У деревенского дедушки Феди по щекам покатились одна за другой слезинки, он смотрел на этих людей и не мог вымолвить ни слова, в горле стоял ком. Да и Зинаида побелела и ноги ее подкосились... Старики были расстроены и земля уходила из под ног, когда за некогда брошенными детьми приехали появившиеся родственники. Они же считали их теперь своими детками. А те даже не взяли их в руки, мельком взглянув на них, они много говорили о важности наличия хороших условий для ребятишек, прекрасного образования и прочего, что требовало больших вложений.
- Меня зовут Александр, а это моя супруга Олеся. Мы достаточно зарабатываем, у нас есть большой и красивый дом, поэтому сможем позаботиться о детях, можете не переживать. У них будет все самое лучшее.
- Сами мы не можем иметь детей, поэтому будем рады и своим двоюродным племянникам, - присоединилась к разговору молодая женщина.
Федор Матвеевич отвел жену в сторонку и шепнул ей:
- Они приехали не по своей воле. Их мучает чувство вины, поэтому они и хотят забрать детей. Они не будут их любить так, как мы этого хотим. Будут лишь выполнять функции родителей, а душевно будут далеко от них. Так что я против того, чтобы они их забрали. Я не отдам их!
- Ты прав, Федя. И я не хочу с ними расставаться. Но как им об этом сказать?
- Уважаемые, эти дети не одни, мы будем бороться за каждый их день, каждый их вздох. Если потребуется, мы обратимся к вам за помощью. – Сказал трясущимся хриплым голосом Федор во всеуслышание.
На лицах молодых супругов отразилось удивление. Они были поражены, что старики, живя в таких скромных условиях, так самоотверженно воспитывают чужих по сути детей.
- Но эти дети вам абсолютно чужие! А вы их полюбили, словно родных. Как вы к этому пришли? – Удивленная Олеся задала вопрос пожилой женщине напротив нее.
- Понимаешь, Олеся, дети подарили мне вторую молодость. А без них я чувствовала себя старухой, никому ненужной старухой. Теперь я забочусь о них, я нужна им и своему мужу, который тоже преобразился, стал веселее и счастливее, хотя, казалось бы, это невозможно. Ведь хлопот у нас только прибавилось. Но проблемы заставляют нас двигаться и искать выход, делать нашу жизнь лучше день ото дня. Видели бы вы, каким запущенным был наш дом до появления этих ангелочков.
Молодые супруги стояли, как вкопанные, испытывая одновременно удивление и уважение к старикам, ведь сами они так не умели.
Может быть, поэтому Всевышний пока не давал им детей, ведь они даже не ценили то, что у них уже было.
Александр вдруг сказал:
- Мы ни в коем случае не станем забирать их силой. Я и моя супруга прекрасно видим, что вы любите их всем сердцем, что вы готовы делать все возможное ради них. И мы будем также помогать им и вам. Мы не пропадем бесследно после отъезда. Мы тоже хотим научиться у вас так ценить жизнь.
Федор Матвеевич и Зина посмотрели на молодых супругов с облегчением и благодарностью. Еще батюшка из церкви говорил, что никто не вправе отобрать детей. И супружеская пара приедет для начала лишь поговорить. Если старикам было бы не под силу воспитать трех найденышей, их бы забрали. А так нет никакого смысла забирать у них детей. Ведь никто не даст им столько любви и принятия, сколько эти бедные старики.
После того, как молодые супруги уехали, в доме снова воцарилась полная тишина. Только и слышен был треск дров и скуление Черныша, которого дергала за хвост непоседливая Глаша.
- Эти люди были неплохие, - начал было Федор, - но я посмотрел в их глаза и все понял: они хотят помочь, но не из-за того, что любят детей, а просто из необходимости, так как их мучает чувство вины, что они тогда не приютили у себя Анну, маму малышей. Понимаешь?
- Конечно. Это все не годится для воспитания детей. Дети росли бы у них в холоде и непонимании. Их никогда бы не полюбили, их родители делали бы все только ради долженствования.
***
Прошло несколько дней, и жизнь в маленьком домике вернулась в привычную колею. Друг Федора, Иван построил уже у себя на участке неплохую баньку, а потом пригласил стариков вместе с детьми. До этого они ходили либо к соседям, либо мылись и вовсе тряпками в доме, просто обтирая пот. А тут Иван привез из города несколько кусков мыла, настоящего, душистого.
Сначала в баню пошли Иван и Федор, они взяли с собой помыться мальчишек. Женщины с Глашей пошли позже, когда банька уже немного остыла.
Все получили от мытья в бане с мылом несравненное удовольствие. Дети радовались пене и играли с ней. Взрослые сплетничали и обсуждали последние деревенские новости. После бани мужчины налили себе пива, а женщины – квас из бочки.
***
Федор и Зинаида трудились, как и всегда. Но теперь каждый новый день был наполнен еще большим числом забот и радостей, ведь малыши росли и крепли. Иван с женой, конечно, приходили им помогать, как и другие жители села. Но все равно большую часть работы приходилось делать самостоятельно.
Старики, правда, перестали недоедать, так как Иван стал заботиться об их пропитании, прося супругу налить им лишний раз в крынку щей с мясом, кваса или молока. Глаша, Петя и Саша все больше стали проявлять свои характеры. Глафира была тихой и очень наблюдательной. Ей нравилось смотреть, как Зина работает на кухне, что-то убирает, либо готовит – значит, вырастет настоящая хозяйка из девочки.
А вот Паше и Саше нравилось проявлять свою любознательность, когда Федор Матвеевич что-то чинил. Мальчики также были очень смелыми, находя приключения в любом уголке дома.
В один из дней Федор, как и всегда, вышел во двор, чтобы немного покормить животных, так как пришло время кормежки. Он вернулся домой, ему на шею кинулась Зина.
- Федя, ты не представляешь! Глаша, когда пыталась дотянуться до деревянных игрушек, пыталась позвать меня и сказала «мама».
- Вот так новость. Сегодня надо это отпраздновать квасом, - улыбнулся пожилой мужчина, - они у нас, словно настоящие ангелочки.
Время шло незаметно. И вот уже с весенней капелью пришли новые заботы и хлопоты. Зина с мужем копались в огороде, подготавливая почву к новому сезону, а малышня играла с хвостом Черныша, который стал для них третьим родителем. Черныш присматривал за детьми, которым уже исполнилось больше года.
В этот день приехал отец Егор. Он приехал, как и всегда, верхом на коне, привезя с собой большой мешок с мукой и несколько пакетов с теплой детской одеждой.
- Скоро Пасха, Зина, - обратился он к пожилой женщине, - вот тебе мука для куличей, яйца и молоко у вас есть, дрожжи, надеюсь, тоже, так что готовь на здоровье.
- Огромное спасибо, батюшка, - поклонились они с мужем в пояс, - в прошлом году мы не ели куличи, просто не из чего было их делать, мы обязательно принесем их осветить в церковь и дадим немного ребятишкам.
- Люди учатся у вас. Это раньше они смотрели на вас с недоверием, - признался отец Егор, - у нас молодая пара взяла из дома ребенка одного малыша, и теперь вот воспитывают его, словно своего. А ветеринар открыл в селе приют для брошенных и больных животных.
Отец Егор еще немного времени поговорил с пожилыми родителями и уехал в село.
День ото дня пожилые люди все больше убеждались, что не просто так Всевышний привел к ним Глафиру, Петра и Александра, завернутых в детские старые одеяльца. Пожилые родители осознали, что их дом больше никогда не будет пустовать, ведь малышам еще расти и расти. А потом можно будет рядом построить дома для их семей. Конечно, это будет нескоро.
Лето вступило в свои права. Дети стали еще старше. Они уже стали понимать речь пожилых папы и мамы, а также активно участвовать в хлопотах. Теперь они уже не дергали за хвост Черныша, а понимали, что ему неприятно, поэтому гладили его по шерстке.
Буквально за несколько дней, пока не шел дождь, на свежем воздухе Федор построил небольшой манеж для детей, в котором они смогли бы играть и даже, возможно, спать. И деткам понравилось пребывание в манежике. Их неотступно охранял Черныш. Зина наблюдала, как дети день ото дня открывают для себя что-то новое.
Когда к старикам приходили люди, Зина каждый раз терялась, не смея привыкать к хорошему. Однажды к ним пришла совсем старенькая женщина и передала сверток с детскими вещами и игрушками.
- Спасибо! И пусть Всевышний воздаст Вам.
- Он уже воздал, - указывала женщина пальцем на детей. - Вы только посмотрите на этих малышей. Они ваши ангелы! Берегите их! – Улыбнулась старуха и ушла в село.
***
Время текло незаметно. Каждый вечер Федор брал мальчишек в руки и рассказывал, как работать в поле. Хоть оно стояло давно невспаханным из-за немощи стариков, пожилой мужчина надеялся, что оно будет кормить детей также, как когда-то кормило их самих. Нужно только время, чтобы научить детей всему необходимому. Он также надеялся, что хотя бы один из них станет земледельцем, хотя прекрасно понимал, что дети могут захотеть и вовсе уехать в город.
***
- Глаша, принеси воду из колодца! Нужно протереть пыль! – Крикнула Зина однажды девочке, которая пыталась догнать бабочку.
- Я принесла, мама, - раздался громкий голос Глафиры.
Девочка окунула тряпку в воду и с важным видом, словно она уже взрослая, принялась стирать отовсюду пыль. Делала это она на совесть, так учила мама – подходить ко всему с душой.
Старики стали понимать, что все их жертвы были ненапрасными. Они не зря много лет назад приютили несчастных младенцев, у которых умерла мама.
***
Прошло много лет. Глафира, Степан и Александр уже выросли. Каждый из них нашел свою дорогу в жизни. Глафира стала помогать больнице при храме в городе: ухаживала за больными. Степан возделывал то самое поле возле родительского дома и постоянно изучал земледелие. Он, как и отец, любил работать на земле. А Александр стал мастером: мог и забор починить, и крышу и ремонт в доме сделать, и колыбель сделать. Зарабатывал на этом весьма неплохо.
В один из теплых дней Глафира и Саша вернулись в родительский дом, чтобы навестить папу и маму. С пожилыми родителями жил только Степан, который работал в поле и на огороде, помогал по хозяйству. Зина с Федором встретили детей радушно, обнялись и долго не могли отойти друг от друга, радуясь, какими красивыми стали Глаша и Саша.
Конец!
Если вы еще не прочитали первую часть, сделайте это прямо сейчас:
Пожалуйста, нажмите ЛАЙК и ПОДПИСКА, поблагодарив тем самым автора. Она старается творить для вас только самые интересные рассказы. Спасибо!)