Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Что стоит за взрывами на танкере с российским мазутом в Усть-Луге

Для начала о самом танкере KOALA, это тоже важно. Он был построен в 2003 году в Корее на верфи Hyundai Heavy Industries Company Limited (HHI). Длина 274 метра, ширина 50. В Усть-Луге в него закачали 130 000 тонн мазута, так что судно весьма приличное

C 2003 по 2007 год судно ходило под названием Discovery, с 2007 по 2020-й — Zafira Alieva, в 2020 году — Alexei, в 2021— Nikel, в 2022—2024 годах — Orbit I. Нынешнее название танкер получил в июне 2024 года

-2

Танкер трижды менял собственника, причем два раза — после начала СВО на  Украине, свидетельствуют данные сайта VesselFinder. Только за прошлый год судно четыре раза меняло флаг — до июня оно ходило под флагом Панамы, до июля — Либерии, до сентября — Палау, потом снова — Либерии, а с декабря — Антигуа и Барбуда.

Зачем такие сложности? Для этого немного предыстории, обратимся к солидному источнику The Insider:

Ценовой потолок (price cap) — это мера, призванная ограничить поступления в российский бюджет от продажи сырой нефти, при этом не приводя к масштабному росту цен на мировом рынке. (!) Потолок запрещает компаниям из западных стран обслуживать продажи российской нефти (то есть предоставлять брокерские, транспортные и страховые услуги), если цена превышает $60 за баррель.
Само собой, Россию это совершенно не устраивает и она нашла способы обходить это свинство.

В нескольких местах я прочитал, что Коала принадлежит турецкой компании, но конкретных подробностей не нашёл. Впрочем, это не так важно, турки могут передать судно в пользование совсем другим организациям за определённую плату, а уж что там они будут грузить в него - турок мало волнует.

Управлением танкером Koala с декабря 2024 года занимается кипрская Lagosmarine LTD.

Её адрес Ανθεμίου, 10,
Κάτω Πολεμίδια
4159, Λεμεσός, Κύπρος

А кто осуществляет торговые операции и получает свою долю прибыли от них, или как модно нынче говорить, является бенефициаром? Это гражданин Латвии
Aleksejs Haļavins, урожденный Алексей Халявин

-3

Очень примечательная личность, давно на него точат зубы наши западные партнёры, Министерство финансов США внесло Халявина в «чёрный список». По информации этого ведомства, с середины 2023 года он участвовал в продаже российской нефти по ценам выше установленного потолка.

The Insider пишет, что с Халявиным связаны три компании, зарегистрированные в ОАЭ: это Black Pearl Energy Trading (Халявин был владельцем и директором этой компании) и аффилированные с ней OGC Shipping и Conmar Maritime.

В 2023 году первые две компании закупили у ПАО "Сургутнефтегаз" около 38 млн баррелей по средней цене $82 за баррель, а в январе-мае Black Pearl Energy Trading приобрела 20,6 млн баррелей нефти в среднем по 83,7 за баррель. В результате сделок с этими компаниями "Сургутнефтегаз" получил на 1,4 млрд больше выручки, чем следовало с учетом ценового потолка, - отмечают журналисты.

Неплохой результат, не так ли?

Журналисты также обнаружили связь Халявина с компаниями, которые владеют несколькими танкерами. Ранее он называл себя "генеральным менеджером" компании Sparta Shipmanagement. Издание узнало, что она зарегистрирована на Кипре по тому же адресу, что и компания Lagosmarine, которая связана с группой компаний-пустышек, которым принадлежат танкеры Clyde Noble, Sagar Violet и Caroline Bezengi.

Конечно, Халявин не единственный свет в российском окошке, всего, по данным The Insider, Россия получает от продаж нефти выше потолка около 7–11 млрд долларов в год.

Терпеть такое нашим "партнёрам" было нестерпимо, и не сумев ограничить торговлю российской нефтью боле или менее цивилизованными методами, они переходят к чисто физическим. Задержания и аресты наших кораблей стали уже почти обыденностью, а теперь в ход пошла и взрывчатка.

Первой ласточкой стало потопление близ Испании нашего сухогруза Ursa Major и вот дошла очередь до танкера прямо в российском порту.

А вот здесь есть свои тонкости. "Партнёрам" очень хочется воспрепятствовать транспортировке наших нефтепродуктов по Балтике, ведь Усть-Луга и Новороссийск - два крупнейших порта, специализирующихся на этом. Но получить разлив 130 000 тонн мазута в Балтике им отнюдь не хочется - на виду, что сотворили всего лишь 4000 на Чёрном море. Это был бы чудовищный удар по экологии прибалтийских стран.

А тут смотрите, как удачно - и судно выведено из строя, получив затопление машинного отделения и сев на дно,- и опасности разлива нет. Зато есть повод верещать, что эксплуатация их исключительно опасна и протащить решения, вообще запрещающие их работу на Балтике.

Сейчас интернет полон версий о том, что взрывы на Коале дело рук диверсантов, но все ли так считают? Вот текст из "Московского комсомольца":

"...Мнения среди экспертов, опрошенных «МК», тоже разнятся. Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов считает, что такие случаи связаны с износом судов:

«Я не стал бы делать сенсационных заявлений по поводу диверсии. Суда все время находятся где-то в дороге, и вряд ли какие-то посторонние лица будут проникать на борт во время его стоянки у причала. Поэтому говорить о том, что это диверсия, не стоит. Зато стоит иметь в виду, что многие наши суда находятся в весьма плачевном состоянии. В таком состоянии какие-то совершенно нелепые случайности могут привести к тяжелым последствиям».

Я в отличие от почтенного пенсионера ФСБ являюсь бывшим судовым механиком, и категорически не способен представить себе, как при подготовке к запуску двигателя или самом запуске могут произойти три (!) отдельных взрыва, два из которых проделают дыры в корпусе размером 4х2 метра плюс ещё одну 1х0,8 метра.

А не хочет ли господин генерал-майор немного затушевать неспособность наших органов безопасности предотвратить подобные случаи? Тут, кстати, на глаза попалась заметка на эту тему в британской The Standard, в которой есть такой пассаж:

“Ambrey is aware of recent incidents in which vessels trading from Ust-Luga with a similar trading profile have suffered multiple explosions under the waterline at the aft,” said the security experts.

«Эмбри известно о недавних инцидентах, когда суда, следовавшие из Усть-Луги с аналогичным торговым профилем [т.е. нефтепродукты или саму нефть везли], пострадали от многочисленных взрывов под ватерлинией в кормовой части», — заявили эксперты по безопасности.

Эмбри - это серьёзное агенство по предотвращению всевозможных рисков в судоходстве

-4

Мне лично известно только об Ursa Major, не более. А вот англичане пишут об этом во множественном числе. И если это так, то бывшего генерал-майора вполне можно понять.

А теперь вернёмся к известной притче о лягушке, которую варят медленно. Взорвали "Северные потоки" - ничего не последовало, стали задерживать и арестовывать суда, работающие на Россию - ничего, теперь их начали попросту взрывать. Выпрыгнет ли наконец лягушка из этого котелка?

....................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4