Как я вас и предупреждал в самом начале, "Канал посвящён разбору популярных или малоизвестных эпонимов". А значит, тут есть не только то, что встречается часто и регулярно, но и то, с чем вы, может быть, столкнётесь только здесь. А рассказываю я вам об этом - чтобы просто знали, ибо это интересно. Для общего развития, так сказать.
Например, немногие слышали про ПАТРОН ЛЕФОШЕ, потому что сама по себе идея, согласитесь, довольно сомнительная, хотя её и пытались раскрутить. Однако не срослось, поскольку патроны с КАПСЮЛЯМИ БОКСЕРА, КАПСЮЛЯМИ БЕРДАНА, КАПСЮЛЯМИ ЖЕВЕЛО и патронами кольцевого воспламенения быстро вытеснили их с рынка.
Тем более любопытно узнать о ещё одной разработке в чисто "лефошевском" стиле - ПАТРОНЕ ШУБАРТА.
Точно так же, как во французском боеприпасе, здесь тоже воспламенение осуществляется посредством удара курка по расположенной поперёк гильзы шпильке. С той лишь разницей, что шпилька эта целиком находится внутри гильзы, и место удара обозначено небольшим пупырышком на поверхности, сбоку.
По утверждениям разработчика, автор идеи, такой вариант воспламенения пороха позволяет более эффективно использовать весь его заряд, а форма гильзы гарантирует, что она выдержит высокое давление. Тем более что при таком калибре оно будет и правда огого каким.
Патрон .58 Shubarth калибра 14,7 мм имел навеску пороха 3,88 - 4,54 гр, благодаря чему на испытаниях такая пуля пробивала 15 дюймовых досок (381 мм) с расстояния 91,44 м.
Патрон этот создавался как базовый для стрелкового оружия, с перспективами дальнейших разработок в этом направлении. Но, к сожалению или счастью, всё ограничилось только разработкой одного изделия - ВИНТОВКИ ШУБАРТА..
И патрон, и винтовка были запатентованы 23 июля 1861-го года норвежским иммигрантом Каспером Д. Шубартом, а затем предложены американскому правительству для вооружения армии. Причём автор изобретения решил действовать через правильного человека - сенатора США Джеймса Ф. Симмонса, представлявшего штат Род-Айленд, где жил Шубарт.
В это время в Штатах уже во всю пылала гражданская война, и военному министерству (прародителю нынешнего Пентагона) требовалось огромное количество оружия, чтобы снарядить полумиллионную армию. Имеющиеся мощности не позволяли произвести столько винтовок, сколько было нужно.
А Шубарт пообещал решить эту проблему быстро и эффективно. Более того, он указал на то, что большое разнообразие имеющихся моделей имеет множество недостатков, и если всех солдат вооружить одними только его ружьями, победа обязательно будет скорой и быстрой.
Пишут, что сам Шубарт на тот момент проживал в США всего лишь 11 лет, и за это время успел открыть оружейный магазин, занимаясь только мелкими заказами, такими как изготовление и ремонт оружия для местных охотников. Но амбиций у него было выше крыши, и своё ружьё под свой де патрон он постарался разрекламировать, как мог.
В патенте сказано, что его оружие отличается усовершенствованной казённой частью, имеет рычаг, похожий на СКОБУ ГЕНРИ, перемещение которого позволяет переломить ружьё для заряжания. Правда, перезаряжать нужно было вручную, не просто вставляя каждый раз патрон отдельно, но и правильно ориентируя его, "пипкой кверху". При этом в механизме не было скользящих или трущихся шарниров, подверженных износу, а значит, ВИНТОВКА ШУБАРТА выгодно отличалась от дульнозарядных мушкетов. К тому же, по заверениям автора, его похожий на жёлудь патрон был водонепроницаемым, а это тоже дорогого стоило.
Справедливости ради, автор был далеко не единственным, кто восторгался этим творением - по словам экспертов, которые присутствовали при испытаниях, «Среди всех казнозарядных ружей, которые мы изучили, мы не видели ни одного, которое произвело бы на нас такое же благоприятное впечатление, как ВИНТОВКА ШУБАРТА».
То есть конструктор-оружейник был убеждён, что дело в шляпе, осталось только договориться с теми, кто будет финансировать производство - двумя состоятельными промышленниками из Провиденса, Амосом Д. и Джеймсом И. Смитами. Фирма Смита любезно написала Шубарту рекомендательное письмо для Джеймса Ф. Симмонса, сенатора-республиканца от Род-Айленда, объяснив, что Шубарт - изобретатель, который надеется продать свою казнозарядную винтовку армии или флоту.
Но дальше события стали развиваться совсем не так, как того ожидал Шубарт. Он-то надеялся с помощью Симмонса получить контракт от правительства на производство первой партии в 10 000 своих винтовок по цене 35 долларов за стандартную модель и 37,50 долларов за более крупную версию с штыком.
А Симмонса заботило только личное обогащение. Поэтому он решил провернуть сделку вместе с ещё одним ушлым господином - подполковником Джеймс У. Рипли, главой Бюро артиллерийских вооружений. Вдвоём они уломали Шубарта на то, чтобы тот согласился произвести сначала 20 000 дульнозарядных мушкетов в стиле Спрингфилда, и только потом начать производить ВИНТОВКИ ШУБАРТА. С условием, что с каждого изделия лично Симмонсу будет капать по 1 доллару в виде отката.
Но тут уже возмутились Смиты, которые сказали, что заказа на 20 000 мушкетов недостаточно, чтобы окупить вложения, необходимые для производства оружия в оговоренные сроки. Рипли увеличил размер контракта до 50 000 мушкетов. А чтобы ускорить процесс, предложили производить оружие частями, предложил стволы делать в одном месте, приклады в другом, замки в третьем, патроны в четвёртом. А затем привозить всё в Провиденс, где Шубарт собирал бы винтовки и ставил свою подпись на готовом изделии.
Но Смиты всё равно отказались, пришлось искать новых спонсоров...
Короче, через некоторое время слухи об этой афере и коррупционной составляющей стали доходить до правительства. В январе 1862 года Линкольн заменил военного министра Саймона Кэмерона бывшим генеральным прокурором Эдвином Стэнтоном, который тут же взялся за дело и стал изучать 36 невыполненных контрактов правительства на поставку 1 164 000 мушкетов образца 1861 года. Под расследование попали и Рипли, и Симмонс, и Шубарт.
В итоге всем троим странным образом удалось избежать наказания, ибо все из действия почему-то не противоречили действующему законодательству. Им даже позволили продолжать делать оружие, только сократив заказ с 50 000 до 30 000 штук. Потом дело снова вернули на рассмотрение. Потом решили изменить закон, чтобы пресечь в будущем подобные действия.
Авраам Линкольн, узнав об этом, был сильно возмущён масштабами коррупции и взяточничества. А Шубарт, к сожалению, из-за всех проволочек так и не сумел выполнить заказ. В 1862 году ему удалось поставить только 500 винтовок, а в 1863 году - 9000, что составляло лишь малую долю от того, что требовалось.
Поэтому новый контракт с ним не стали заключать, и он уехал к себе в Провиденс, где по-старинке продолжил делать охотничьи ружья, потом переключился на изготовление хирургических инструментов, а затем продал свой магазин и стал одним из инвесторов компании Port Oram Iron Company в Нью-Джерси, которая построила доменную печь производительностью 150 000 тонн в год. Благодаря металлу он очень быстро разбогател и стал частью высшего общества, а его дочь Клара вышла замуж за местного мебельного магната.
Произведённые им мушкеты сегодня являются антикварной редкостью. А те самые патроны - и вовсе музейными экспонатами.
Хотя всё могло сложиться совершенно иначе, если бы не продажные чиновники...
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!