-32, оптимизированных для крейсерских сверхзвуковых полетов, а также крыло двойной стреловидности или переменной стреловидности.

Заключение

Концепция МиГ-31 в целом осталась актуальна для разработки перспективного самолета-перехватчика и может быть реализована с набором новых технологий и технологических решений. Хотя в целом базовая "особенность" в виде нержавеющего фюзеляжа может отойти в пользу концепции чуть меньших максимальных скоростей и применения композитных материалов.