Для начала о самом танкере KOALA, это тоже важно. Он был построен в 2003 году в Корее на верфи Hyundai Heavy Industries Company Limited (HHI). Длина 274 метра, ширина 50. В Усть-Луге в него закачали 130 000 тонн мазута, так что судно весьма приличное
C 2003 по 2007 год судно ходило под названием Discovery, с 2007 по 2020-й — Zafira Alieva, в 2020 году — Alexei, в 2021— Nikel, в 2022—2024 годах — Orbit I. Нынешнее название танкер получил в июне 2024 года
Танкер трижды менял собственника, причем два раза — после начала СВО на Украине, свидетельствуют данные сайта VesselFinder. Только за прошлый год судно четыре раза меняло флаг — до июня оно ходило под флагом Панамы, до июля — Либерии, до сентября — Палау, потом снова — Либерии, а с декабря — Антигуа и Барбуда.
Зачем такие сложности? Для этого немного предыстории, обратимся к солидному источнику The Insider:
Ценовой потолок (price cap) — это мера, призванная ограничить поступления в российский бюджет от продажи сырой нефти, при этом не приводя к масштабному росту цен на мировом рынке. (!) Потолок запрещает компаниям из западных стран обслуживать продажи российской нефти (то есть предоставлять брокерские, транспортные и страховые услуги), если цена превышает $60 за баррель.
Само собой, Россию это совершенно не устраивает и она нашла способы обходить это свинство.
В нескольких местах я прочитал, что Коала принадлежит турецкой компании, но конкретных подробностей не нашёл. Впрочем, это не так важно, турки могут передать судно в пользование совсем другим организациям за определённую плату, а уж что там они будут грузить в него - турок мало волнует.
Управлением танкером Koala с декабря 2024 года занимается кипрская Lagosmarine LTD.
Её адрес Ανθεμίου, 10,
Κάτω Πολεμίδια
4159, Λεμεσός, Κύπρος
А кто осуществляет торговые операции и получает свою долю прибыли от них, или как модно нынче говорить, является бенефициаром? Это гражданин Латвии
Aleksejs Haļavins, урожденный Алексей Халявин
Очень примечательная личность, давно на него точат зубы наши западные партнёры, Министерство финансов США внесло Халявина в «чёрный список». По информации этого ведомства, с середины 2023 года он участвовал в продаже российской нефти по ценам выше установленного потолка.
The Insider пишет, что с Халявиным связаны три компании, зарегистрированные в ОАЭ: это Black Pearl Energy Trading (Халявин был владельцем и директором этой компании) и аффилированные с ней OGC Shipping и Conmar Maritime.
В 2023 году первые две компании закупили у ПАО "Сургутнефтегаз" около 38 млн баррелей по средней цене $82 за баррель, а в январе-мае Black Pearl Energy Trading приобрела 20,6 млн баррелей нефти в среднем по 83,7 за баррель. В результате сделок с этими компаниями "Сургутнефтегаз" получил на 1,4 млрд больше выручки, чем следовало с учетом ценового потолка, - отмечают журналисты.
Неплохой результат, не так ли?
Журналисты также обнаружили связь Халявина с компаниями, которые владеют несколькими танкерами. Ранее он называл себя "генеральным менеджером" компании Sparta Shipmanagement. Издание узнало, что она зарегистрирована на Кипре по тому же адресу, что и компания Lagosmarine, которая связана с группой компаний-пустышек, которым принадлежат танкеры Clyde Noble, Sagar Violet и Caroline Bezengi.
Конечно, Халявин не единственный свет в российском окошке, всего, по данным The Insider, Россия получает от продаж нефти выше потолка около 7–11 млрд долларов в год.
Терпеть такое нашим "партнёрам" было нестерпимо, и не сумев ограничить торговлю российской нефтью боле или менее цивилизованными методами, они переходят к чисто физическим. Задержания и аресты наших кораблей стали уже почти обыденностью, а теперь в ход пошла и взрывчатка.
Первой ласточкой стало потопление близ Испании нашего сухогруза Ursa Major и вот дошла очередь до танкера прямо в российском порту.
А вот здесь есть свои тонкости. "Партнёрам" очень хочется воспрепятствовать транспортировке наших нефтепродуктов по Балтике, ведь Усть-Луга и Новороссийск - два крупнейших порта, специализирующихся на этом. Но получить разлив 130 000 тонн мазута в Балтике им отнюдь не хочется - на виду, что сотворили всего лишь 4000 на Чёрном море. Это был бы чудовищный удар по экологии прибалтийских стран.
А тут смотрите, как удачно - и судно выведено из строя, получив затопление машинного отделения и сев на дно,- и опасности разлива нет. Зато есть повод верещать, что эксплуатация их исключительно опасна и протащить решения, вообще запрещающие их работу на Балтике.
Сейчас интернет полон версий о том, что взрывы на Коале дело рук диверсантов, но все ли так считают? Вот текст из "Московского комсомольца":
"...Мнения среди экспертов, опрошенных «МК», тоже разнятся. Генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов считает, что такие случаи связаны с износом судов:
«Я не стал бы делать сенсационных заявлений по поводу диверсии. Суда все время находятся где-то в дороге, и вряд ли какие-то посторонние лица будут проникать на борт во время его стоянки у причала. Поэтому говорить о том, что это диверсия, не стоит. Зато стоит иметь в виду, что многие наши суда находятся в весьма плачевном состоянии. В таком состоянии какие-то совершенно нелепые случайности могут привести к тяжелым последствиям».
Я в отличие от почтенного пенсионера ФСБ являюсь бывшим судовым механиком, и категорически не способен представить себе, как при подготовке к запуску двигателя или самом запуске могут произойти три (!) отдельных взрыва, два из которых проделают дыры в корпусе размером 4х2 метра плюс ещё одну 1х0,8 метра.
А не хочет ли господин генерал-майор немного затушевать неспособность наших органов безопасности предотвратить подобные случаи? Тут, кстати, на глаза попалась заметка на эту тему в британской The Standard, в которой есть такой пассаж:
“Ambrey is aware of recent incidents in which vessels trading from Ust-Luga with a similar trading profile have suffered multiple explosions under the waterline at the aft,” said the security experts.
«Эмбри известно о недавних инцидентах, когда суда, следовавшие из Усть-Луги с аналогичным торговым профилем [т.е. нефтепродукты или саму нефть везли], пострадали от многочисленных взрывов под ватерлинией в кормовой части», — заявили эксперты по безопасности.
Эмбри - это серьёзное агенство по предотвращению всевозможных рисков в судоходстве
Мне лично известно только об Ursa Major, не более. А вот англичане пишут об этом во множественном числе. И если это так, то бывшего генерал-майора вполне можно понять.
А теперь вернёмся к известной притче о лягушке, которую варят медленно. Взорвали "Северные потоки" - ничего не последовало, стали задерживать и арестовывать суда, работающие на Россию - ничего, теперь их начали попросту взрывать. Выпрыгнет ли наконец лягушка из этого котелка?
....................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4