За 300 лет до нашей эры древнегреческий философ Эпикур выделил особый тип удовольствий, перед которыми человек беззащитен, и который с большой лёгкостью отнимает сначала душу, а потом жизнь.
Мозг и удовольствия
Мы привыкли связывать эволюционное учение с именем Чарльза Дарвина. Но Дарвин не начинал с пустого места: его гений питался идеями мыслителей прошлых эпох. Ещё Тит Лукреций Кар в своей знаменитой поэме "О природе вещей" формулирует древнейшие представления о постепенном развитии живого (в том числе о наследственности) и рассказывает о том, что первобытные люди создавали цивилизацию постепенно, осваивая новые навыки, обучая друг друга и изменяя таким образом среду обитания.
Тит Лукреций Кар, римский поэт, философ (I век д.н.э.) Один из наиболее ярких и знаменитых представителей эпикурейского учения.
Лукреций выражал идеи Эпикура, жившего двумя веками ранее.
Эпикур считал, что все удовольствия бывают естественными и противоестественными. "Естественные" - это значит, соответствующие жизни в естественной, природной среде: еда, сон, секс. Так как поддержание жизни связано с этими типами удовольствий, то наш мозг научился как-то их контролировать. Это выражается в том, что, удовлетворяя данные виды удовольствий, мы рано или поздно достигаем фазы пресыщения и останавливаемся. Поэтому их удовлетворение носит циклический характер.
А с противоестественными удовольствиями всё не так.
Ведь противоестественные виды удовольствий создал сам человек в горне цивилизации, а его мозг, остающийся мозгом первобытного человека, оказывается перед ними беззащитным: он стремится их удовлетворить, но... Но фазы насыщения здесь никогда не будет. Именно поэтому противоестественные удовольствия легко разрушают сначала душу человека (психику), а потом отнимают и саму жизнь.
Об этом нас предупреждал Эпикур 2300 лет назад. Давайте воспользуемся его предупреждением и поищем в современном мире удовольствия, которые можно назвать противоестественными.
Ловушки цивилизации
Мы живём в мире развлечений и удовольствий, многие из которых являются противоестественными и не имеют фазы насыщения. Давайте проведём беглый анализ окружающей нас общественной реальности и составим небольшой перечень противоестественных удовольствий, двигаясь от наиболее очевидных угроз к наименее очевидным.
1. Наркомания.
Вот что мне рассказывал человек, избавившийся от наркотической зависимости:
- "Соль" обладает свойством постоянно бить по дофаминовой кнопке: ты употребляешь, приходишь в возбуждение, но тебе мало - нужно ещё и ещё. И пока у тебя есть деньги, ты будешь их спускать на очередную дозу. Этот марафон длится несколько дней, пока твои карманы полностью не опустеют...
Пустеют, конечно, не только карманы. Пустеет нервная система, а вслед за ней пустеет и жизнь наркомана.
2. Лудомания.
Зависимость от игр имеет ту же схему: ложное осознание возможности случайного выигрыша подталкивает лудомана делать очередную ставку. Всплески дофамина, которые случаются каждый раз от очередного выигрыша, не позволяют расслабиться и остановиться. Фазы насыщения нет: игроман будет бросать монетки в автомат, пока они у него есть.
3. Жажда денег и славы.
Эпикур особо останавливается на этом типе противоестественных удовольствий, говоря своим ученикам: "Хочешь сделать кого-то богатым - умерь его страсть к деньгам". И это верно, потому что аппетит приходит во время еды. И чем больше человек погружается в гонку за социальным статусом и доходами, которые часто тесно связаны друг с другом, тем сложнее ему избавиться от синдрома упущенной выгоды.
А вот, что по этому поводу говорит наш современник, американский социолог Филипп Слейтер:
- Отличие тех, кто помешан на деньгах, от всех прочих, кто страдает от зависимости, заключается в том, что они крайне успешно внедрили в массы идею, что их зависимость - это норма.
4. Трудоголизм.
Активность первобытных людей была тесно связана с суточным ритмом: день подразумевал охоту и собирательство, ночь - отдых и сон. Всё изменилось, когда в наш мир вторглись технологии. Теперь мы можем работать круглые сутки, если научимся подстёгивать себя дофамином.
Трудоголику так же сложно достичь фазы насыщения, как и наркоману.
Он научился оценивать себя по количеству решённых задач и по степени своей полезности компании. Здоровье, семья, увлечения - всё будет положено на алтарь богини Работы, и она сначала опустошит его душу, а потом жизнь.
Парадоксальность учения Эпикура заключается в том, что предупреждая людей о коварстве удовольствий, он строил свою философию на удовольствиях. Для Эпикура счастье без удовольствия немыслимо, но, вместе с тем, оно не упирается в вульгарный слепой гедонизм. Мера и баланс, гармония и мудрость, умение смотреть в перспективу и видеть последствия своих поступков - вот, что по мнению Эпикура лежит в основе счастливой жизни, потому что именно эти инструменты позволяют управлять удовольствиями, а не рабски склоняться пред ними.